Налоговый Кодекс РФ в системе налоговых органов РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:17, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. История становления и развития налоговых органов 2. Понятие и состав налогового законодательства 3. Место и роль налогового кодекса в налоговом законодательстве 4. Пути совершенствования налоговой системы РФ и налоговая политика на 2013-2015 года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.[5]
В конце апреля текущего года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а 2 мая текущего года данный документ был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ является основополагающим для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах соответствующими органами власти и внесения их в Правительство Российской Федерации, что объективно способствует увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Нельзя не отметить роль данного документа для субъектов предпринимательской деятельности и граждан.
Структура документа состоит из двух блоков: в первом разделе подводятся основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде, включающем текущий год и двухлетний плановый период за ним, а во втором – содержится анализ предполагаемых мер в области налоговой политики, планируемых на следующий год и следующий за ним двухлетний период.
Если говорить о будущем состоянии налоговой системы в периоде 2013-2015 гг., то согласно Основным направлениям приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе; поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности; поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации с сохранением на прежнем уровне налоговой нагрузки по секторам экономики.
Достижению вышеуказанных целей будет способствовать налоговый маневр, который заключается в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении ее на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.[9]
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Налогообложение природных
ресурсов.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимость.
4. Сокращение неэффективных
налоговых льгот и освобождений.
5. Совершенствование налога
на прибыль организаций.
7. Противодействие уклонению
от налогообложения с использованием
низконалоговых юрисдикций.
8. Страховые взносы на обязательное
пенсионное, медицинское и социальное
страхование.
Рассмотрим наиболее значимые изменения в этой группе мер.
Прежде всего необходимо сказать, что в сфере налогообложения природных ресурсов готовится внедрение новых механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты с экономической точки зрения и применяемой в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли – это установление ставок НДПИ в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых превышает 50 процентов.
Традиционное повышение ставок акцизов произойдет в 2015 году по алкогольной продукции на 25 процентов от установленной ставки 2014 года (ст. 193 НК РФ), на сигареты и папиросы – в пределах 20 процентов от ставок 2014 года. Незначительно будут повышены ставки на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, - в пределах 11 процентов от ставок 2014 года, на моторное топливо и прочие подакцизные товары в пределах 10 процентов по отношению к ставкам 2014 года.
Планируемое завершение оценки капитального строительства в 2012 году Минэкономразвития будет являться завершающим этапом по введению налога на недвижимость, к числу плательщиков которого первоначально предполагается отнести только физических лиц, имеющих в собственности недвижимое имущество, земельные участки или обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на землю. В законопроекте о введении налога на недвижимость предусматривается система налоговых льгот в виде стандартных и социальных вычетов в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.[9]
Достаточно активно обсуждаемый в последнее время вопрос о введении налога на роскошь или о налогообложении престижного потребления также нашел отражение в Основных направлениях налоговой политики. Налогообложение престижного потребления предусматривается в рамках планируемого к введению налога на недвижимость и действующего транспортного налога. По налогу на недвижимость предполагается установить максимальную ставку для всех объектов недвижимости в собственности одного физического лица, если кадастровая стоимость всех данных объектов превышает 300 млн. руб. По транспортному налогу ожидается введение минимальной ставки без возможности ее снижения регионами для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 рублей за 1 л.с., а также увеличение базовых ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт. Повышенные ставки будут иметь действие к перечисленным выше транспортным средствам 2000 года выпуска и позже, и если они не используются исключительно для участия в спортивных соревнованиях.[8]
Продолжится работа по инвентаризации и оптимизации налоговых льгот в целом и по региональным и местным налогам, в частности. Планируется поэтапно отменить наиболее «дорогостоящие» льготы для бюджета по налогу
на имущество организаций в отношении
железнодорожных путей общего пользования,
магистральных трубопроводов, линий энергопередачи
с установлением в течение 7 лет пониженных
предельных налоговых ставок для таких
категорий налогоплательщиков.
Совершенствование налогообложения прибыли будет идти по трем направлениям. Первые два направления связаны с необходимостью уточнения отдельных положений законодательства, ввиду достаточно широкого распространения среди налогоплательщиков «хороших» условий налогообложения
и, как следствие, ведущих к бюджетным
потерям. Первое направление связано с
уточнением доходов, получение которых
не влияет на налоговую базу по налогу
на прибыль организаций (касается доходов
в виде имущества, имущественных прав
или неимущественных прав, которые переданы
акционерами (участниками) обществ (товариществ)
в целях увеличения чистых активов, а второе
– с уточнением порядка признания отдельных
видов расходов, в частности, при применении
специального коэффициента 2 к основной
норме амортизации в отношении амортизируемых
основных средств, используемых в условиях
агрессивной среды и (или) повышенной сменности.
Если говорить о третьем направлении,
то оно связано с появлением в будущем
в налоговом законодательстве по налогу
на прибыль возможности заключать соглашения
о распределении расходов между участниками
группы взаимозависимых компаний.
И заключительный блок изменений в данной группе мер, безусловно, связан с совершенствованием налогового администрирования. Основная задача предлагаемых здесь изменений – снижение уровня административной нагрузки за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Среди обозначенных мер можно выделить изменения, которые будут направлены на усиление информационного взаимодействия между налоговыми органами и банками, контроля за налогоплательщиками, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством участия «фирм-однодневок», а также на постепенный переход
представления всех первичных документов
в налоговые органы в электронном виде.
Несмотря на то, что в настоящее время страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в налоговую систему не включены, нельзя не отметить предложение, содержащееся в Основных направлениях относительно сохранения общего тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды после льготного периода 2012-2013 в размере 30 процентов и на последующие года. 10-ти процентный тариф, предусмотренный при достижении базы обложения страховыми взносами предельной величины, предлагается также сохранить.[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система российского законодательства ежегодно пополняется новыми законами, подзаконными нормативными актами, в числе которых множество посвященных налогам и сборам. Они призваны регулировать сложные общественные отношения. Нормы налогового права призваны регулировать, направлять действия субъектов правоотношений в нужном русле, исходя из принципов разумности и справедливости. Требования данных норм должны точно и безусловно выполняться субъектами права, а их нарушители непременно должны привлекаться к ответственности.
Одной из основных обязанностей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Каждый законопослушный гражданин Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержанию порядка внутри государства.
Рассматривая органы государственного контроля, осуществляющие управление и контроль в сфере налогообложения, их функции и полномочия, можно сделать следующий вывод, что Федеральная налоговая служба России активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, повышая налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечивая правильность полноту и своевременность поступления налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды.
Успешное решение данной обязанности, стоящей перед налоговыми органами, достигается по средствам четкой системы управления и разграничения функций взаимодействующих сторон.
Развитием системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и другими организациями, становится неотъемлемой частью общего процесса планирования для всех профильных подразделений Федеральной налоговой службы России и подведомственных организаций.
Так по средствам информационного взаимодействия с налогоплательщиками в целях повышения уровня обслуживания налоговые органы представляют информацию по различным средствам телекоммуникаций и периодических изданий, способствуя пониманию неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов и сборов.
Предоставляемая информация облегчает работу налоговых органов тем, что всю необходимую информацию налогоплательщик при желании может получить очень быстро с необходимыми разъяснениями и комментариями. Осведомленность налогоплательщиков о законодательстве, и о мерах которые предусмотрены за их нарушение, позволяет сократить число налоговых преступлений.
Содержание
Налоговый кодекс ч. I и II. 2012
Конституция РФ
3. Смит А.Исследования о природе
и причинах богатства народов. – М: Соцэкгиз,
1935.
4. http://know.su/link_6295_32.html
5. Черник Д.Г., Павлов Л.П. Налоги
и налогообложение: Инфра-М //М., 2009
6. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое
право. Учебник// М.,2005.
9. Консультация с доцентом
кафедры Налогов и налогообложения
ФГБОУ ВПО «Российский экономический
университет им. Г.В. Плеханова» Б.О. Владимировна/ olbel75@mail.ru
07.07.2012