Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:49, контрольная работа
Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.).
1. Налоговой контроль……………………………………………………………………2
1.1 Налоговый контроль, его понятие и значение……………………………….2
1.2 Формы и методы налогового контроля……………………………………….4
1.3 Виды налогового контроля…………………………………………………….5
1.4 Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…...7
1.5 Основные направления совершенствования налогового контроля…………9
2. Законодательство по налогам и сборам и иные нормативные
правовые акты о налогах и сборах……………………………………………………...12
2.1 Международные договоры Российской Федерации………………………..14
2.2 Налоговый кодекс РФ………………………………………………………...14
2.3 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти……………18
2.4 Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени………...18
Список использованных источников…………………………………………………...20
Оглавление
1. Налоговой контроль………………………………
1.1 Налоговый контроль,
его понятие и значение……………………
1.2 Формы и методы
налогового контроля……………………………
1.3 Виды налогового контроля…………………………………………………….5
1.4 Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…...7
1.5 Основные направления
совершенствования налогового
2. Законодательство по налогам и сборам и иные нормативные
правовые акты о налогах
и сборах……………………………………………………..
2.1 Международные договоры Российской Федерации………………………..14
2.2 Налоговый кодекс РФ………………………………………………………...14
2.3 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти……………18
2.4 Действие актов
Список использованных источников………………………………………………….
1. Налоговой контроль
1.1 Налоговый контроль, его понятие и значение
Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основная цель - содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе финансирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль в первую очередь направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.
Налоговые поступления являются основным доходным источником бюджетов всех уровней. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля. Налоговый контроль основывается на определенных принципах.
Основными элементами налогового контроля являются:
- субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
- объект контроля;
- формы и методы контроля;
- порядок осуществления налогового контроля;
- мероприятия налогового контроля;
- направления налогового контроля и другие.
Налоговый контроль включает следующие элементы:
- Субъект;
- Содержание;
- Объект.
Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны.
Объектом государственного
налогового контроля является вся совокупность
налоговых отношений как импера
Порядок осуществления налогового контроля регламентирован гл. 14 НК РФ. Другим нормативно-правовым источником, регулирующим сферу налогового контроля, являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения.
Налоговый контроль - завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.
1.2 Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.
При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ, синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля - стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов.
1.3 Виды налогового контроля
Налоговый контроль может проявляться в различных его видах. Существует определенная классификация видов налогового контроля в зависимости от выбранного критерия.
В соответствии с этой классификацией выделяют следующие виды налогового контроля:
1) По величине объекта
контроля или по объему
- Комплексный (полный)
контроль. Предусматривает полное
изучение информации о
- Тематический (частичный)
контроль. В ходе тематического
контроля исследуются
2) По характеру контрольных мероприятий:
- Плановый контроль. Налоговая
проверка проводится по плану-
- Внезапный (внеплановый) контроль.
3) По времени проведения:
- Предварительный контроль.
Используется на стадии
- Текущий контроль. Носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных учета и отчетности.
- Последующий контроль.
Это проверка, проводимая по окончанию опреде
4) По методу проверки документов
- Сплошной контроль. Предполагает
изучение всех первичных
- Выборочный контроль.
Выборочная форма проверки
5) По источникам данных
- Документальный контроль.
Проводится на основании
Реализуется документальный контроль следующими приемами: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка по отражению операций в аналогичных документах контрагента или по отражению данной операции в других документах и учетных записях; оценка правильности отражения данных первичного документа на счетах бухгалтерского и налогового учета; экономический анализ.
- Фактический контроль. Предполагает всестороннее изучение деятельности предприятия и полноценности первичных документов; подтверждается специальными приемами фактического контроля. К методам фактического контроля относятся: инвентаризация, обследование, экспертиза и др.
6) По месту проведения:
- Камеральные проверки. Проводятся без выхода налогового инспектора к налогоплательщику, по материалам, предоставленным налогоплательщиком.
- Выездные проверки -
проверки с выходом к
1.4 Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля
Налоговый контроль - одна из функций государственного управления, представляющая собой систему наблюдения за финансово - хозяйственной деятельностью плательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.
Осуществление налогового контроля наделяет сотрудников государственной налоговой службы широким кругом прав и возможностей осуществления контрольных мероприятий.
В компетенцию налоговых органов включено право производить проверки документации по исчислению и уплате налогов в предприятиях, организациях, учреждениях любой формы собственности, в т.ч. совместных предприятиях, объединенных организациях с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, министерств и ведомств. При этом налоговый работник может потребовать необходимые объяснения, справки и иные сведения, касающиеся хозяйственной деятельности плательщика и необходимые для проверки.
Налогоплательщик имеет право не предоставлять сведения, которые составляют коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих налоговую тайну, должен быть оформлен в виде приказа руководителя предприятия, в противном случае ссылки должностных лиц на это обстоятельство при непредставлении сведений о финансово - хозяйственной деятельности в расчет не принимаются.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определены Правительством РФ, к числу которых относятся:
- Учредительные документы
(решение о создании или
- Документы, дающие
право заниматься
- Сведения по установленным
формам отчетности о финансово
- хозяйственной деятельности и
иные сведения, необходимые для
проверки правильности
- Документы об уплате
налогов и обязательных
- Сведения о численности, составе работающих, их заработной платы и условий труда;
- Сведения о загрязнении
окружающей среды, нарушении