Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.).

Содержание

1. Налоговой контроль……………………………………………………………………2
1.1 Налоговый контроль, его понятие и значение……………………………….2
1.2 Формы и методы налогового контроля……………………………………….4
1.3 Виды налогового контроля…………………………………………………….5
1.4 Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…...7
1.5 Основные направления совершенствования налогового контроля…………9
2. Законодательство по налогам и сборам и иные нормативные
правовые акты о налогах и сборах……………………………………………………...12
2.1 Международные договоры Российской Федерации………………………..14
2.2 Налоговый кодекс РФ………………………………………………………...14
2.3 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти……………18
2.4 Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени………...18
Список использованных источников…………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение В-1.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

- Сведения об участии  должностных лиц предприятий  в кооперативах, малых организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В случае непредставления  или отказа предоставить налоговым  органам документы, связанные с  исчислением и уплатой налоговых  платежей обязательного характера, могут быть приостановлены финансовые операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и иным счетам в банках, на основании предписания установленной формы, которое подписывается руководителем налогового органа или его заместителем.

Кроме того, налоговые  органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций, граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающихся хозяйственной деятельности плательщика в целях правильности налогообложения.

При осуществлении своих  полномочий органы налоговой службы вправе обследовать все производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций, учреждений и граждан, независимо от места их нахождения, которые используются для извлечения дохода либо связаны с содержанием объектов налогообложения.

При отказе лиц допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию, следует учитывать, что в этом случае их облагаемый доход может быть определен на основании документов о получении ими доходов на условиях обложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью. Круг лиц, подлежащих налоговому контролю, не ограничивается только налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Налоговые органы имеют право проверять налоговых агентов, т. е. лиц, в соответствии с законодательством несущих обязанности по начислению, удержанию и перечислению в бюджет налога вместо налогоплательщика, а также банки и кредитные учреждения, которые ответственны за кассовое исполнение бюджета.

Налоговые органы вправе требовать  от руководителей проверяемого предприятия  устранения выявленных нарушений законодательства о налогах.

 

 

1.5 Основные направления совершенствования налогового контроля

 

 

Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- Наличие эффективной системы  отбора налогоплательщиков для  проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее  оптимальное направление использования  ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- Применение эффективных форм, приемов и методов налоговых  проверок, основанных как на разработанной  налоговым ведомством единой  комплексной стандартной процедуре  организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- Использование системы оценки  работы налоговых инспекторов,  позволяющей объективно учесть  результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает  особую значимость в условиях современной  России. Система отбора, о которой было сказано выше наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор. Это позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Основным направлением совершенствования  системы налогового контроля является переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Практика показала, что  весьма полезным в работе налоговых  инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также  значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Особенно актуальным представляется применение косвенных  методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может  принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения.

Наиболее распространенными  из них являются следующие:

- Метод общего сопоставления  имущества;

- Метод, основанный  на анализе производственных  запасов. Используя данный метод,  можно дать оценку достоверности  отраженного в отчетности объекта  продаж с затратами на производство.

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой  оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности, налоговому инспектору зачитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов.

Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование  форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет  постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

 

2. Законодательство по  налогам и сборам и иные  нормативные правовые акты о  налогах и сборах

 

 

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных  актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о  налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; 

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;  

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст  НК понятия «законодательство о  налогах и сборах» и определение  его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и  иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее  время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся  любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов  о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о  местных налогах и сборах принимаются  представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

 

 

2.1 Международные договоры Российской Федерации

 

В НК подтвержден приоритет  норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными  формами международных договоров  РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются: 

– соглашения (договоры) об избежание двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться  в заключенных РФ консульских  конвенциях.

 

 

2.2 Налоговый кодекс РФ  

 

 

 

 Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действующий НК состоит  из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав. 

Информация о работе Налоговый контроль