Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговый контроль.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от запланированности следует выделить плановый и внеплановый налоговый  контроль. Плановый - это такой контроль, который осуществляется в соответствии с ранее составленным планом (например, плановая выездная налоговая проверка). Напротив, внеплановый налоговый контроль осуществляется не в соответствии с планом, а при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом (например, выездная налоговая проверка организации, проводимая в связи с ее ликвидацией или реорганизацией).

В зависимости от статуса проверяемых лиц бывает налоговый контроль: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, в зависимости от субъектов, проводящих контроль, выделяют контроль налоговых органов; таможенных органов; органов государственных внебюджетных фондов. 12 Данная классификация представляется несколько устаревшей. Дело в том, что действующая редакция НК РФ не предусматривает возможности осуществления налогового контроля каким-либо иными властными структурами, кроме налоговых органов.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку  от правильного выбора контролирующими  субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности. 13 В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

 

 

Принципы  налогового контроля.  
       Принцип есть научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают. 
       Правовой принцип концентрирует в себе общеобязательное для всех требование, оформляющее базовую идею какого-либо явления. При этом свойство общеобязательности он приобретает лишь тогда, когда происходит его юридическое закрепление в нормативных актах, т. е. когда принцип приобретает правовой характер. 
       Принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения. 
       Общеправовыми принципамихарактерными для налогового контроля являются: 
       1. Принцип законности.  
       Он подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов (ст. 32 НК РФ). 
       2. Принцип юридического равенства.  
       В сфере налогообложения этот принцип отражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ). 
       3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина . 
       Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями. Этот принцип в сфере налогообложения трансформируется в целый ряд специально-правовых принципов, которые мы рассмотрим далее. 
       4. Принцип гласности.  
       Означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ); при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ). 
       5. Принцип ответственности . 
       Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений. 
       6. Принцип защиты прав.  
       Защита прав субъектов гарантируется на любом этапе развития налоговых отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности. 
       Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи следующие принципы контроля. 
        Принцип независимости . 
       В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц. 
        Принцип планомерности . 
       Подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления. 
        Принцип регулярности (систематичности) контроля . 
       Принцип регулярности действительно очень ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в определенных случаях законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий налогового контроля. 
        Принцип объективности и достоверности . 
       Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком деяний.

 

 

 

 

Виды налогового контроля.  
       В связи с тем что в настоящем исследовании налоговый контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации. Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля. 
       1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность: 
       а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами; 
       б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами. 
       2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц: 
       а) налоговый контроль организаций; 
       б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей; 
       в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. 
       3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица: 
       а) комплексный налоговый контроль – подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица; 
       б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль – осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов; 
       в) целевой налоговый контроль – производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные операции; 
       4.В зависимости от используемых методов и приемов проверки документовналоговый контроль делится еще на два подвида: 
       1) в зависимости от степени охвата предметов контроля: 
       а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов; 
       б) выборочный налоговый контроль предусматривает проверку только части специально отобранных документов. 
       2) В зависимости от источников получения сведений и данных: 
       а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных; 
       б) фактический налоговый контроль, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения; 
       в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц. 
       5.В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля: 
       а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства; 
       б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде; 
       в) последующий налоговый контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов; 
       6.В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля: 
       а) камеральный налоговый контроль – проводится по месту расположения налогового органа; 
       б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица; 
       7.В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий: 
       а) плановый налоговый контроль; 
       б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях. 
       Таким образом, приведенная классификация в зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль.


Информация о работе Налоговый контроль