Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.

На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:

1.исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
2.изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
3.изучение действующих форм и методов налогового контроля;
4.определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие, основные элементы и виды налогового контроля…………………...5

1.1. Методы и формы налогового контроля…………………………………10

2. Понятие, основные элементы и виды налогового учета………………………14

2.1. Субъекты и объекты налогового учета…………………………………17

2.2. Основания налогового учета…………………………………………….18

3. Порядок проведения налогового учета организаций и физических лиц…….20

3.1. Порядок проведения налогового учета организаций…………………..20

3.2. Порядок проведения налогового учета физических лиц………………23

4. Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок…………………………………………………………………………….25

4.1. Технология налоговых проверок………………………………………..28

4.2. Действия налоговых органов по результатам проверки……………….31

5. Методика выявления организаций, уклоняющихся от налоговых выплат….34

6. Анализ изменения численности индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах 2001-2006гг…………………………..39

Заключение………………………………………………………………………….42

Список использованной литературы……………………………………………...46

Приложения…………………………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)
    1. Изменением юридического адреса и государственная перерегистрация организации;
    2. Изменение места жительства физического лица;
    3. Ликвидация (банкротство) организаций;
    4. Ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;
    5. Ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя без образования юридического лица;
    6. Отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;
    7. Прекращение или утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).
 

 

3. Порядок проведения налогового учета организаций и физических лиц

     Порядок проведения налогового учета – это установленная налоговым законодательством последовательность действий налоговых органов по осуществлению регистрации, перерегистрации или снятии с регистрации лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых органов по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков.

     Порядок проведения налогового учета включает:

  1. порядок постановки на налоговый учет;
  2. порядок налогового переучета;
  3. порядок снятия с налогового учета.

     Порядок проведения налогового учета включает в себя определение места осуществления налогового учета; сроков осуществления налогового учета; перечня и форм документов, представляемых для налогового учета; прав, обязанностей и последовательность действий уполномоченных органов и лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету.

     Согласно  п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в  налоговом органе в качестве налогоплательщика  организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение по уплате конкретного налога. Организации и индивидуальные предприниматели (физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, частных детективов и частных охранников) обязаны встать на учет в налоговые органы.

3.1. Порядок проведения налогового учета организаций

     В целях налогового контроля налогоплательщики-организации  подлежат постановке на учет в налоговых органах:

  1. По месту нахождения организации, т.е. по месту государственной регистрации организации (ст. 11 НК РФ);
  2. По месту нахождения обособленных подразделений организаций, т.е. по месту осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;
  3. По месту нахождения принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. В этом проявляется принцип множественности налогового учета.

     Организация, в состав которой входят филиалы, представительства или обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о поставке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение 1 месяца после создания филиала, представительства или обособленного подразделения. Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность организации-налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения.

     При постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного  подразделения, т.е. по месту осуществления  деятельности организации через  свое обособленное подразделение, заявление о постановке на учет представляется по месту нахождения филиала (представительства) в районный налоговый орган одновременно со свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание филиала (представительства).

     Сведения, указанные в заявлении (такие  например, как наименование налогоплательщика-организации, наименование филиала (представительства) и др.), должны соответствовать документам, подтверждающим создание филиала (представительства).

     Постановка  организации на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого  имущества и транспортных средств  производится при наличии двух условий:

  • Недвижимое имущество и транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности (п. 1 ст. 83 НК РФ);
  • Недвижимое имущество и транспортные средства, принадлежащие организации, должны являться объектами, подлежащими налогообложению6.

     Органы, осуществляющие учет и регистрацию  недвижимого имущества и транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

     Заявление организации о постановке на налоговый  учет по месту нахождения подлежащего  налогообложению недвижимого имущества  или транспортных средств подается в налоговый орган по месту  нахождения этого имущества в  течение 30 дней со дня его регистрации (п. 5 ст. 83 НК РФ):

  • Для недвижимого имущества срок исчисляется с даты регистрации права собственности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • Для транспортных средств срок исчисляется с даты регистрации транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»7.

3.2. Порядок проведения налогового учета физических лиц

     Порядок проведения налогового учета физических лиц можно разделить на следующие  виды:

  1. Налоговый учет индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
  2. Налоговый учет физических лиц, занимающихся частной практикой и имеющих соответствующую лицензию, но не подлежащих регистрации в качестве предпринимателей (частные нотариусы, частные детективы, частные охранники);
  3. Налоговый учет иных физических лиц.

     По  общему правилу все физические лица-налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет:

  • По месту жительства;
  • По месту нахождения принадлежащего физическим лицам на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

     Место жительства физического лица является место, где данное физическое лицо постоянно или преимущественно проживает8. В настоящее время институт прописки отменен и введена регистрация физических лиц по месту жительства9.

     Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

     В случае если физическое лицо является предпринимателем или имеет лицензию на занятие частной практикой, оно  подлежит постановке на налоговый учет по месту жительства независимо от места осуществления его деятельности, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством, или случаев, когда налоговый орган самостоятельно определяет место постановки на учет. 

 

4. Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

     Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

     Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными  органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

     Поведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в  хозяйственную деятельность проверяемых  организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает  непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, - с одной стороны, и должностных лиц организации - налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) – с другой стороны. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений.

     Качество  и эффективность проводимых налоговых  проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация  контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля.

     Планирование  является одним из основных базовых  принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.

     После определения указанных выше вопросов необходимо правильно организовать проведение самой налоговой проверки. В организацию налоговой проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление программы, осуществление в установленном порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой проверки и принятие мер по выявлению и предупреждению нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

     Результаты  проведения налоговых проверок оформляются в виде итогового документа – акта налоговой проверки, за достоверность которого соответствующие должностные лица несут персональную ответственность. Органы налогового контроля систематически анализируют итоги проводимых контрольных мероприятий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие налоговые органы представляют соответствующим вышестоящим налоговым органам отчеты о проведении мероприятий налогового контроля, результатах проведенных проверок и т.п. Отчет сопровождается выводами, рекомендациями и предложениями.

     В зависимости от различных критериев  выделяются следующие виды налоговых  проверок.

  1. В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).
  2. В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.
  3. По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.
  4. В зависимости от места проведения проверки и глубины налоговой проверки выделяют камеральные и выездные налоговые проверки. камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные  налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.
  5. В зависимости от включения в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

Информация о работе Налоговый контроль