Налоговый контроль: вопросы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………….. 3
2. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля ……………………………………………………………….. 4
3. Проблемы и направления совершенствования налогового контроля …………………………………………………………………………. 16
4. Заключение
5. Тест
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОПОДНИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Согласно этой статье, налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Положения этого подпункта частично оставили за ФНС право разъяснения и трактовки, спорных нормативно-правовых вопросов, а также оставили у налоговых органов право издания разъясняющих писем. Для более детальной реализации положений этого подпункта приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 г. САЭ301/144 был утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками; 

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Данные нормы не означают превращения Министерства финансов или собственно налоговых органов в консультантов, как по частным вопросам, так и по вопросам последствий в изменениях налогового законодательства. Это следует из того, что, хотя налогоплательщик и обретает значительные права согласно пп. 2 п. 1 ст. 21, но одновременно согласно п. 2 ст. 22 «права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов», а именно они не прописаны достаточно ясно;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данное право, подкрепленное механизмами, предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, способствует паритетности между сторонами налоговых отношений;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам; 

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 

13) требовать соблюдения налоговой тайны; 

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой полиции или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. 

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, а плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов защищены положениями ст. 22 НК РФ. В рамках этой статьи государство гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральными законами. Важно отметить, что права, предоставленные Налоговым кодексом налогоплательщикам, не всегда корреспондируются с обязанностями налоговых органов и их должностных лиц, что вступает в противоречие с п. 2 ст. 22 и порождает недоразумения в отношениях между плательщиками и налоговыми органами на практике. 

Помимо блока прав налогоплательщика НК РФ законодательно определил круг обязанностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика. Эти обязанности постулированы в ст. 23 НК РФ. 

Согласно данной статье, налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги; 

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НКРФ; 

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; 

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Существенным фактом является то, что данный пункт обязывает налогоплательщика к предоставлению документов, как о собственной деятельности, так и деятельности третьих лиц, в отношении которых ведется налоговая проверка;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; 

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеперечисленных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов (в семидневный срок); обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия); обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации); о реорганизации (в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения). 

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также исполнять обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также исполнять обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Новшеством НК РФ является введение в налоговую систему страны института налогового агента, что позволило, наконец решить, например, проблему удержания налогов с иностранных юридических лиц, не являющихся налогоплательщиками по законодательству РФ, в соответствии с мировыми стандартами. Институт налогового агента регламентирован ст. 24 НК РФ. Согласно этой статье, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Законодательство устанавливает для налоговых агентов следующие обязанности: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Указанный перечень обязанностей налогового агента является исчерпывающим, никаких других обязанностей на него не может быть возложено. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, однако для более полного контроля над полнотой удержаний налогов с иностранных налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, на банк, осуществляющий платеж за услуги, оказанные иностранным налогоплательщиком, возложена обязанность контроля за правильностью и полнотой удержания налога перед осуществлением платежа. В том случае, если НДС, например, подлежит удержанию у источника, то одновременно с переводом средств иностранному контрагенту НДС должен быть внесен в бюджет налоговым агентом. 

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности налоговых органов.

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах. Для эффективной защиты экономических интересов государства налоговые органы обладают достаточно широкими правами, но вместе с тем для защиты интересов налогоплательщика от неправомерных посягательств комплекс полномочий государственных налоговых органов должен быть четко очерчен и регламентирован. 

Для адекватного исполнения функций, присущих налоговым органам, им необходимо, во-первых, осуществлять учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, во-вторых, получать от налогоплательщика информацию, необходимую для исчисления налогов, в-третьих, иметь возможность проверки, как предоставленной информации, так и правильности, своевременности и полноты уплаты налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды — либо путем истребования проверяемых материалов в налоговый орган, либо с выездом по месту расположения налогоплательщика. Кроме того, при обнаружении фактов ущемления экономических интересов государства со стороны налогоплательщика посредством неисполнения или ненадлежащего исполнения законодательно возложенных на него обязанностей налоговым органам должно быть предоставлено право защиты интересов государства посредством принуждения налогоплательщика к полному исполнению вышеназванных обязанностей, включая принудительное взыскание налогов.

Права налоговых органов определены в ст. 31 НК РФ. Согласно этой статье, налоговые органы наделены следующими важными правами:

1. Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Здесь важно подчеркнуть, что в НК РФ по сравнению с ранее действовавшей правовой базой законодатель наделил налоговые органы правом требования документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты налогов не только с налогоплательщика, но и с налогового агента, что имеет решающее значение при решении вопросов, касающихся налогообложения иностранных юридических лиц, не являющихся налогоплательщиками по законодательству РФ, обложение доходов которых от источников в РФ осуществляют налоговые агенты.

Кроме того. Налоговый кодекс снял ограничение, ранее установленное Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», — запрет на получение сведений, «составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке», сделав доступными практически все сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Вместе с тем, что вполне естественно в условиях конкурентной экономики, НК РФ определил в ст. 102 режим конфиденциальности всех сведений, полученных налоговыми органами, а также порядок и случаи, при которых информация, имеющаяся у налоговых органов, может стать достоянием третьих лиц. Вместе с тем практика показала некоторое несовершенство существующей версии НК РФ, поскольку нет четкого закрытого перечня документов, которые могут быть затребованы проверяющими органами, отсутствуют некоторые гарантии прав, присущие мировой юридической практике. В частности, мировая практика определяет некоторые случаи, когда налоговые органы не имеют права требовать раскрытия профессиональной тайны от налогоплательщика или иного обязанного лица — врача, адвоката, священника.

Информация о работе Налоговый контроль: вопросы теории и практики