Налоговый контроль: вопросы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………….. 3
2. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля ……………………………………………………………….. 4
3. Проблемы и направления совершенствования налогового контроля …………………………………………………………………………. 16
4. Заключение
5. Тест
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОПОДНИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В условиях крайне слабого финансового контроля этот «промысел» служит для получения громадных, практически не регистрируемых и не облагаемых налогами доходов. Для достижения преступных целей используются различные средства – от прямого подкупа до шантажа, угроз, выявления слабостей и пороков сотрудников налоговых инспекций и членов их семей. Важнейшей частью экономической политики государства должна стать налоговая политика. Комплекс предупредительных мер следует направить на противодействие коррупции в государственном аппарате и органах.

Одним из путей повышения качества налогового контроля можно считать решение вопросов материального стимулирования, роста квалификации кадров и укрепления материальной базы деятельности налоговых инспекций. Главным стратегическим направлением совершенствования работы налоговых органов в сфере налогового контроля выступает необходимость внедрения в практику новых форм и методов налогового контроля.

На сегодняшний день основные схемы уклонения от налогообложения основаны на использовании двойной бухгалтерии, а также сложных механизмов сокрытия объектов налогообложения, связанных с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Выявить такие схемы на основе использования только метода проверки учетной документации просто невозможно. Поэтому главной задачей контрольной работы налоговых органов является задача усиления аналитической составляющей работы, внедрения в практику налогового контроля комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

Основной акцент в решении данной проблемы необходимо сделать на усилении роли и значимости камеральных проверок налоговой отчетности, чтобы в перспективе они стали основной формой налогового контроля.

Если еще три-четыре года назад камеральные проверки состояли преимущественно в арифметической проверке правильности подсчета сумм налогов, имели крайне низкую эффективность и даже вносились предложения об их отмене, то в настоящее время в соответствии с действующей методикой важнейшей составной частью процедуры камеральной проверки является камеральный анализ налоговой отчетности.

В процессе данного анализа предполагается применение самых разнообразных приемов анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным предприятиям, проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями, проверка этих показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников, предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины.

Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок постоянно находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля.

Актуальность данной темы очевидна, поскольку в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчивается безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет.

Такая ситуация вызывает необходимость внесения существенных изменений в действующую методику планирования контрольных мероприятий, которая имеет ряд существенных недостатков:

1) преимущественно запросный режим  отбора налогоплательщиков для  выездных налоговых проверок, когда критерии отбора вводятся налоговыми органами самостоятельно, что не исключает влияния на процесс отбора субъективного фактора;

2) методика не учитывает отраслевую  специфику налогоплательщиков и  не сориентирована на сопоставление  уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли.

Для решения указанной задачи необходимо перейти на использование имитационных моделей, позволяющих налоговым органам в режиме реального времени получать значения основных финансовых, налоговых и прочих факторов, определяющих величину налоговых платежей хозяйствующих субъектов.

Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия. Во-первых, активно развивать информационные системы. Во-вторых, продолжить переход от контроля по территориальному признаку к отраслевому. Работая с аналогичной организацией и одной имитационной моделью, налоговый инспектор быстро приобретет опыт для перехода от количественного контроля к качественному анализу данных налоговой отчетности.

Кроме того, можно будет производить отбор налогоплательщиков – кандидатов на проведение проверок уже на этапе декларационной компании. Критерием такого отбора могут служить существенные отклонения от среднестатистических показателей аналогичных субъектов за данный период времени.

В-третьих, необходимо модернизировать рабочее место налогового инспектора: в идеале он уже на стадии принятия налоговой декларации должен иметь возможность указать должностным лицам организации на существенные расхождения в фактических и расчетных объемах налоговых платежей.

Одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия.

Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение мероприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. По общему мнению, проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными. Как показывает практика работы налоговых инспекций значительно увеличивает результативность контроля применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможные определения размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями.

Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.

Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

Право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные. Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Кроме этих методов применяются и некоторые другие.

Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране: с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом на правлении. Федеральная налоговая служба России с учетом мирового опыта, вынесла соответствующее предложение в законодательный орган. Решение данного вопроса, наделила бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.

В настоящее время самой проблемной сферой работы налоговых органов является работа с так называемыми фирмами-однодневками. Значительная часть этих организаций является спящими компаниями, готовыми в любой момент стать участниками схем уклонения от уплаты налогов. В последнее время ФНС РФ решительно нацелено на всемерное усиление борьбы с фирмами-однодневками.

Контрольная работа в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность, проводится налоговыми органами на постоянной основе с принятием конкретным мер по их своевременному выявлению, сбору необходимой информации об их деятельности, направлению ее в правоохранительные органы, предъявлению исков в суды о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или о ликвидации организации по основаниям, установленным законодательством. К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этими методами.

Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы. Следует предусмотреть установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства, заблаговременное пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТЫ

1.Налоговыми органами  РФ являются:

А) Федеральная налоговая служба;

Б) Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения;

В) Федеральная налоговая служба, таможенные органы, органы государственных внебюжетных фондов.

2.Налоговые органы осуществляют свои функции посредством:

А) исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и федеральными законами;

Б) реализации прав, закрепленных за ними Налоговым кодексом и федеральными законами;

В) реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и федеральными законами.

3.Налоговый контроль  может осуществляться только  в отношении:

А) налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;

Б) налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банков;

В) любых лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

4.Физические лица-налогоплательщики  подлежат постановке на учёт  в налоговых органах:

А) по месту жительства;

Б) по месту получения доходов;

В) по месту жительства и по месту нахождения принадлежащего им имущества и транспортных средств.

5.Видами налоговых проверок  являются:

А) документальная и выездная;

Б) выездная и камеральная;

В) документальная, выездная и камеральная.

6.Постановленному на  учёт в налоговом органе физическому  лицу должно направляться:

А) уведомление о постановке на учёт;

Б) свидетельство о постановке на учёт;

В) уведомление о необходимости получить свидетельство о постановке на учёт.

7.Идентификационный номер  налогоплательщика-организации представляет  собой код, состоящий из:

А) двенадцати цифр;

Б) одиннадцати цифр;

В) десяти цифр.

8.По окончании камеральной  проверки:

А) в течение трёх дней составляется акт;

Б) не требуется в соответствии с Налоговым кодексом РФ составлять акт;

В) акт может не составляться по решению руководителя налогового органа.

9.Без специального разрешения  руководителя налогового органа  проводятся:

А) камеральные проверки;

Б) любые налоговые проверки, если они осуществляются в рамках компетенции должностных лиц налоговых органов;

В) встречные проверки.

10.Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены:

А) три года, предшествовавшие дате проверки;

Б) три года, предшествовавшие году проведения проверки;

В) три года, включающие год проведения проверки.

11.Проведение выездных налоговых проверок запрещается:

А) по одним и тем же видам налогов за уже проверенные налоговые периоды;

Б) по одним и тем же видам налогов за уже проверенные налоговые периоды, если нет специального разрешения вышестоящего налогового органа;

В) по одним и тем же видам налогов за уже проверенные налоговые периоды, за исключением случаев, прямо указанных в Налоговом кодексе.

12.Подписание акта выездной  налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) означает:

А) подтверждение согласия с выводами, указанными в акте;

Б) подтверждение факта ознакомления с актом;

В) отказ от права оспорить выводы проверяющих.

13.Должностными лицами  налоговых органов, проводившими выездную налоговую проверку составляются следующие документы:

А) справка;

Б) акт;

В) справка и акт.

14.Налоговую тайну составляют:

А) любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике;

Б) любые полученные налоговым органом сведения, за исключением указанных в налоговом кодексе;

В) любые полученные налоговым органом сведения, относимые к коммерческой тайне.

15.Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику:

А) не позднее одного месяца после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;

Б) не позднее трёх месяцев после наступления срока уплаты налога;

В) не позднее трёх месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

 

 

Информация о работе Налоговый контроль: вопросы теории и практики