Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
1.1 Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
1.2 Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
1.3 Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
Приложение
Налоговые санкции налагаются налоговыми бюро и указываются непосредственно в самом извещении о контроле или же в ряде случаев в последующем извещении.
Налоговые споры рассматриваются налоговыми комиссиями трех уровней. Рассмотрение споров обычно затягивается, и до их разрешения может пройти 5 - 6 лет. В особых случаях допускается обращение в кассационный суд. Налогоплательщик должен иметь своего представителя в комиссии. Все затраты по ведению судебного разбирательства падают на долю потерпевшей поражение стороны. Введено и положение о предоставлении возможности налогоплательщику заранее уладить конфликт посредством подачи заявления о проведении предварительного анализа положения. До 90% всех налоговых споров обычно выигрывают налогоплательщики.
Налоговые управления обеспечивают выполнение обязательств по уплате налогов путем их регистрации в специальном реестре, податном списке. Реестр представляет собой распоряжение, распространяющееся на всех правоспособных налогоплательщиков, относительно содержания их налоговых обязательств. Он составляется работниками местных налоговых бюро, а затем зарегистрированные в нем сведения сообщаются окружным налоговым бюро, которые следят за уведомлением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов.
В случаях, когда уплата налогов не укладывается в установленные реестром сроки, агентства по сбору налогов могут применить меры по их насильственному изъятию, чему предшествует уведомление о просроченных платежах. Если и после уведомления о задержке с платежами налогоплательщик не выплачивает причитающихся по налоговому реестру сумм отчислений, налоговые агентства могут наложить на его имущество арест. Имущество, на которое накладывается арест, может быть распродано на аукционе, если налогоплательщик-должник не примет мер по выплате положенных платежей.
Итальянским законодательством были введены особые правовые нормы уголовного характера по налоговым правонарушениям. Правонарушения (преступные деяния) налогового характера считаются особо тяжкими в следующих случаях:
- незаполнение декларации при доходах свыше 25 тыс. евро;
- неуказание порядка ведения бухгалтерских записей;
- выписка и использование фиктивных счетов-фактур;
- занижение размера доходов.
В таких случаях у налогоплательщика проверяется бухгалтерский учет, и все акты проверок передаются в судебные органы, которые должны на этапе предварительного следствия принять решение о передаче дела в суд. Важная роль в системе органов, контролирующих налогообложение как юридических, так и физических лиц, принадлежит Финансовой гвардии, или налоговой полиции Италии. Она существует более 200 лет, с 1881 г. ей было поручено контролировать всю систему налогообложения страны. Современная структура и функции Финансовой гвардии установлены законом от 1959 г. Она входит в состав Министерства финансов.
Проверки или ревизии завершаются принятием соответствующего акта и его рассылкой департаменту по прямым налогам, департаменту по учету НДС, архиву и картотеке налогоплательщиков, отделу по учету налогов с недвижимости, местному налоговому управлению.
Таким образом, в процессе проведения проверок контролирующие органы проводят всестороннюю проверку налогоплательщика, важная роль при этом принадлежит финансовой гвардии, опыт использования которой может быть применен и в России. Большое внимание при проведении контрольных мероприятий уделяется обмену информацией между различными структурами.
Организация проведения налоговых проверок во Франции
В налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены, что закреплено в книге налоговых процедур, представляющей собой процессуальный налоговый кодекс. По каждой процедуре налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют решения суда.
Осуществление проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке декларации.
Порядок проведения налогового контроля представлен на рис. 2
Порядок проведения налогового контроля во Франции
┌──────────────────────┐
┌─────┤Отбор дел для проверок├───────┐
│ └──────────────────────┘ │
┌───────────┴───────────┐ ┌─────────────────┴───────────
│ Изучение дел │ │ Поиск сторонней, внешней │
│ налогоплательщиков по │ │ информации │
│декларациям в налоговых│ └───────────────┬─────────────
│ центрах │ ┌────────┴──────────┐
└───────────┬───────────┘ ┌──────┴────────┐ ┌────────┴───────┐
│ │Департаментский│ │Общенациональньй│
│ │ уровень │ │ уровень │
│ └──────┬────────┘ └────────┬───────┘
│ └──────────────┐ │
│ ┌─────────────────────────────
└────>│ Налоговые центры │<──┘ │
└───────────────┬─────────────
┌────────────────┴────────────
┌────────────┴─────────────┐
│ Выездные налоговые │ │ Камеральный │
│ проверки │ │ контроль │
└────────────┬─────────────┘
┌──────┴───────┐
┌─────┴─────┐ ┌──────┴─────┐
│ Проверка │ │Тематическая│
│ в целом по│ │ налоговая │
│предприятию│ │ проверка │
└───────────┘ └────────────┘
Рис. 2
Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в основе лежит анализ риска. Отбор дел для проверок осуществляется различными способами:
1) на основе изучения дел налогоплательщиков по декларациям. Декларации поступают в налоговые центры, где проверяется их формальная сторона. Затем полученная налоговыми органами информация сравнивается с данными, представленными налогоплательщиками. В настоящее время такие сопоставления осуществляются автоматически. В результате изучения деклараций сотрудники управления выявляют типичные нарушения и вносят соответствующие предложения;
2) поиск сторонней, внешней информации. В целях такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном - межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основе совокупности всей этой информации. При этом большая часть предложений о проверке исходит из налоговых центров. Структуры, занимающиеся поиском внешней информации, дают только 5% предложений.
Осуществление проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры. При этом налоговые работники, находясь на своих рабочих местах и работая с представленными декларациями, осуществляют камеральный контроль. Необходимо отметить, что ежегодно во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций: 45 тыс. - от юридических лиц и 5 тыс. - от физических. При таком виде контроля имеющаяся в базе данных информация сравнивается с представленной декларацией; часто уже на этом этапе обнаруживаются расхождения, и инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую администрацию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более детального контроля.
Непосредственно касаясь данного документа, важно отметить, что во Франции действует сложная система налоговых деклараций. Прежде всего это касается малых предприятий и фермеров, а также граждан, являющихся плательщиками налога с физических лиц. Фермеры обязаны ежегодно сообщать сведения об обороте, количестве работающих и полученной прибыли.
В отношении малых предприятий (оборот, эквивалентный сумме до 2 млн руб.) прописана их обязанность ежегодно декларировать только свой оборот. Предполагается, что прибыль составляет определенный процент от оборота в зависимости от сферы деятельности, например в торговле - 50%. Рассчитанная таким образом прибыль облагается по ставкам подоходного налога. В то же время руководство малого предприятия, являющегося налогоплательщиком, может выбрать обычный режим обложения, в этом случае применяется та же ставка налога, что и для крупных предприятий - 33,33%.
Представляемые предприятиями декларации, как правило, составляются с помощью аудиторских компаний или консультационных бюро.
В уведомлении о проверке, направляемом предприятию, рекомендуется присутствие при проверке аудитора. В том случае, если выявится недоброкачественное аудиторское заключение, налоговые органы могут обратиться в компетентные аудиторские организации с просьбой принять меры к недобросовестной аудиторской компании, которая может быть подвергнута штрафам, не говоря о том, что ее репутация пострадает.
Для предприятий, не представляющих декларации, налоговые органы определяют сумму обязательств расчетным путем, исходя изданных по аналогичным предприятиям.
Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, считается, что она не представлена. В этих случаях налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру, на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму. Тем не менее попытки взыскать задолженность в бесспорном порядке в 80% случаев приводят к исчезновению налогоплательщика.
Плательщики налога с физических лиц, в том числе иностранные граждане, проживающие во Франции более 6 мес. в году, обязаны ежегодно (до 1 марта) представлять декларацию с указанием поступлений в адрес всех членов семьи. Граждане должны указывать в декларации все свои доходы, в том числе в натуральной форме. Это в их интересах, поскольку при начислении пенсий в расчет принимаются только задекларированные доходы. Основанием для предоставления льгот является запись в декларации "Доход не облагается налогом".
Помимо камерального контроля, осуществляются выездные налоговые проверки. В ходе ревизии проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. При этом продолжительность и глубина таких проверок зависят от размеров проверяемого предприятия.
К малым предприятиям с 1997 г. применяется процедура "Общая проверка малых предприятий". Минимальный срок проверки равен 2 - 3 дням. Контролеры стремятся его минимизировать, так как их прибытие нарушает нормальный ход работы предприятия, кроме того, финансовые последствия проверок таких предприятий не могут быть значительными. Ревизионный период для малых предприятий составляет год. В том случае, если нет нарушений или они незначительны, проверка на этом заканчивается, в других случаях разрешено проверить еще два года. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 мес.
Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года. Обычно проверяются все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить в случае убыточности предприятия. При наличии убытка у французского предприятия за границей контролеры проверяют, не является ли причиной такого убытка скрытый перевод прибылей во Францию (трансфертное ценообразование).
Глубину проверки можно увеличить также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении от налогов. При наличии обоснованных подозрений налоговые органы могут обратиться к двум более ранним годам, но для этого необходимо решение суда. Более чем до пяти лет нельзя увеличивать глубину проверки. Период между двумя проверками составляет обычно 4 - 5 лет. Банки проверяются раз в четыре года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.
По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, что требует ответных действий с его стороны: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом этих замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем при неудовлетворительном решении - в суд. При этом налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы плательщика. Эти ответы он может использовать для своей защиты в суде.
Налоговые проверки с выездом на место подчиняются определенным строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о ней как минимум за восемь дней, для того чтобы иметь время на подготовку. При этом плательщик может обратиться за помощью к специалистам. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.
Кроме того, на всех предприятиях может проводиться точечная (тематическая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из конкретных вопросов, например применение налоговых льгот. Проверку проводит, как правило, один человек, реже - два специалиста: один по бухгалтерскому учету, другой по информатике (на общенациональном уровне действуют семь бригад по информатике). Повторные проверки в отношении того же периода или того же вопроса не применяются, кроме случаев установления нарушений уголовного характера.