Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:26, реферат
Торговая отрасль в экономике современной России занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено несколькими причинами, одна из которых состоит в том, что торговый бизнес наиболее прибыльный и наименее затратный. Вложенные в него средства окупаются быстрее, чем в сферах, производящих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги.
ВВЕДЕНИЕ 2
Теоретические основы налогового учета на предприятиях торговли 3
Цели налогового учета 3
Принципы налогового учета 3
Данные налогового учета 4
Учетная политика 5
Первый уровень первичных учетных документов. 7
Второй уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров). 7
Третий уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль. 7
Проблемы учета торговых компаний сегодня 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Первая подсистема. Регистры доходов:
а) регистры доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав:
б) регистры внереализационных доходов:
Вторая подсистема. Регистры расходов:
а) регистры расходов, связанных с производством и реализацией:
б) регистры внереализационных расходов:
В регистрах
налогового учета расходов необходимо
предусмотреть возможность
Предприятия торговли на основании статьи 320 НК РФ разделяют расходы текущего месяца на прямые и косвенные в особом порядке. Так, к прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Сумма прямых расходов, принимаемых для целей налогообложения налогом на прибыль у предприятий торговли, определяется по следующей формуле:
ПР = (ПРн + ПРв) — (Тк Х (ПРн + ПРв) / (Тр + Тк)),
где ПР -прямые расходы, принимаемые для целей налогообложения налогом на прибыль в налоговом периоде в рублях;
ПРв - сумма всех прямых расходов налогового периода в рублях;
ПРн - сумма прямых расходов на начало налогового периода в рублях;
Тр - стоимость реализованных товаров в течение налогового периода в рублях;
Тк - стоимость товаров на конец налогового периода в рублях.
Для использования
на небольших предприятиях торговли
рассмотренная система
Кроме того, согласно статье 313 НК РФ допускается использование в качестве аналитических регистров налогового учета регистров бухгалтерского учета, которые могут быть дополнены необходимыми реквизитами для целей налогового учета. Этот вариант ведения налогового учета интересен предприятиям торговли и общественного питания, имеющим небольшие обороты или простое налогообложение прибыли.
Третий уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль.
Третьим уровнем налогового учета является расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Фактически это уровень налоговой декларации по налогу на прибыль. Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется предприятиями торговли самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
В практике работы предприятий торговли встречается такой способ ведения налогового учета, как отражение операций на отдельных специально открытых для целей налогового учета субсчетах счетов бухгалтерского учета. Например, для счета 44 «Издержки обращения» открываются субсчета 1 «Издержки обращения, принимаемые для целей исчисления налога на прибыль» и 2 «Издержки обращения, не принимаемые для целей исчисления налога на прибыль».
То же самое происходит и для всех остальных счетов бухгалтерского учета, информация которых необходима для целей исчисления налога на прибыль. С одной стороны, такой порядок ведения налогового учет исключает дублирование одних и тех же операций в бухгалтерском и налоговом учете, более понятен бухгалтерам, что является положительными моментами, однако, с другой стороны, становится крайне сложно вести аналитические регистры налогового учета, требование о ведении которых содержится в действующем налоговом законодательстве. Кроме того, при такой системе ведения налогового учета появляется большое количество корректировок и дополнительных расчетов, вынесенных в отдельные документы.
Так как подтверждением данных налогового учета являются аналитические регистры налогового учета, то при рассматриваемой системе ведения налогового учета могут возникнут споры с налоговыми органами, в которых доказать наличие аналитических налоговых регистров (и соответственно налогового учета по налогу на прибыль организаций) будет трудно, поэтому не рекомендуется предприятиям торговли использовать в практике хозяйственной деятельности такую систему налогового учета.
Налоговая проблема дисконтов
В течение
нескольких последних лет наиболее
актуальным является вопрос о скидах,
бонусах и премиях. В 2003- 2004 годах
многие оптовые поставщики столкнулись
с требованиями крупных сетевых магазинов
о выплате бонусов, "входов" в сеть,
"награждений" за выкладки товаров.
В ФНС России и Минфине со стороны представителей
бизнес-сообщества было направлено значительное
количество запросов, которые касались
порядка учета и налогообложения таких
расходов. В результате Законом от 6 июня
2005 г. № 58-ФЗ с 1 января 2006 года в статью
265 НК РФ был внесен дополнительный пункт
19.1 "Расходы в виде премии (скидки), выплаченной
(предоставленной) продавцом покупателю
вследствие выполнения определенных условий
договора, в частности объема покупок".
Однако, как обычно, разъяснив ситуацию
с учетом затрат, законодатели не определили
порядок обложения таких расходов НДС.
Спустя еще год появилось разъяснение
Минфина о том, что подобные премии НДС
не облагаются, т.е. если выплаты премий
не связаны с оплатой товара, то они и не
облагаются НДС.
Разделим скидки, премии и бонусы на группы:
1.Текущие скидки. Предоставляются при отгрузках товара и сразу же указываются в товаросопроводительных документах. Такие скидки могут быть представлены в виде процентов от стоимости отгруженного товара или в виде фиксированных сумм, которые обычно рассчитываются от объема отгруженной продукции за предыдущий месяц. При этом стоит иметь в виду, что суммы скидок не должны уменьшать цену товара более чем на 20%, чтобы не инициировать дополнительный контроль по статье 40 НК РФ. Рассмотренные скидки наиболее просты, удобны и сопряжены с минимальным налоговым риском.
2. Бонусы
и премии, выплачиваемые поставщиками
своим покупателям. В период жесткой конкурентной
борьбы, особенно на рынке потребительских
товаров, бонусы покупателям (в частности,
сетевым магазинам) стали необходимым
условием продвижения товара. Отметим
некоторые моменты, которые необходимо
помнить, связывая свою деятельность с
таким понятием, как бонусы. Во-первых,
бонусы могут быть выплачены за выполнение
тех или иных условий договора. Например,
за выборку определенного объема товара
в количественном или стоимостном выражении.
Сама сумма бонуса определяется в проценте
от выборки товара за месяц. При этом в
наличие обязательно должны иметься следующие
документы:
-акт-расчет премии, подписанный обеими
сторонами;
- договор, а при необходимости и дополнительное
соглашение к нему, где предусмотрена
выплата премии за выполнение определенных
условий и прописан размер премии.
Во-вторых,
следует обратить внимание на бонусы,
которые выплачиваются за так
называемый "вход в сеть". В
последнее время даже крупные
сетевые компании стали понимать,
что от них надо стараться уходить. "Входные
билеты" в сеть вряд ли можно учесть
для целей налогообложения. Даже если
заручиться поддержкой юридической службы,
занимающей агрессивную позицию при отстаивании
интересов компании в арбитражном суде,
риск остается существенным. Сложно однозначно
отнести это явление к услугам или к безвозмездной
помощи. В любом случае в суде придется
доказывать экономическую обоснованность
данного вида расхода, сложившуюся деловую
практику в бизнесе и необходимость поставщика
реализовать товар.
В-третьих, заслуживают внимания и бонусы
за выкладку и представление товара на
полках, в прикассовой зоне, на паллетах
в торговом зале. Все это можно объединить
одним понятием - "торговый маркетинг".
По ряду писем Минфина подобный маркетинг
уже квалифицируется как явная услуга,
которая облагается НДС, оформляется актом,
отчетом (лучше фотоотчетом), и затраты
на него учитываются для целей налогообложения
как нормируемые расходы по рекламе. Полной
однозначности в этом вопросе нет, и периодически
возникают отдельные письма, в которых
Минфин возвращается к своей старой позиции:
если право собственности на товар перешло,
то все коммерческие расходы должен нести
новый собственник. Однако торговый маркетинг
довольно широко используется в настоящее
время, и поскольку расходы по нему в большинстве
случаев несет поставщик товара, то Минфин,
учитывая этот факт, квалифицирует данные
расходы как рекламные.
Налоговая сторона "двигателя торговли"
По теме учета рекламных расходов имеется огромное количество материала для обсуждения. Ведь здесь речь идет об отдельном большом блоке расходов в торговых компаниях. Однако мы подробно остановимся лишь на некоторых из них.
Итак, реклама может быть следующих видов: телевизионная, POSM-материалы, в журналах, в торговых залах, внешняя (на щитах и пр.). При налоговых проверках рекламные расходы всегда находятся в зоне повышенного внимания. В крупных компаниях к бухгалтерскому и налоговому учету рекламных услуг нужно уделить особое внимание. Необходимо понять, что и какими методами будет рекламироваться, чтобы впоследствии можно было списать потраченные средства в качестве расходов на рекламу. Также нужно определить, возникают ли у компании капитальные затраты на нематериальные активы - например, видеоролики. Необходимо выяснить, каков срок эксплуатации таких активов, превысит ли он 12 месяцев, будут ли перерывы в демонстрации ролика и т. д.
Второй этап работы заключается в доскональной проверке всех отчетных документов, а при необходимости - затребовании дополнительных. Любые мелочи и неточности важны при оформлении рекламных расходов.
Инвентаризация
Еще один
момент, который интересен с точки
зрения налогообложения в торговой
компании, - это инвентаризация товара
на складах при значительном количестве
номенклатурных позиций. В ходе этой процедуры
бухгалтер может столкнуться с таким обстоятельством,
как наличие пересортицы.
В Методических указаниях по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов
дается косвенное определение пересортицы
и порядок ее учета: "Взаимный зачет
излишков и недостач в результате пересортицы
может производиться по решению руководства
организации только за один и тот же проверяемый
период, у одного и того же проверяемого
лица, в отношении запасов одного и того
же наименования и в тождественных количествах"
(приказ Минфина России от 28 декабря 2001
г. № 119н).
В налоговом
учете не предусмотрен зачет излишков
и недостач по результатам инвентаризации
в том или ином виде и, таким образом, создал
существенную дополнительную налоговую
нагрузку для компаний.
По результатам инвентаризации излишки
принимаются на учет по рыночной цене
и облагаются налогом на прибыль как доход.
В дальнейшем при реализации они учитываются
в себестоимости в сумме понесенных расходов,
а именно уплаченного налога на прибыль
(п. 2 ст. 254 НК РФ). Что касается недостач,
то они списываются на расходы без учета
налогообложения. При этом существенная
нагрузка ложится и на материально ответственных
лиц, которые при наличии пересортицы
должны возместить предприятию потери.