Налогообложение в международной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование характерных особенностей международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере налогообложения и объяснение его правовой природы.
Задачами курсовой работы является:
- исследование понятия и общей характеристики международного сотрудничества в сфере налогообложения;
- анализ целей международного сотрудничества в сфере налогообложения;
- исследование путей развития международного сотрудничества в сфере налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

Существуют ли в Украине  специальные формы подтверждения  статуса налогового резидента Украины?

Приказом№ 173 утверждена форма  справки о подтверждении статуса  налогового резидента Украины. Справка  выдается по единой форме как для  физических,так и для юридических  лиц.

Какой государственный орган  Украины имеет право подтверждать статус налогового резидента Украины?Какие  предусмотрены порядок и сроки  выдачи справки о подтверждении  статуса налогового резидента Украины?

В соответствии с приказом № 173 указанную справку выдает государственная  налоговая инспекция по местонахождению  юридического лица (месту жительства физического лица).

Такая справка выдается на бланке государственной налоговой  инспекции по местонахождению юридического лица (месту жительства физического  лица) в течение 10 рабочих дней с  момента подачи письменного обращения  такого лица.

Может ли предоставляться  подтверждение статуса налогового резидента Украины в специальных  разделах форм, утвержденных компетентными  органами иностранных государств?

Приказом № 575 внесены  изменения в приказ№ 173, которыми установлено, что государственные  налоговые инспекции по местонахождению  юридического лица (месту жительства физического лица)при подаче таким  лицом заявления об освобождении (уменьшении)от налогообложения доходов  из источников в иностранном государстве  или заявления о возмещении уже  уплаченных налогов на территории иностранного государства по формам, утвержденным компетентным органом этого иностранного государства по выполнению международных договоров об избежании двойного налогообложения на ее территории, обязаны подтверждать статус налогового резидента на этих формах подписью начальника государственной налоговой инспекции и печатью.

Нужно ли в Украине обязательное предоставление нерезидентом, получающим доходы из источников в Украине, подтверждения  его налогового резидентства для  применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения  или такое применение в каких-то случаях может проводиться без  требования предоставления такого подтверждения?

Согласно положениям п. 103.2 ст. 103 Налогового кодекса применение международного договора Украины в  части освобождения от налогообложения  или применения уменьшенной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту)документа, подтверждающего статус налогового резидента в соответствии с требованиями п. 103.4 этой статьи.

При этом согласно положениям п. 103.10 ст. 103 Налогового кодекса в  случае непредоставления нерезидентом справки в соответствии с п. 103.4этой статьи доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения, то есть без учета положений международного договора.

Существует ли в Украине  утвержденная форма справки, согласно которой нерезидент должен подтверждать свой статус налогового резидента другой страны?

До принятия Налогового кодекса  в соответствии с п. 4 Порядка № 470 справки, подтверждающие статус резидента  страны, с которой заключен международный  договор об избежании двойного налогообложения, должны были выдаваться компетентным органом соответствующей страны, определенным международным договором, по форме согласно приложению 1 к  этому Порядку или законодательству такой страны. С 1 января 2011 г. такой  формы не существует,поскольку указанный  Порядок утратил силу.

В соответствии с положениями  п. 103.5ст. 103 Налогового кодекса справка, подтверждающая, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор,выдается компетентным (уполномоченным) органом соответствующей  страны,определенным международным  договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей  страны, и должна быть надлежащим образом  легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.

Пунктом 103.5 ст. 103Налогового кодекса предусмотрена обязательная процедура легализации справки  о статусе налогового резидента  страны, с которой заключен международный  договор. Есть ли страны, с которыми не применяется процедура легализации  указанных справок?

Пунктом 3.2ст. 3 Налогового кодекса  определено, если международным договором,согласие на обязательность которого дано Верховной  Радой Украины,установлены другие правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

Украина наряду с другими  государствами подписала Гаагскую конвенцию об отмене требования дипломатической  или консульской легализации  иностранных официальных документов.

Официальные документы, которые  будут использоваться на территории государств—участников Конвенции, должны быть удостоверены специальным  штампом «Apostille»(далее—апостиль), проставленным  компетентным органом государства,в  котором был составлен документ.

Официальные документы, на которых  проставлен апостиль, не требуют какого-либо дальнейшего удостоверения (легализации).

Из государств,с которыми Украина имеет действующие договоры об избежании двойного налогообложения, участниками этой Конвенции являются: Австрия, Азербайджан*,Армения*, Беларусь*, Бельгия (в отношениях с Украиной Конвенция действует с 05.07.2004 г.), Болгария*, Венгрия, Греция, Грузия, Дания, Израиль,Индия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан*, Кипр, Китайская Народная Республика (продолжается процедура  вступления в силу), Латвия*, Литва*,Македония, Молдова*, Нидерланды, Норвегия, Польша*, Португалия, Российская Федерация*, Румыния*, Сербия и Черногория*, Словацкая  Республика,Словения, Соединенное Королевство  Великобритании и Северной Ирландии,Соединенные  Штаты Америки, Турция, Федеративная Республика Германия, Финляндия,Франция, Хорватия, Чешская Республика*, Швейцария, Швеция, Эстония*,Южно-Африканская Республика, Япония.

Порядок удостоверения документов штампом апостиль применяется в  отношениях между Украиной и государствами—участниками  Конвенции, кроме ФРГ, которая в  соответствии со ст. 12 этой Конвенции  выразила возражение против присоединения  Украины к Конвенции, и кроме  государств, обозначенных знаком «*», для  которых применяется специальный  порядок, изложенный ниже.

Согласно договоренностям, достигнутым между Минфином Украины  и Минфином ФРГ, для резидентов ФРГ  установлен особый порядок предоставления справок о подтверждении налогового резидентства. В соответствии с этим порядком указанная справка выдается налоговыми инспекциями федеральных  земель,должна быть предоставлена в  оригинале и не требует легализации.

Украина также является участницей двусторонних договоров о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских  и уголовных делах и многосторонней Конвенции о правовой помощи и  правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах.

В соответствии с заключением  Минюста Украины документы налоговых  учреждений иностранных государств, являющихся участниками договоров  о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных  делах,на территориях договорных сторон должны приниматься без какого-либо дополнительного удостоверения.

Учитывая указанное, справки  о статусе налогового резидента,выданные налоговыми органами иностранных государств, принимаются на территории Украины  без какого-либо дополнительного  удостоверения (без легализации  и удостоверения апостилем) на основании  международных договоров Украины  о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских и уголовных  делах, заключенных с Азербайджаном,Арменией, Белоруссией, Болгарией, Казахстаном, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой,Польшей, Россией, Румынией, Сербией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном,Чехией, Эстонией.

____________ 
*Cм. письмо ГНС Украины от 12.01.2012 г. № 811/7/12-1017.

Ирина Чепленко,заместитель начальника отдела международного сотрудничества и налоговых соглашенийЮрий Гладун,начальник Управления международных связей ГНС Украины

Перечень  использованных документов

  • Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
  • Закон о правопреемстве — Закон Украины от 12.09.91 г. № 1543-XII «О правопреемстве Украины»
  • Приказ № 173 — приказ ГНА Украины от 12.04.2002 г. № 173 «О подтверждении статуса налогового резидента Украины»
  • Приказ № 575 — приказ ГНА Украины от 30.09.2004 г. № 575 «О внесении дополнения в приказ Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2002 г. № 173 «О подтверждении статуса налогового резидента Украины»
  • Порядок № 470 — Порядок освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 470 (утратил силу 01.01.2011 г.)
  • Гаагская конвенция — Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.61 г.
  • Конвенция о правовой помощи — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г.

http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/468

(3)

 

 

                 Порядок налогообложения доходов, выплаченных нерезиденту или его постоянному представительству, определен ст. 160 Налогового кодекса, которой урегулированы отношения между нерезидентами и плательщиками налога на прибыль - резидентами Украины при выплате доходов таким нерезидентам, полученных ими на территории Украины. Согласно определению, приведенному в Налоговом кодексе, нерезиденты - это: иностранные компании, организации, созданные согласно законодательству других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины; дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине; физические лица, не являющиеся резидентами Украины (пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

                 Постоянное представительство- это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, использующееся для доставки товаров.

                   В целях налогообложения термин «постоянное представительство» включает:

- строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный  объект либо связанную с ними  наблюдательную деятельность, если  продолжительность работ, связанных  с такой площадкой, объектом  или деятельностью, превышает  шесть месяцев;

- предоставление услуг  (кроме услуг по предоставлению  персонала), в том числе консультационных, нерезидентом через сотрудников  или другой персонал, нанятый  им для таких целей, но если  такая деятельность ведется (в  рамках одного проекта или  проекта, связанного с ним)  в Украине в течение периода или периодов, общая продолжительность которых составляет больше шести месяцев в любом двенадцатимесячном периоде;

- резидентов, имеющих полномочия  действовать от имени исключительно  такого нерезидента, что влечет  за собой возникновение у этого  нерезидента гражданских прав  и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени этого  нерезидента; содержать (хранить)  запасы товаров, принадлежащих  нерезиденту, на складах, с  которых осуществляется поставка  товара от имени нерезидента,  кроме резидентов, имеющих статус  склада временного хранения или  таможенного лицензионного склада).

Постоянным представительством не являются:

- использование сооружений  исключительно с целью хранения, демонстрации или доставки принадлежащих  нерезиденту товаров либо изделий;

- хранение принадлежащих  нерезиденту запасов товаров  или изделий исключительно с  целью хранения или демонстрации;

- хранение принадлежащих  нерезиденту запасов товаров  или изделий исключительно с  целью переработки другим предприятием; содержание постоянного места  деятельности исключительно с  целью закупки товаров либо  изделий или для сбора информации  для нерезидента;

- направление в распоряжение  лица физических лиц в рамках  выполнения соглашений об услугах  по предоставлению персонала;  содержание постоянного места  деятельности исключительно с  целью проведения для нерезидента  любой другой деятельности, имеющей  подготовительный или вспомогательный  характер (пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Налогового  кодекса).

Информация о работе Налогообложение в международной сфере