Налогообложение в международной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование характерных особенностей международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере налогообложения и объяснение его правовой природы.
Задачами курсовой работы является:
- исследование понятия и общей характеристики международного сотрудничества в сфере налогообложения;
- анализ целей международного сотрудничества в сфере налогообложения;
- исследование путей развития международного сотрудничества в сфере налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

5) реализация авторских  прав, патентов и лицензий;

6) отдельные виды деятельности  физических лиц, осуществляемые  за пределами страны постоянного  местопребывания.

            Выделение некоторых видов деятельности в особые группы и создание для них специальных режимов налогообложения осуществляются по разным причинам. Для международных перевозок особый режим вводится не только для того, чтобы двойное и многократное налогообложение доходов перевозчиков не приводило к завышению цен на их услуги, но и в значительной степени для того, чтобы национальным налоговым службам чрезвычайно сложно было бы определить долю тех доходов перевозчика, которые связаны с источниками, расположенными на территории отдельных государств. 
Особые режимы для кредитной и инвестиционной деятельности, для доходов от недвижимого имущества, авторских прав и лицензий устанавливаются как для стимулирования международной активности в этой сфере, являющейся по сути и сферой обслуживания международных торговых отношений, так и в силу того, что эти виды деятельности в соответствии с законодательством практически всех развитых стран относятся к так называемым "пассивным видам деятельности" и, в соответствии с национальными законодательствами, уже имеют особые режимы налогообложения.

           В Налоговом кодексе есть общая норма по превалированию положений действующих международных договоров над положениями внутреннего законодательства.

          В соответствии с п. 3.2 ст. 3 вышеуказанного Кодекса, если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.

          При этом международным договором не определено, каким образом лицо, имеющее право на применение правил этого международного договора, должно подтверждать это право.

       Включение в Налоговый кодекс специальной ст. 103, регулирующей порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения к полному или частичному освобождению от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины, позволило четко определить основания, дающие право на получение преимуществ, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения, установить процедуры подтверждения права нерезидента на налоговые льготы, предусмотренные в указанных соглашениях,определить, каким образом будет осуществляться возмещение излишнего удержания сумм налога на доходы с источником их происхождения из Украины и т. п.

              По состоянию на 26.12.2011 г. действующими являются международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Украиной с 64 странами. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона о правопреемстве Украина применяет 4 договора СССР об избежании двойного налогообложения, действующих до вступления в силу новых договоров.

          Вступили также в силу международные двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения со следующими странами (в скобках указана дата вступления в силу): Австрией (20.05.99 г.), Азербайджаном(03.07.2000 г.), Алжиром (01.07.2004 г.), Арменией(19.11.96 г.), Белоруссией (30.01.95 г.), Бельгией (25.02.99 г.),Болгарией (03.10.97 г.), Бразилией (26.04.2006 г.), Великобританией(11.08.93 г.), Венгрией (24.06.96 г.), Вьетнамом (19.11.96 г.),Грецией (26.09.2003 г.), Грузией (01.04.99 г.), Данией(21.08.92 г.), Египтом (27.02.2002 г.), Израилем (20.04.2006 г.),Индией (31.10.2001 г.), Индонезией (09.11.98 г.), Иорданией(23.10.2008 г.), Ираном (21.07.2001 г.), Исландией(09.10.2008 г.), Италией (25.02.2003 г.), Казахстаном(14.04.97 г.), Канадой (22.08.96 г.), Китаем (18.10.96 г.),Республикой Корея (19.03.2002 г.), Кувейтом (22.02.2004 г.), Кыргызстаном(01.05.99 г.), Латвией (21.11.96 г.), Ливаном (06.09.2003 г.),Ливией (31.01.2010 г.), Литвой (25.12.97 г.), Македонией(23.11.98 г.), Марокко (30.03.2009 г.), Молдовой (27.05.96 г.),Монголией (03.11.2006 г.), Нидерландами (02.11.96 г.), Норвегией(18.09.96 г.), Объединенными Арабскими Эмиратами (09.03.2004 г.),Пакистаном (30.06.2011 г.), Польшей (11.03.94 г.), Португалией(11.03.2002 г.), Российской Федерацией (03.08.99 г.), Румынией(17.11.97 г.), Сингапуром (18.12.2009 г.), Сирией (04.05.2004 г.),Словакией (22.11.96 г.), Словенией (25.04.2007 г.), США(05.06.2000 г.), Таджикистаном (01.06.2003 г.), Таиландом(24.11.2004 г.), Туркменистаном (21.10.99 г.), Турцией(29.04.98 г.), Узбекистаном (25.07.95 г.), Финляндией(14.02.98 г.), Францией (01.11.99 г.), ФРГ (04.10.96 г.),Хорватией (01.06.99 г.), Чехией (20.04.99 г.), Швейцарией(26.02.2002 г.), Швецией (04.06.96 г.), Эстонией (24.12.96 г.),Южно-Африканской Республикой (23.12.2004 г.).

    Кроме того, согласно ст. 7 Закона о правопреемстве Украина применяет договоры СССР об избежании двойного налогообложения, действующие до вступления в силу новых договоров. Договоры СССР действуют в отношениях Украины со следующими странами: Испанией, Кипром,Малайзией, Японией.

             Информация о перечне стран, в отношениях с которыми Украина применяет международные договоры об избежании двойного налогообложения, ежегодно(в начале года) доводится ГНС Украины до сведения и выполнения налоговым службам и размещается на веб-сайте ГНС Украины.

            Международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Украиной с зарубежными странами, применяются к лицам, являющимся резидентами Украины и резидентами соответствующей страны. В соответствии с положениями ст. 103 Налогового кодекса применение международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения уменьшенной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, подтверждающего статус налогового резидента согласно требованиям этой статьи.

              Аналогично в зарубежной стране, с которой Украиной заключен договор об избежании двойного налогообложения, от резидента Украины, претендующего на применение положений договора, будет требоваться справка, подтверждающая, что указанное лицо является резидентом Украины.

          У налогоплательщиков возникает много вопросов о подтверждении резидентами Украины своего резидентского статуса для получения права на льготное налогообложение в зарубежных странах, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Рассмотрим некоторые из них.

Какие лица являются резидентами  Украины?

 

 

3.3.Разрешение проблем  международного двойного налогообложения…..

Проблемы международного налогообложения юридических лиц  можно подразделить на следующие  группы: 
— определение национальной привязки юридического лица - субъекта налогообложения; 
— порядок определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории страны деятельности; 
— проблемы, связанные с установлением источника дохода; 
— учет налогов, уплаченных за рубежом, при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания; 
— порядок определения налоговой базы по подоходному налогообложению при осуществлении внешнеэкономической деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами. 
 
В отличие от физических лиц, национальную принадлежность которых иногда трудно определить (из-за режима двойного гражданства, отсутствия гражданства или несовпадения гражданства и постоянного места проживания), юридические лица всегда имеют единственное место регистрации, которое является основным юридическим адресом. В стране регистрации все юридические лица всегда имеют статус налогового резидента. Вместе с тем, статус налогового резидента юридическое лицо может получить и в той стране, в которой оно осуществляет коммерческую или иную экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной территории используются следующие режимы: деятельность через собственное деловое учреждение, деятельность через независимого агента и деятельность по контрактам, заключаемым с местными фирмами. Как правило, внешнеторговая деятельность не приводит к распространению на национальное предприятие налоговой юрисдикции другого государства. 
В связи со спецификой налогообложения физических и юридических лиц в сфере международных экономических отношений соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества содержат как общие нормы и правила, так и отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица.(2)

 

3.4.Перспективы развития  международного сотрудничеств в  налоговой сфере

Цели международных  налоговых соглашений

Если говорить об основных целях, абстрагируясь от международного налогового планирования, то главной целью международных  налоговых соглашений является избежание  ситуаций, когда один и тот же вид дохода компании (или лица), получающей доходы от зарубежных источников, будет  два раза обложен налогами. Первый раз в той зарубежной стране, где  такая компания получает доход, во второй раз налог будет удержан в  стране регистрации такой компании. Например: представительство (филиал) иностранной компании аккредитовано  за рубежом и получает доходы через  такое представительство (филиал). Отсутствие налогового соглашения может привести к двойному налогообложению прибыли  – на уровне представительства (филиала) и на уровне головной компании, получающей доход от зарубежного представительства (филиала). Или другойпример, компания получает доход напрямую из зарубежной страны. С данного дохода в зарубежной стране удерживается налог компанией плательщиком, а в стране регистрации данный доход повторно облагается налогом. Получается двойное налогообложение одного и того же дохода. Цель налоговых соглашений – устранять такие ситуации.

Структура налоговых соглашений

В 1977 году международная  Органиация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) разработала первую модельную конвенцию об избежании  двойного налогообложения.

Период с 1992 по 2010 год стал самым активным периодом по разработке и внесению изменений в модельную конвенцию. Страны, заключающие между собой  налоговые соглашения об устранении двойного налогообложения, используют за основу утвержденные модельные конвенции  ОЭСР. Последняя редакция модельной  конвенции доступна на сайте ОСЭР

Соглашения  об избежании двойного налогообложения  регулируют прямые налоги, т.е налоги на доходы (прибыль). Из косвенных налогов - только налог на имущество или  земельный налог. НДС данные соглашения не регулируют, хотя даже при урегулированном  налоге на имущество, его налоговый  режим в соглашениях существенным образом не отличается от стандартного национального за некоторыми исключениями.

Структура налоговых соглашений по умолчанию  состоит из следующих разделов:

а) лица, к  которым применяется соглашение, и понятие налогового резидента;

б) понятие  постоянного представительства  для налоговых целей;

в) доходы от предпринимательской и торговой деятельности;

г) доходы от использования и продажи недвижимых активов;

д) доходы от международных перевозок;

е) отношения  между аффилированными лицами;

ж) режим  налогообложения по дивидендам, процентам  и роялтиз) режим налогообложения  при отчуждении имущества;

и) работа по найму, независимые личные услуги, вознаграждения членам наблюдательных советов и  членам СД);

к) доходы артистов и спортсменов;

л) пенсии;

м) доходы от государственной службы;

н) доходы преподавателей, студентов и других обучающихся  лиц;

о) другие доходы, не подпадающие под положения  других разделов;

п) доходы от использования имущества.

Отдельным блоком мы приводим существенно важные процессуальные механизмы соглашений, выделяемые в отдельные разделы:

þ механизмы устранения

Отдельным блоком мы приводим существенно важные процессуальные механизмы соглашений, выделяемые в отдельные разделы:

þ механизмы устранения двойного налогообложения и механизмы зачетов налогов, уплаченных в другой стране (иногда зачету подлежит даже основной налог на прибыль до ее распределения);

 

þ принципы недопущения налоговой дискриминации;

 

þ обмен налоговой информацией между странами;

 

þ защита прав по инициативе налогоплательщиков путем реализации взаимосогласительных процедур по спорным и неоднозначным вопросам.

При перераспределении  активов и капитала между группой  юридических лиц (в том числе, международных групп компаний) ставится цель не только физически передать имущество (имущественные права), но и в том числе, получить налоговую  выгоду от такой операции.

Основными видами налоговой выгоды, получаемой от правильного структурирования таких  операций, можно назвать следующие:

Виды налоговой  выгоды

Распределение дивидендов или иных доходов (от совместной деятельности, инвестиционных фондов, консорциумов)

Выплата процентов  по долговым инструментам (займы, кредиты, облигации, векселя и пр.)

Выплаты роялти за пользование интеллектуальными  правами (ПО, товарными знаками, лицензиями, ноу-хау и пр.)

Перенесение центра прибыли в зарубежную юрисдикцию, что дает налоговую выгоду по некоторым  бизнес-процессам и видам предпринимательской  деятельности

Оптимизация некоторых видов расходов1, ограниченных НК РФ определенными размерами (например, на рекламу в части возможности  их полного принятия в качестве расходов по налогу на прибыль или, например, представительские и командировочные  расходы).

Информация о работе Налогообложение в международной сфере