Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Для решения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-методологические основы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
— исследовать порядок и проблемы применения специальных налоговых режимов в хозяйствующих субъектах;
— рассмотреть основные пути совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 6
1.1. Историко-теоретический аспект специальных налоговых режимов 6
1.2. Специальные налоговые режимы: сущность понятия, виды и потенциал развития 15
1.3. Место и роль налоговых режимов в системе налогообложения государства 19
2. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ 31
2.1. Организационно – экономическая характеристика деятельности межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю 31
2.2. Анализ системы налогообложения Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю 47
2.3. Правовое регулирование специальных налоговых режимов в России 56
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 60
3.1. Сравнение преимуществ и недостатков действующих специальных налоговых режимов в России и стран СНГ 60
3.2. Основные направления совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов 70
3.3. Расчет показателей эффективности совершенствования налогообложения России 77
Заключение 83
Библиографический список 89
Налоги являются главным инструментом по стимулированию развития любого сектора экономики и его регулированию. Государство при формировании налоговой системы и ее применении должно широко использовать все функции налогов, особенно регулирующую, хотя исторически первой функцией налогов считается фискальная, обеспечивающая поступление средств в бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства, эта функция обеспечивает все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Однако при этом реализуется и перераспределительная функция налогов, которая состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования между сферами, отраслями, территориями, социальными группами населения.
Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте; по этой доле можно судить о масштабах перераспределения ВВП и национального дохода.
Регулирующая функция налога возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льгот и скидок. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объем накопления и потребления.
В зависимости от того, какую цель поставить на первый план, возможны различные подходы к построению налогового механизма. Если преимущество отдать фискальной функции, то количество налогов играет второстепенную роль; если же на первый план поставить регулирующую функцию, то количество налогов имеет уже не второстепенное значение, так как хозяйственный механизм является сложной системой и для стимулирования его эффективного действия нужна, как уже отмечалось, адекватная налоговая система.
На сегодняшний день в налоговой политике государства реализуются две функции налога: фискальная (распределительная) и регулирующая (с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями). Регулирующая функция проявляется через механизм налоговых льгот и освобождений, специальных налоговых режимов, призванных способствовать развитию той или иной отрасли экономики.
Очевидно, что одним из инструментов, с помощью которых реализуется стимулирующая подфункция регулирующей функции налога в отношении строго определенного сегмента экономики, является применение специальных режимов налогообложения.
Значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в настоящий момент огромна в связи с глобальным экономическим кризисом, затронувшим и Российскую Федерацию.
В соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., наличие специальных налоговых режимов в налоговой системе страны призвано снизить общую налоговую нагрузку на экономику.
В связи с этим, исследование теоретических и практических аспектов применения этого режима налогообложения остается актуальным и подлежит рассмотрению в дипломной работе.
Целью дипломной работы является исследование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Для решения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-методологические основы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
— исследовать порядок и проблемы применения специальных налоговых режимов в хозяйствующих субъектах;
— рассмотреть основные пути совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Предметом исследования является налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
Объектом исследования является Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю.
При написании дипломной работы использовались методы статистики, монографический, сравнительный анализ, табличный метод, дедукция, абстрагирование.
В работе использован широкий круг отечественной и зарубежной литературы по проблеме налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
При написании дипломной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, таких, как Касьянова Г.Ю., Картошкина Е., Кадиков А., Батанов Е., Морозова Л.Л., Боброва Е.А., Чулкова О.С. и др.
Информационной базой для работы послужила отчетность Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю, а также Администрации города Белореченска, аналитические справки, материалы сети Интернет и периодической печати.
Цели и задачи данного исследования обусловили следующую структуру работы: введение, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Институт специальных налоговых режимов является сравнительно новым для отечественного налогового права, получившим свое закрепление в российском законодательстве только в 2001 г. За прошедший период понятие специальных налоговых режимов несколько раз редактировалось законодателем. В качестве существенных черт специальных налоговых режимов в ст. 18 НК РФ отмечается особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, отнесенных Кодексом к общему режиму налогообложения. Специальные режимы могут применяться только определенными категориями налогоплательщиков, указанными в законе.
С момента включения в Налоговый кодекс РФ раздела 8.1 «Специальные налоговые режимы» в 2002 г. были сделаны первые шаги к систематизации и объединению разрозненных специальных налоговых режимов. Указанный процесс завершился лишь в середине 2003 г. внесением в раздел 8.1 НК РФ гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»1.
Однако необходимо отметить, что в Российской Федерации с 1996 г. использовалась упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и с 1998 г. – система налогообложения с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя по налоговому законодательству они не позиционировались как специальные режимы налогообложения.
Впервые понятие «специальный налоговый режим» было определено в первоначальной редакции ст. 18 НК РФ в 1999 г. как система мер налогового регулирования, применяемая в случае и порядке, установленных законом. Впоследствии это определение претерпело некоторые изменения, и приобрело иной вид, а именно: специальный налоговый режим определялся как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случае и порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами.
Несмотря на существование специальных режимов налогообложения в налоговой системе того времени, ст. 18 НК РФ вводилась в действие только со дня признания утратившим силу закона РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Надо сказать, что и этот закон не содержал положений, касающихся специальных налоговых режимов, и только в 2001 г. в него были внесены соответствующие изменения и дополнения, согласно которым актами законодательства Российской Федерации o налогах и сборах могли устанавливаться специальные режимы налогообложения или системы налогообложения, вводящие особый порядок исчисления и уплаты налогов. При этом важно отметить, что установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означало установление новых налогов и сборов.
Закон РФ № 2118-1 был в силе до 2005 г., после того, как он утратил силу, специальные налоговые режимы стали полностью регулироваться Налоговым кодексом РФ2.
На сегодняшний день, в соответствии со ст. 18 НК РФ, специальный налоговый режим представляет собой режим, предусматривающий особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
В то же время предоставление отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, является согласно ст. 56 НК РФ налоговой льготой.
Детально рассматривая ст. 18 НК РФ, отметим, что законодатель вообще отказался от конкретного определения понятия «специальные налоговые режимы», ограничившись указанием на возможность их применения в соответствии с Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. При этом в абз. 2 п. 1 ст. 18 НК РФ указано, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13– 15 НК РФ, то есть налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения3.
Таким образом, содержание категории специальных налоговых режимов было существенно расширено за счет включения нормы об освобождении от уплаты налогов. Из буквального толкования действующей ст. 18 НК РФ следует ряд выводов:
– отказ от законодательного определения понятия «специальный налоговый режим»;
– предоставление налогоплательщикам, применяющим этот режим налогообложения, освобождения от уплаты отдельных налогов и сборов;
– наличие определенного перечня специальных налоговых режимов, однако, законодатель не ограничил себя во введении новых специальных режимов налогообложения, следовательно, этот перечень является не исчерпывающим.
Существующее определение специальных налоговых режимов, данное НК РФ, на наш взгляд, не в полной мере отражает суть этого понятия.
Существенным недостатком является то, что в предлагаемом определении не предусматривается существование единого налога, являющегося основным звеном трех из четырех существующих специальных режимов налогообложения.
Таким образом, наиболее рациональное определение понятия «специальный налоговый режим», на наш взгляд, должно иметь следующий вид: специальный налоговый режим – это льгота, предоставляемая определенным категориям налогоплательщиков в форме уплаты единого налога (или иной форме) с целью налогового регулирования отдельных отраслей экономики.
Данное определение, по мнению автора, в полном объеме отражает экономическую сущность специальных налоговых режимов, так как основной целью введения того или иного специального режима налогообложения является достижение фискального и регулирующего эффектов налогообложения в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном налоговом регулировании.
Кроме того, согласно указанному определению налоговых льгот, основными их чертами являются следующие:
– налоговые льготы применяются только к отдельным категориям налогоплательщиков, указанным в законе;
– сущность налоговых льгот заключается в предоставлении таким категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками;
– преимущества включают в себя возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В свою очередь, к существенным чертам специальных налоговых режимов можно отнести следующие моменты:
– данные режимы применяются только отдельными категориями налогоплательщиков, определенными в законе. Основанием для применения того или иного специального налогового режима является соответствие налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, критериям, установленным соответствующими статьями раздела 8.1 НК РФ;
– специальные налоговые режимы основаны на предоставлении налогоплательщикам преимуществ по сравнению с иными налогоплательщиками, уплачивающими налоги и сборы в общем порядке, в целях упрощения ведения бухгалтерского учета и снижения налогового бремени;
– применение специальных налоговых режимов предполагает как освобождение от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов, так и особый порядок определения элементов налогообложения по основным налогам в целях снижения налогового бремени.
Вышеизложенное еще раз подтверждает, что установленные налоговым законодательством специальные налоговые режимы подпадают под понятие налоговых льгот, указанное в ст. 56 НК РФ.
В настоящий момент Налоговым кодексом РФ предусмотрено пять специальных налоговых режима:
— единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1);
— упрощенная система налогообложения (гл. 26.2);
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных групп налогоплательщиков (гл. 26.3);
— система налогообложения при выполнении соглашений o разделе продукции (гл. 26.4);
— система налогообложения на основе патента4.
Представляется возможным выделить общие черты, присущие всем вышеперечисленным специальным налоговым режимам.
1. Специальные налоговые
режимы применяются только
2. Все специальные налоговые
режимы связаны с
3. Применение специальных налоговых режимов освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов.
4. Применение специальных налоговых режимов основано на особом порядке определения элементов налогообложения, выраженном как в установлении обязательных элементов самостоятельного налога, не входящего в общую систему налогов и сборов (ЕСХН, УСН, ЕНВД), так и особенностях уплаты отдельных налогов (система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
5. Специальные налоговые режимы применяются наряду с иными предусмотренными действующим законодательством режимами налогообложения.
Как уже говорилось ранее, три из пяти вышеперечисленных режимов базируются на теории единого налога, предусматривающей замену уплаты совокупности определенных налогов и сборов уплатой одного налога, рассчитываемого на основе специальных параметров.
Ввиду того, что отношение к единому налогу неоднозначно, следует проанализировать практику его применения с тем, чтобы в случае необходимости внести необходимые коррективы в методику его исчисления и изъятия в бюджет.
Основным аргументом, который выдвигается в защиту единого (фиксированного) налога является то, что таким образом можно упростить налоговый механизм и защитить налогоплательщиков от чрезмерного налогообложения. Требование к упрощению налогового механизма возражений не вызывает, к этому необходимо стремиться, поскольку такое требование стояло на первом месте еще со времен А. Смита. Но при этом важно заметить и то, что количество налогов не свидетельствует о сложности налоговой системы и о налоговом давлении, так как она – не простая совокупность различных налогов, а формируется в определенных условиях, опирается на соответствующую экономическую базу5. Без учета этого налоговая система не может существовать.
Информация о работе Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов