Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Для решения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-методологические основы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
— исследовать порядок и проблемы применения специальных налоговых режимов в хозяйствующих субъектах;
— рассмотреть основные пути совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 6
1.1. Историко-теоретический аспект специальных налоговых режимов 6
1.2. Специальные налоговые режимы: сущность понятия, виды и потенциал развития 15
1.3. Место и роль налоговых режимов в системе налогообложения государства 19
2. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ 31
2.1. Организационно – экономическая характеристика деятельности межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю 31
2.2. Анализ системы налогообложения Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю 47
2.3. Правовое регулирование специальных налоговых режимов в России 56
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 60
3.1. Сравнение преимуществ и недостатков действующих специальных налоговых режимов в России и стран СНГ 60
3.2. Основные направления совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов 70
3.3. Расчет показателей эффективности совершенствования налогообложения России 77
Заключение 83
Библиографический список 89
9. Отдел камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю.
10. Отдел анализ, отчетности
и урегулирования
11. Отдел налогового аудита Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю.
По штатному расписанию на отчетную дату предельная численность работников инспекции составляет 93 человека, из них: 85 ед. – государственные служащие, все имеют высшее образование по специальности.
Взимание налогов в рамках специальных налоговых режимов производится в рамках налогового законодательства России.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составляет 4,6% в поступлениях консолидированного бюджета и 8,1% в поступлениях краевого бюджета.
В рамках специальных налоговых режимов в местные бюджеты в январе-ноябре 2012 г. по Краснодарскому краю поступили:
— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3569,4 млн. руб., что составило 2,0% в поступлениях консолидированного бюджета и 10,6 % в поступлениях бюджетов городов (районов);
— единый сельскохозяйственный налог в сумме 738,4 млн. руб., что составило 0,4% в поступлениях консолидированного бюджета и 2,2 % в поступлениях бюджетов городов (районов).
Рассмотрим поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в январе-сентябре 2013 года.
За январь-сентябрь 2013 года в бюджетную систему Российской Федерации в целом по Краснодарскому краю поступило 145178,3 млн. рублей, что на 3483,7 млн. рублей, или 2,5 % больше, чем за соответствующий период 2012 года.
В федеральный бюджет поступило 37541,5 млн. рублей налогов и платежей, что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 1532,1 млн. рублей, или 3,9 %.
В консолидированный бюджет края перечислено 107629,2 млн. рублей налогов и платежей, администрируемых налоговыми органами. По отношению к соответствующему периоду предыдущего года поступления увеличились на 5012,5 млн. рублей, или 4,9 %.
Из общих поступлений консолидированного бюджета края в местные бюджеты (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений) поступило 28716,2 млн. рублей, уровень их поступления к соответствующему периоду 2012 года вырос на 2765,6 млн. рублей, или на 10,7 %.
В собственно краевой бюджет перечислено 78913 млн. рублей налоговых платежей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления выросли на 2246,9 млн. рублей, или на 2,9 %.
Прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов в Белореченский районный бюджет составляет:
— на 2013 год- 27396,0 тыс. руб. (рост к 2012 году – 105,0%);
— на 2014 год- 28187,0 тыс. руб. ( рост к 2013 году – 103,0%);
— на 2015 год – 29582,0 тыс. руб. (рост к 2014 году – 105,0%.
В дипломной работе рассмотрены подробно составляющие поступлений местного бюджета МО Белореченский район.
1. Налог на доходы физических лиц
Норматив отчислений в муниципальный район составляет 30%. По предварительной оценке в 2013 году удельный вес налога на доходы физических лиц в объеме налоговых и неналоговых доходов местного бюджета составит 47,5%.
С учетом всех вышеперечисленных факторов налог на доходы физических лиц при нормативе 30% прогнозируется в объеме 13299,0 тыс. рублей.
2. Единый налог на вмененный доход:
Сумма единого налога на вмененный доход в 2013 году при нормативе 100% прогнозируется в сумме 3850,0 тыс. руб.
3. Упрощенная система
Сумма налога, по упрощенной системе налогообложения на 2013 год при нормативе 40% прогнозируется в сумме 1224,0 тыс. рублей.
4. Единый сельскохозяйственный налог
Сумма единого сельскохозяйственного налога в 2013 году при нормативе 50% прогнозируется в сумме 450,0 тыс. рублей.
Проведенный сравнительно-правовой анализ правовых аспектов установления и определения специальных налоговых режимов на примере действующих налоговых законодательств Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины свидетельствует о том, что специальные налоговые режимы уникальны и своеобразны, поскольку принадлежат разным национальным налоговым системам. В то же время специальные налоговые режимы этих государств имеют много общего, поскольку первоисточником для их формирования была и есть общая теория права, положения которой выступают фундаментом общих налогово-правовых режимов, существующих в этих странах, специфическими модификациями которых выступают специальные налоговые режимы.
Правительством РФ 30 мая 2013 года одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Планируется продолжение работы по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
Так, с 1 января 2013 года введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде главы 26.5 части второй Кодекса будет выделена из главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» в самостоятельный специальный налоговый режим.
Субъекты Российской Федерации обязаны были принять до конца 2012 года законы о введении с 1 января 2013 года на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 Кодекса. Кроме того они смогут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанным в главе 26.5 Кодекса.
Главой 26.5 Кодекса установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от осуществляемой предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, смогут привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.
При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований.
Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года стал добровольным, и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет с 2018 года отменен.
Будут внесены изменения в упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов.
Следует принимать во внимание, что рассмотренные выше изменения приведут к существенному снижению налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, комбинация добровольного применения ЕНВД и возможности применять патентную систему, являясь, по существу, полноценной организацией, создают риски злоупотреблений, связанных с неправомерным применением указанных преимуществ.
Приложение 1
Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 февраля 2011 и 2012 гг.
на 1 февраля 2011 года
на 1 февраля 2012 года
Приложение 2
Основные показатели социально-экономического развития
Российской Федерации 2008-2014(прогноз)гг
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 прогноз |
ВВП |
41277 |
38807 |
46309 |
55800 |
62599 |
67588 |
73315 |
в % к пред году |
105,2 |
92,2 |
104,5 |
104,3 |
103,4 |
101,8 |
103,0 |
индекс-дефлятор |
118,0 |
102,0 |
114,2 |
115,5 |
108,5 |
106,0 |
105,4 |
Промышленное производство |
24708 |
22473 |
28764 |
35053 |
37058 |
39296 |
41829 |
в% к пред году |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
104,7 |
102,6 |
100,7 |
102,2 |
индекс-дефлятор |
119,2 |
100,3 |
118,3 |
116,4 |
103,0 |
105,3 |
104,1 |
Сельское хозяйство в % к пред году |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
123,0 |
95,3 |
107,0 |
102,0 |
Реальные располагаемые доходы населения в % к пред году |
102,4 |
103,1 |
105,9 |
100,5 |
104,4 |
103,4 |
103,3 |
Розничный товарооборот |
13944 |
14599 |
16512 |
19104 |
21395 |
23687 |
25818 |
в % к пред году |
113,7 |
94,9 |
106,4 |
107,1 |
106,3 |
104,2 |
104,0 |
индекс-дефлятор |
112,8 |
110,3 |
106,2 |
108,0 |
105,4 |
106,3 |
104,8 |
Платные услуги населению |
4080 |
4505 |
4944 |
5540 |
6036 |
6675 |
7293 |
в % к пред году |
104,3 |
97,5 |
101,5 |
103,2 |
103,5 |
102,2 |
102,5 |
индекс-дефлятор |
114,3 |
113,2 |
108,1 |
108,6 |
105,3 |
108,2 |
106,6 |
Инвестиции |
8782 |
7976 |
9152 |
11036 |
12569 |
13661 |
14933 |
в % к пред году |
109,5 |
86,5 |
106,3 |
110,8 |
106,6 |
102,5 |
103,9 |
индекс-дефлятор |
119,4 |
105,0 |
107,9 |
108,8 |
106,8 |
106,0 |
105,2 |
Экспорт-млрд долл. |
466 |
297 |
393 |
515 |
528 |
511 |
506 |
в % к пред году |
97,5 |
96,7 |
107,0 |
98,2 |
100,4 |
100,2 |
101,2 |
индекс цен |
138,0 |
65,9 |
123,5 |
133,7 |
102,0 |
96,7 |
97,8 |
Импорт-млрд долл. |
289 |
184 |
246 |
319 |
336 |
344 |
353 |
в % к пред году |
111,0 |
66,2 |
127,5 |
119,7 |
106,6 |
101,2 |
102,1 |
индекс цен |
116,6 |
96,3 |
104,8 |
108,3 |
98,9 |
101,1 |
100,8 |
Сальдо -млрд.долл. |
178 |
113 |
147 |
197 |
192 |
168 |
153 |
Курс доллара, рублей |
24,9 |
31,7 |
30,4 |
29,4 |
31,1 |
32,0 |
33,4 |
Занято в экономике |
68,6 |
67,5 |
67,6 |
67,7 |
68,0 |
67,7 |
67,5 |
Производительность труда |
104,8 |
95,9 |
103,2 |
103,8 |
103,0 |
102,2 |
103,3 |
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) |
4286 |
5322 |
7693 |
8440 |
9282 |
10211 |
11086 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. |
10242 |
10607 |
11746 |
12864 |
14667 |
16470 |
18017 |
Фонд заработной платы,%ВВП |
25 |
27 |
25 |
23 |
23 |
24 |
25 |
Реальная заработная плата |
111,5 |
96,5 |
105,2 |
102,8 |
108,4 |
106,2 |
104,0 |
Инфляция, % |
114,1 |
111,7 |
106,9 |
108,4 |
105,1 |
106,7 |
105,6 |
⃰Составлено автором по материалам Министерства экономического развития Российской Федерации
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : по состоянию на 14 ноября 2013 г. : с изм., внес. ФЗ от 30 декабря 2012 г. №291-ФЗ. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. - Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. — Гл. 26.4.
2 Картошкина Е., Кадиков А., Батанов Е. Специальные налоговые режимы. — М.: Ось-89, 2013. – С. 15.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : по состоянию на 14 ноября 2013 г. : с изм., внес. ФЗ от 30 декабря 2012 г. №291-ФЗ. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. - Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. — Ст. 13-15, 18.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : по состоянию на 14 ноября 2013 г. : с изм., внес. ФЗ от 30 декабря 2012 г. №291-ФЗ. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. - Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. — Гл. 26.
5 Семенихин В.В. Все налоги России. — М.: Эксмо, 2009. – С. 117.
6 Сякин Р.Р. Теоретические аспекты реализации специальных налоговых режимов в Российской Федерации / Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2010. — №10-12(31). — С. 28.
7 Сякин Р.Р. Теоретические аспекты реализации специальных налоговых режимов в Российской Федерации / Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2010. — №10-12(31). — С. 32.
8 Бодрягина О., Фетисов А. «Оттепель» для спецрежимов // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 40. — С. 18-19.
9 Лермонтов Ю.М. Упрощенная система налогообложения: Налоги и сборы, уплачиваемые и не уплачиваемые при УСН; Ведение бухгалтерского учета при УСН; Доходы и расходы при определении налоговой базы и др.: учебно-практ. пособие. — М.: Проспект, 2009. – С. 49.
10 Морозова Л.Л. Упрощенная система налогообложения. — 8-е изд. — М.: Актив, 2012. – С. 67.
11 Боброва Е.А., Чулкова О.С. Теоретические аспекты специальных налоговых режимов // Право и экономика. — 2013. — № 4.
12 Картошкина Е., Кадиков А., Батанов Е. Специальные налоговые режимы. — М.: Ось-89, 2013. – С. 54.
13 Там же, с. 56.
14 Картошкина Е., Кадиков А., Батанов Е. Специальные налоговые режимы. — М.: Ось-89, 2013. – с. 58.
15 Картошкина Е., Кадиков А., Батанов Е. Специальные налоговые режимы. — М.: Ось-89, 2013. – С. 54.
16 Бодрягина О., Фетисов А. «Оттепель» для спецрежимов // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 40.
17 Бодрягина О., Фетисов А. «Оттепель» для спецрежимов // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 40.
18 Там же.
19 Бодрягина О., Фетисов А. «Оттепель» для спецрежимов // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 40.
20 Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. — 2012. — № 1.
21 Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. — 2012. — № 1.
Информация о работе Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов