Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей.
Задачи исследования подчиняются логике поставленной в работе цели, и включают последовательное решение следующих вопросов:
Изучение нормативной базы и обобщение особенностей налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Определение налоговой ответственности индивидуальных предпринимателей.
Обозначить проблемы исчисления НДС в переходный период.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской
деятельности 5
Нормативное регулирование деятельности индивидуальных
предпринимателей 5
1.2 Налоговая ответственность индивидуального
предпринимателя 11
2 Виды налогообложения деятельности индивидуальных
предпринимателей 19
Общая система налогообложения 19
2.2 Специальные налоговые режимы 21
3 Проблемы и перспективы развития налогообложения
деятельности индивидуальных предпринимателей 26
Проблемы исчисления НДС в переходный период 26
3.2 Направления реформирования налогообложения
индивидуальных предпринимателей
в современной России 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.Курсовик.docx

— 74.51 Кб (Скачать файл)

Виды субъектов налогообложения: в отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве, прежде всего, учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

• имеющих постоянное местопребывание  в определенном государстве (резиденты);

• не имеющих в нем  постоянного местопребывания (нерезиденты). [13]

Современный экономический  словарь содержит определение предпринимательства, как - «инициативной, самостоятельной, осуществляемой от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность  деятельность граждан, физических и  юридических лиц, направленной на систематическое  получение дохода, прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг». Отсюда, следует, что объект предпринимательской  деятельности как в НК, так и  в ГК один и тот же, однако, в  ГК РФ он трактуется шире. [20]

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что правовой статус индивидуального предпринимателя  характеризуется признаками физического  лица как субъекта налогового права  и носителя статуса налогоплательщика.

В настоящее время федеральное  законодательство о государственной  регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" [4] (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ, ст.3 ГК РФ). Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст.1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.

Государственная регистрация  индивидуальных предпринимателей - это  акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный  реестр сведений о приобретении физическими  лицами статуса индивидуального  предпринимателя, прекращении физическими  лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с  Законом о госрегистрации (ст.1 Закона).

Моментом государственной  регистрации, т.е. моментом, начиная  с которого этот административный акт  считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом  соответствующей записи в государственный  реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение  о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального  предпринимателя, о прекращении  ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные  Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Принципы ведения реестра, его содержание, правила и условия  предоставления содержащихся в нем  сведений и документов определяются в соответствии Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей…» .

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 24.07.2008 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее - Закон N 209-ФЗ) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

Федеральный закон №209-ФЗ регулирует отношения, возникающие  между юридическими лицами, физическими  лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в  сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия  субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. [6]

 

1.2  Налоговая ответственность индивидуального

       предпринимателя

 

В отличии от собственника (учредителя) юридического лица, индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, т.е. имуществом физического лица. При этом ответственность индивидуального предпринимателя возникает не только как у физического лица, но и как у должностного лица организации в связи с тем, что к индивидуальным предпринимателям применяются нормы гражданского права, предусмотренные и для юридических лиц.

Следует отметить, что не на любое имущество индивидуального предпринимателя может быть наложен арест. Не может быть обращено взыскание на следующее имущество, принадлежащее индивидуальному предпринимателю (гражданину-должнику) на праве собственности:

  • жилое помещение (его части) для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих;
  • земельные участки, на которых расположены указанные жилые помещения;
  • предметы домашней обстановки, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника;
  • домашние животные, используемые не для предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения и др.

Арест и реализация имущества должника осуществляются в следующей очередности:

  • в первую очередь – имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт и иное);
  • во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иных материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве;
  • в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, других основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Рассмотрим принудительное взыскание налогов и пени, поскольку его порядок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей различается. Так, взыскание налога с организаций производится, как правило, по решению налогового органа в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, либо за счет иного имущества организации (п. 1 ст. 45 НК РФ). Взыскание налога и пеней с индивидуального предпринимателя, в том числе за счет его имущества, денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, осуществляется только в судебном порядке в соответствии с главой 26 АПК РФ (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 48 НК РФ).

Срок давности для предъявления искового заявления в арбитражный  суд составляет 6 месяцев после  истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 48 НК РФ). Согласно ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании  обязательных платежей и санкций  подается в арбитражный суд, если не исполнено требование налогового органа об уплате взыскиваемой суммы  в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Направление предпринимателю  требования об уплате взыскиваемого  платежа в добровольном порядке  является обязательным условием последующей  реализации права налогового органа на предъявление соответствующего заявления  в арбитражный суд (п. 2 ст. 214 НК РФ). При этом в целях обеспечения  иска допускается наложение ареста на имущество индивидуального предпринимателя  на основании определения суда. [10]

Сокрытие индивидуальным предпринимателем денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено  взыскание недоимки по налогам, в  крупном размере влечет за собой  уголовную ответственность в  виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от 18 месяцев до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199.2 УК РФ).

Что касается порядка привлечения  к ответственности за совершение налоговых правонарушений, то он для  индивидуальных предпринимателей тот  же, что и для юридических лиц. Взыскание налоговых санкций  производится только в судебном порядке  в соответствии с главой 26 АПК  РФ (ст. 104, 105, п. 7 ст. 114 НК РФ).

Пункт 3 ст. 108 НК РФ разграничивает налоговую  и уголовную ответственность  граждан, указывая на то, что налоговая  ответственность за правонарушения, установленные НК РФ, наступает лишь в том случае, если такие правонарушения не содержат признаков преступления, предусмотренного УК РФ.

В налоговом законодательстве не существует такого различия между определением вины юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как в административном законодательстве. Вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо представителей, действия которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ). Вина индивидуального предпринимателя  в совершении налогового правонарушения определяется практически так же, как и в административном законодательстве. 
В соответствии со ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ). По истечении указанного срока давности лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ).

Наряду со сроком давности привлечения  к налоговой ответственности  в налоговом законодательстве существует также срок давности взыскания налоговых  санкций, который составляет шесть  месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115 НК РФ). Истечение данного  срока исключает право налогового органа обратиться в арбитражный  суд с требованием о взыскании  налоговых санкций с индивидуального  предпринимателя и является основанием для отказа в удовлетворении таких  требований.

Необходимо иметь в виду, что  привлечение предпринимателя к  налоговой ответственности не освобождает  его от обязанности уплатить соответствующие налоги и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). К налоговым правонарушениям, за которые индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности, относятся:

нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета  в банке (ст. 118 НК РФ);

непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля (ст. 126 НК РФ).

За нарушение индивидуальным предпринимателем установленного п. 2 ст. 23 НК РФ 10-дневного срока представления в налоговый  орган сведений об открытии или закрытии счетов в банке он несет ответственность  в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). В случае непредставления  в налоговый орган документов и иных сведений, предусмотренных  налоговым законодательством, например расчетов авансовых платежей по единому  социальному налогу, предприниматель  подвергается штрафу в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). [1]

Если в установленный срок не представлена в налоговый орган  налоговая декларация, взыскивается штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или  неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. Непредставление предпринимателем налоговой декларации в течение  более 180 дней после установленного срока влечет взыскание штрафа в  размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (ст. 119 НК РФ).

В случае непредставления налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока, а также в случае отказа от представления декларации налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций индивидуального предпринимателя по его счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия) индивидуальный предприниматель может быть оштрафован в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если же указанные неправомерные  действия были совершены умышленно, штраф составляет 40% от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Информация о работе Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей