Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей.
Задачи исследования подчиняются логике поставленной в работе цели, и включают последовательное решение следующих вопросов:
Изучение нормативной базы и обобщение особенностей налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Определение налоговой ответственности индивидуальных предпринимателей.
Обозначить проблемы исчисления НДС в переходный период.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской
деятельности 5
Нормативное регулирование деятельности индивидуальных
предпринимателей 5
1.2 Налоговая ответственность индивидуального
предпринимателя 11
2 Виды налогообложения деятельности индивидуальных
предпринимателей 19
Общая система налогообложения 19
2.2 Специальные налоговые режимы 21
3 Проблемы и перспективы развития налогообложения
деятельности индивидуальных предпринимателей 26
Проблемы исчисления НДС в переходный период 26
3.2 Направления реформирования налогообложения
индивидуальных предпринимателей
в современной России 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.Курсовик.docx

— 74.51 Кб (Скачать файл)

При этом за уклонение от уплаты налогов  путем непредставления налоговой  декларации или иных документов, представление  которых в соответствии с налоговым  законодательством является обязательным, либо путем включения в налоговую  декларацию или такие документы  заведомо ложных сведений, если оно  совершено в крупном размере, наступает уголовная ответственность  в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести  месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Совершение этого же деяния в особо крупном размере  влечет наложение штрафа в размере  от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев  до трех лет либо лишение свободы  на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ).

Крупным размером признается сумма  налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при  условии, что доля неуплаченных налогов  и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо  крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при  условии, что доля неуплаченных налогов  и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании  регулируется специальными законами о  пенсионном страховании. Вместе с тем  к правоотношениям, связанным с  уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе  в части осуществления контроля за их уплатой, применяется налоговое  законодательство. 
          Статья 27 ФЗ от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  за нарушение индивидуальным предпринимателем срока регистрации в органе ПФР предусматривает штраф в размере 5 тыс. руб., за нарушение срока регистрации более чем на 90 дней - 10 тыс. руб. Предприниматель может быть оштрафован по этому основанию, если он, например, заключил трудовой (гражданско-правовой) договор с работником, но в категории страхователя, производящего выплаты физическим лицам, не зарегистрировался. В случае неуплаты или неполной уплаты предпринимателем страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий с него может быть взыскан штраф в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов, а если это деяние совершено умышленно - в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов. Взыскание санкций производится органами ПФР в судебном порядке.

В ГК РФ указано, что в случае занятия  предпринимательской деятельностью  без государственной регистрации  гражданин не вправе ссылаться в  отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Закон предоставляет суду право  применить к таким сделкам  правовые нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Пункт 2 ст. 11 НК РФ также приравнивает граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, но в нарушение закона не зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении ими обязанностей, возложенных на них НК РФ, к индивидуальным предпринимателям.

Исковые заявления о взыскании с гражданина каких-либо убытков, обязательных платежей и санкций, связанных с ведением им предпринимательской деятельности без государственной регистрации, предъявляются не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции. Судам общей юрисдикции подведомственны также споры с участием граждан, по каким-либо причинам утративших статус индивидуального предпринимателя, в том числе споры, связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до прекращения статуса предпринимателя (п. 13 постановления Пленума ВС РФ и пленума ВАС РФ от 1.07.96 г. N 6/8). [13,18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Виды налогообложения деятельности индивидуальных

                предпринимателей

 

    1. Общая система налогообложения 
 

Все требования к бухгалтерской  и налоговой отчётности регулируются налоговым кодексом Российской Федерации  и другими нормативными и правовыми  актами, законами о налоговом законодательстве.

На настоящий момент в  стране, согласно налоговому кодексу  Российской Федерации, действует следующие  системы и режимы налогообложения, рекомендуемые для использования  индивидуальными предпринимателями:

  1. Общая система налогообложения (предусматривает уплату подоходного налога физическими лицами);
  2. Вменённая система (ЕНВД) – предусматривает уплату единого налога  на вменённый доход при занятии определёнными видами деятельности или предпринимательством, связанным с ведением сельского хозяйства;
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). 

Все физические лица, которые  занимаются какой-либо предпринимательской  деятельностью, обязаны вовремя  и в установленном порядке  представлять требуемые отчётные документы  в налоговые органы. В противном  случае, государственный налоговый  орган вправе подать в суд иск  о взыскании с данного физического  лица суммы всех неуплаченных налогов  за счёт его личного имущества. [9]

Остановимся поподробнее на каждой из систем налогообложения.

Общий налоговый режим – это  режим налогообложения, при котором  индивидуальные предприниматели уплачивают все налоги.   При общей системе  налогообложения индивидуальный предприниматель  должен платить все налоговые платежи и взносы, которые предусмотрены налоговым кодексом, если только он не освобождён от уплаты отдельных их видов специальными уполномоченными органами.

Общей системой налогообложения предусмотрены  для уплаты индивидуальным предпринимателем следующие налоги и пошлины:

  1.          НДФЛ – подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами;
  2.          НДС – добавленная стоимость;
  3.          Государственные и таможенные пошлины;
  4.          Акцизный налог;
  5.          Водный налоги и налог на добычу полезных ископаемых;
  6.          Сборы за использование объектов животного мира;
  7.          Сборы за использование объектов водных ресурсов;
  8.          Транспортный налог, земельный;
  9.          Налог на имущество;
  10.          Налог на ведение игорного бизнеса;
  11.          Взносы на обязательное пенсионное страхование.
  12.          Как видно из выше перечисленного, большинство налогов и взносов связано с ведением бизнеса в определённых сферах. Поэтому многие индивидуальные предприниматели уплачивают лишь некоторые из перечисленных видов налогов (НДФЛ, НДС, страховые взносы, налог на имущество).

Эта система подходит тем индивидуальным предпринимателем, которым в силу особенности своей деятельности необходимо выделять в документах для  покупателей рассчитанную сумму  НДС (на добавленную стоимость).

Важная особенность ведения  расчёта и учёта денежных потоков  индивидуальными предпринимателями, использующих общую систему налогообложения, заключается в ведении кассового  метода (после получения дохода денежных средств и совершения их расхода).

В отличие от юридических лиц, индивидуальный предприниматель при использовании  данной системы налогообложения  не уплачивает налога на прибыль (вместо этого НДФЛ). При этом индивидуальный предприниматель имеет право  уменьшить свои выплаты НДФЛ только на размер профессиональных налоговых  взносов и вычетов.[12]

 

    1.           2.2  Специальные налоговые режимы

 

    Единый налог на вмененный  доход (ЕНВД)

Это система налогообложения, в  основе которой лежит уплата ЕНВД для определенных видов деятельности. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ).        Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ и носит обязательный характер. [10]

Система налогообложения  в виде ЕНВД предусматривает особый порядок определения элементов  налогообложения (объекта, налоговой  базы, налоговой ставки и др.), а  также освобождение от уплаты некоторых  налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Суть этой системы налогообложения  заключается в том, что при  исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики  руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.

 Если налогоплательщик  применяете систему налогообложения  в виде ЕНВД, то ему не надо  платить следующие налоги (п. 4 ст. 346.26 НК РФ):

  • НДФЛ — в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД;
  • НДС — в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД (за исключением "ввозного" НДС, уплаченного на таможне);
  • Налог на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД.

При этом, плательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые  органы нулевые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых они  освобождены (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Все иные налоги уплачиваются в установленном порядке (абз. 4 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Таким образом, при ЕНВД платят налоги и пошлины:

  • земельного налога;
  • транспортного налога;
  • акцизов;
  • государственной пошлины;
  • НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.

Кроме того, уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (абз. 5 п. 4 ст. 346.26 НК РФ), а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Кроме этого, налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента, уплачивать НДФЛ за своих работников. При этом ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

  • представительные органы муниципальных районов;
  • представительные органы городских округов;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Для того чтобы ввести на территории муниципального района или  городского округа (а также в Москве и Санкт-Петербурге) систему налогообложения  в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий  нормативный правовой акт. Если такой  документ представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не принят, то на вверенной им территории система  налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения  и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством  РФ о налогах и сборах (например, УСН и ЕСХН).

Налогоплательщиками ЕНВД являются индивидуальные предприниматели, если одновременно соблюдаются следующие  условия:

  • на территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;
  • в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель) (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). [15]

 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Эта система применяется только для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются производством  и переработкой сельскохозяйственной продукции и товаров. Переход  к ЕСХН и отход от неё осуществляется в добровольном порядке, в зависимости  от желания индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, могут  перейти на этот налог, если произведённая ими продукция составляет не менее 70% от реализации. Продукция сельского хозяйства - это производство растений, животноводства, в том числе и выращивание рыб (но не отлов). Если предприниматель занимается несколькими видами деятельности, один из которых переведен на уплату ЕНВД, то в отношении остальных видов деятельности может применяться УСН, ЕСХН или общая система налогообложения. Выбор систем налогообложения осуществляется самими предпринимателями, за исключением ЕНВД. Выбор системы налогообложения индивидуальный предприниматель может сделать как одновременно с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, так и после нее. Если будущий предприниматель желает использовать УСН или ЕСХН, то он вправе подать заявление об этом в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. Только в этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять УСН или уплачивать ЕСХН с даты своего создания.

Если же он не уложился в данный срок или вообще не подал такого заявления, то автоматически считается, что он применяет общую систему  налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может  только с начала следующего календарного года, подав соответствующее заявление  в установленные Налоговым кодексом сроки. [8]

Налоговая база в ЕСХН - это прибыль. И процентная ставка составляет 6%. Налоговый  период по ЕСХН - год. Отчётный период - полугодие. После окончания отчётного  периода следует уплатить авансовый платеж по ЕСХН в течение 25 календарных дней.

Начиная с первого полугодия 2005 года налогоплательщики ЕСХН представляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 28 марта 2005 г. № 50н. Основное отличие этой формы декларации от ранее действовавшей заключается в ином порядке учета суммы убытка, переносимого на последующие налоговые периоды (раздел 2.1 декларации). В Приложении Б представлен пример расчета суммы убытка, уменьшающего налоговую базу по ЕСХН. [15]

Для ЕСХН характерно отсутствие обязательства  для уплаты таких налогов, как  НДФЛ, НДС, налога на имущество, ЕСН. Они  все заменены одним налогом –  ЕСХН, сумма которого рассчитывается согласно результатам от ведения  хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем за налоговый период. Не отменены для индивидуальных предпринимателей, использующих ЕСХН страховые взносы (взносы на счёт обязательного пенсионного  страхования). Остальной же перечень налогов, подлежащих уплате, соответствует  общему режиму налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 3  Проблемы и перспективы развития налогообложения 

              деятельности индивидуальных предпринимателей

 

3.1  Проблемы  исчисления НДС  в переходный  период

 

При смене применяемых  налоговых режимов организации  и индивидуальные предприниматели  нередко сталкиваются с проблемой  исчисления налогов в переходные периоды. Особенно остро стоит проблема исчисления НДС при переходе на применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  и возврате на общий налоговый  режим.

Проблемы исчисления НДС. В соответствии с пунктами 2, 3 и 5 статьи 346.11 и пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и (или) являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Однако зачастую возникают  ситуации, когда авансы получены или  перечислены при применении одного налогового режима, а отгрузка осуществлена или товары (работы, услуги) оприходованы в период применения другого налогового режима или наоборот. Порядок исчисления НДС в переходные периоды не урегулирован ни нормами главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", ни главы 26.3 НК РФ о едином налоге на вмененный  доход. Главой 21 НК РФ "Налог на добавленную  стоимость" определен лишь порядок  восстановления НДС при переходе на применение специальных режимов  налогообложения.

С учетом отсутствия законодательных  норм, регламентирующих порядок исчисления НДС в переходный период, возможны два противоположных подхода:

  • с момента начала применения специального налогового режима лицо, применяющее УСН и ЕНВД, не является налогоплательщиком по НДС и, следовательно, все обязанности, связанные с исчислением НДС, и права, связанные с возможностью предъявления НДС к вычету (возмещению), считаются прекращенными;
  • при исчислении НДС необходимо учитывать дату отгрузки и момент определения налоговой базы.

В разъяснениях Минфина и  ФНС России и в позиции судов  прослеживается и та, и другая позиция. [14]

Восстановление НДС. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в главу 21 НК РФ, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы. Необходимо отметить, что данные положения вступили в силу только с 1 января 2006 года, и, следовательно, на организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на специальные налоговые режимы с 1 января 2006 года и ранее, не распространяются.

Налоговые органы и Минфин России в своих разъяснениях в  более ранние периоды неоднократно отмечали о необходимости восстановления сумм НДС, относящихся к товарам (работам, услугам), в том числе  основным средствам, но данный подход не нашел поддержки в арбитражных  судах всех федеральных округов, что подтверждается не одной сотней дел, рассмотренных по данной проблеме.

С учетом внесенных изменений  согласно положениям НК РФ суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств  и нематериальных активов, а учитываются  в соответствии со статьей 264 НК РФ. Следовательно, соответствующие суммы  НДС необходимо восстановить в последний  налоговый период по НДС и включить в состав расходов, учитываемых для  целей налогообложения.

Особый порядок восстановления НДС предусмотрен пунктом 6 статьи 171 НК РФ в отношении сумм НДС, предъявленных  налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства  объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества, и исчисленных налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления. Данные требования не распространяются на основные средства, которые полностью  самортизированы, или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Таким образом, практически  каждая "переходная ситуация" может  вызвать вопросы со стороны проверяющих, и многое будет зависеть от подхода  налогового инспектора, проверяющего вашу организацию, и от разъяснений  налоговых органов и Минфина  России, изданных в последнее время. Судебные органы, в основном, придерживаются позиции, что лица, применяющие специальные  налоговые режимы, не являются налогоплательщиками  и, соответственно, с момента перехода на УСН или ЕНВД все обязанности, связанные с исчисление и уплатой  НДС, а также зачетом (возмещением) НДС, прекращаются. Данная позиция при  отсутствии правовых норм, определяющих порядок исчисления НДС при изменении  применяемой системы налогообложения, является наиболее законодательно обоснованной и логичной. [11]

 

 

 

 

    1.   Направления реформирования налогообложения 

            индивидуальных предпринимателей  в современной России

 

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Прошедший год не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение года, вступили в силу с 1 января 2013 г. Наиболее значимое изменение, касающееся всех налогоплательщиков-организаций, состоит в том, что в налоговый орган им нужно представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет). Основная масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, ЕНВД) и введен новый - патентная система налогообложения, которая заменила действующую на основе патента, применяемую индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Кроме того, ряд важных изменений касается налога на прибыль, налога на имущество организаций и госпошлин.

Налогоплательщики

Применять патентную систему  налогообложения (далее - ПСН) могут  только индивидуальные предприниматели. Переход на нее является добровольным и она может совмещаться с иными режимами налогообложения.

Освобождение от уплаты налога

Применение ПСН освобождает предпринимателя от уплаты: 
- НДФЛ (в отношении доходов от деятельности, на которую выдан патент);  
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления деятельности, на которую выдан патент);  
- НДС , за исключением отдельных операций: 
- при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; 
- в рамках договоров простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории России (пп. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ).  
При этом ИП должны будут уплачивать иные налоги и исполнять обязанности налоговых агентов. (п. 12 ст. 346.43 НК РФ)

Порядок и условия начала и прекращения применения патентной  системы налогообложения?

Документом, удостоверяющим право применения патентной системы  налогообложения, будет являться патент. Этот документ будет выдаваться только на один вид предпринимательской деятельности и будет действовать только на территории того субъекта РФ, который указан в патенте. Но при этом индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте РФ, вправе получить патент в другом субъекте РФ.  
Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий год. 
Для получения патента в своем регионе ИП должен подать заявление в налоговую инспекцию по месту жительства.  
Если патент нужно получить в другом субъекте РФ, то для подачи заявления предприниматель вправе выбрать любую инспекцию в этом регионе (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). В отличие от действующего порядка ИП обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление и о постановке на учет в этом налоговом органе (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ). 
Заявление можно представить лично (либо через представителя), по почте или по интернету.  
Чтобы начать применять ПСН с 1 января 2013 года, ИП должны подать заявления о получении патента в налоговую инспекцию за 10 дней до начала применения спецрежима, т.е. не позднее 20 декабря 2012 года (п. 2 ст. 346.45 НК РФ) (в настоящее время срок составляет 1 месяц - п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ).  
Не вправе применять патентную систему налогообложения предприниматели: 
- средняя численность работников которых превышает за налоговый период 15 человек; 
- доходы которых с начала года превысили предельный размер (в 2013 году - 60 млн. рублей); 
- осуществляющие деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. 
Со дня официального опубликования Федерального закона N 94-ФЗ патенты, предусмотренные статьей 346.25.1 НК РФ, выдаются ИП на срок по 31.12.2012 г. включительно. Патенты, выданные до дня официального опубликования Федерального закона N 94-ФЗ, со сроком действия, истекающим после 01.01.2013 г., действуют по 31.12.2012 г. включительно. Стоимость патента в этом случае подлежит пересчету в соответствии с фактической продолжительностью действия патента, зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (п. 3 ст. 8, п. 3 ст. 9 Закона 94-ФЗ). 
Налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня получения заявления на получение патента выдать предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. (п. 3 ст. 346.45 НК РФ). 
Основанием для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента является: 
- несоответствие установленному перечню видов деятельности;  
- указание срока действия патента менее 1 месяца или более 12 месяцев выдачи; 
- переход на патентную систему ранее начала следующего календарного года, в котором было утрачено право на применение этого спецрежима или в котором была прекращена соответствующая предпринимательская деятельность;  
- недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.  
При этом сумму НДФЛ можно уменьшить на величину уплаченного "патентного" налога, а пени по всем налогам общей системы начислять не нужно.  
Предприниматель утрачивает право на ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент в случае (п. 6 ст. 346.45 НК РФ): 
1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей. При этом, стоимость патента уплаченная им, не возвращается. А в случае, если ИП применяет одновременно ПСН и УСН, то при расчете данного показателя необходимо суммировать доходы по обоим указанным спецрежимам. 
2) если в течение налогового периода предпринимателем было допущено превышение ограничения по средней численности наемных работников; 
Обратите внимание, что с 01.01.2013 г. средняя численность наемных работников не может превышать за налоговый период 15 человек, в том числе по договорам гражданско-правового характера (п. 5 ст 346.43 НК РФ). Сейчас разрешено предпринимателям нанимать — не более 5 работников (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). 
3) если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 НК РФ. 
В этом случае ИП следует оплатить налоги по общей системе как вновь зарегистрированному предпринимателю, а пени по всем налогам общей системы начислять не нужно.  
А также сумму НДФЛ можно уменьшить на величину уплаченного "патентного" налога. 
О прекращении деятельности и о переходе на общий режим налогообложении или об утрате права на применение спецрежима, до истечения срока действия патента, предприниматель должен сообщить в инспекцию в течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ).  
Предприниматель праве вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года. По действующей сейчас упрощенной системе налогообложения на основе патента таким правом индивидуальный предприниматель может воспользоваться через 3 года (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).

Информация о работе Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей