Налогообложение организаций машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение специфики налогообложения предприятий машиностроительного комплекса, а также разработка путей совершенствования взимания налогов с таких предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
– рассмотреть теоретические аспекты налогообложения предприятий машиностроительного комплекса;
– проанализировать специфику налогообложения предприятий машиностроительного комплекса на примере ОАО «КАМАЗ – Дизель»;
– изучить опыт налогообложения машиностроительных предприятий зарубежных стран;
– выявить направления совершенствования налогообложения предприятий машиностроительного комплекса;
Объектом исследования является деятельность ОАО «КАМАЗ –Дизель».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Айгуль.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

ОАО «КАМАЗ-Дизель» является производителем конечного продукта - силовых агрегатов, двигателей, коробок передач и  запасных частей к ним. Завод поставляет указанную продукцию на главный  сборочный конвейер ОАО «КАМАЗ», автомобильным и автобусным заводам, сервисным центрам, военно-промышленному комплексу.

По объемам выпущенной продукции  ОАО «КАМАЗ-Дизель» занимает 8-е  место среди предприятий двигателестроения  в мире.

ОАО «КАМАЗ-Дизель» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, расчетные счета в банках, круглую печать, штампы и бланки со своими реквизитами, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства идентификации. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ОАО «КАМАЗ-Дизель» несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, не отвечает по обязательствам своих акционеров. Общество вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. ОАО "КамАЗ-Дизель" на сегодня является дочерним обществом, входящим в группу предприятий Открытого Акционерного Общества "КАМАЗ».

Уставный капитал ОАО  «Камаз – Дизель» состоит из 1 800 000 штук обыкновенных акций и составляет 1800 млн. руб. Акционером ОАО «КАМАЗ-Дизель» является ОАО «КАМАЗ». Доля ОАО «КАМАЗ» в уставном капитале ОАО «КАМАЗ-Дизель» - 100%. Финансовый год Общества совпадает с календарным годом и длится с 1 января по 31 декабря.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров, которое обязано ежегодно проводить  годовое Общее собрание акционеров (в срок не ранее, чем за 2 месяца и не позднее, чем за 6 месяцев после окончания финансового года).

Руководство текущей деятельностью  Общества осуществляется единоличным  исполнительным органом Общества –  генеральным директором ОАО «КАМАЗ-Дизель», назначенным Общим собранием акционеров Общества сроком на 3 года.

Основной целью деятельности ОАО  «КАМАЗ-Дизель» является извлечение прибыли и использование ее в  интересах акционеров, а также  насыщение рынка товарами и услугами. [ 11. C 12]

ОАО «КАМАЗ-Дизель» является ведущим производителем в России дизельных двигателей. Об этом свидетельствуют данные приведенные в таблице 2.1.1.                                                                                                 

                                                                                                Таблица  2.1.1.

ОАО «КАМАЗ-Дизель» на рынке  дизельных двигателей России в 2009-2011 г.г.

Производитель

2009г.

Доля, %

2010г.

Доля, %

2011г.

Доля, %

ОАО «КАМАЗ»

28 384

50,3

39 815

48,4

52 386

49,7

ОАО «Автодизель»

25 036

44,3

39 652

48,2

48 843

46,4

ОАО «ТМЗ»

616

1,1

883

1,1

1 236

1,2

ОАО «АМЗ»

1 652

2,9

1 127

1,4

1 402

1,3

ООО «ЧТЗ-ралтрак»

773

1,4

849

1,0

1 450

1,4

Итого

56 461

 

82 326

 

105 317

 

 

По итогам 2010 года в  России выпущено 82 326 шт. тяжелых дизельных двигателей, что на 49% большее относительно аналогичного

показателя 2009г. По итогам 2011 года прослеживается увеличение объемов  производства тяжелых дизельных  двигателей на 27,9% в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ-Дизель» в 2011 году получена прибыль в размере 208 085 тыс. руб. (в 2010 году был убыток в размере 295 924 тыс. руб.).                                                                                                                              

                                                                                                     Таблица 2.1.2.

                      Основные показатели ОАО «КАМАЗ-Дизель»              

                   

Показатели

Ед. изм.

2010 год

2011 год

Темп роста/сниж.

Выручка от продажи  продукции, товаров и услуг (без  налогов, акцизов и обязательных платежей)

тыс. руб.

20 054 885

17 328 627

-13,6%

Себестоимость продаж

тыс. руб.

20 422 950

17 541 846

-14,1%

Себестоимость на 1 руб. продаж

коп.

101,9

101,23

-0,7%

Прибыль/убыток от продаж

тыс. руб.

-368 065

213 219

158%

Рентабельность  продаж

%

-1,8

1,2

167,1%

Чистая прибыль

тыс. руб.

-295 924

208 085

170%

Уставный  капитал, на конец года

тыс. руб.

1 800 000

1 800 000

0%

Число акционеров

кол-во

1

1

0%

Среднесписочная численность персонала

чел.

6 725

4 424

-34%


 

По обычным видам  деятельности  (стр.2200 форма №2) за 12 месяцев получен убыток в сумме 207 119 тыс. руб., в т.ч.:

От операций по прочим доходам и расходам получена прибыль 483 903 тыс.руб. за счет прибыли, полученной от продажи МПЗ – 545 048 тыс. руб. и основных средств – 43 789 тыс. руб., реализованных в ОАО «КАМАЗ» во исполнение программы мероприятий по передачи функций производства силовых агрегатов, двигателей, коробок передач и запасных частей к ним в ОАО «КАМАЗ».

Таким образом, общие тенденции развития автомобильной промышленности ОАО «КАМАЗ-Дизель» можно оценить как умеренно оптимистичные, что связано со следующими событиями, которые произошли в отчетном году:

- в 2011 году российская  экономика выросла на 4,2%. Рост промышленного производства  составил 4,7%. Положительные темпы роста экономики обусловлены также восстановлением финансового рынка и рынка труда, о чем свидетельствует снижение  уровня безработицы в России в 2011 году до 6,5%.

- в течение 2011 года  продолжилось стабильное восстановление российского автомобильного рынка. По итогам года реализовано 331,94 тыс. грузовых автомобилей, что соответствует приросту в годовом исчислении на 59%. Продажи отечественных грузовиков увеличились с 121,23 тыс. до 165,28 тыс. машин, однако их рыночная доля сократилась с 58,0% до 49,8%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 56,4% (с 13,64 тыс. до 21,34 тыс. грузовиков) с незначительным изменением доли этого сегмента с 6,5% до 6,4%. Наиболее быстро растущим сегментом является импорт новых грузовиков, который вырос более чем вдвое до 129,2 тыс. машин, с увеличением рыночной доли до 38,9%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились в 1,4 раза до 16,1 тыс.ед.

На дальнейшее развитие отечественного автомобилестроения помимо темпов роста российской экономики существенное влияние оказали присоединение России  к ВТО и связанное с ним изменение ставок ввозных таможенных пошлин, а так же внедрение стандарта Евро 4 с 2013 года.

Тенденции развития ОАО  «КАМАЗ-Дизель» по итогам отчетного периода в целом выглядит лучше  общеотраслевых тенденций.

Налоговое обязательство - экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить  все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство  в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства.

  По тому, насколько  исполнены налоговые обязательства,  как текущие, так и общие,  можно судить о платежеспособности  предприятия в целом. 

Так  общая задолженность  ОАО «КАМАЗ – Дизель» в 2009 году составила 30 472 тыс. руб.

Задолженность по налогам  и сборам (строка баланса 624) с начала года уменьшилась на 143 956 тыс. руб. и на 31.12.2009г. составила 13 978 тыс.руб., в том числе по бюджетам: Республики Татарстан - 5 575 тыс.руб., Местный бюджет  -  8 403 тыс.руб.

В 2010 году общая задолженность  по налогам и сборам увеличилась  за 12 месяцев 2010г. на 80 001 тыс. руб. и на 31.12.2010 составляет 115 473 тыс. руб.

Задолженность по налогам  и сборам (строка баланса 624) с начала года увеличилась на 53 634 тыс. руб. и на 31.12.2010г. составляет 67 612 тыс. руб., в том числе  по бюджетам: Федеральный бюджет  -  46 184 тыс. руб., бюджет Республики Татарстан    -   9 189 тыс. руб., Местный бюджет    - 12 239 тыс. руб.

Увеличение в 2010 году объемов производства и продаж привело к увеличению начисленного налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, страховых взносов.

В 2011 году общая задолженность  по налогам и сборам уменьшилась  за 12 месяцев 2011г. на 55 699 тыс. руб. и на 31.12.2011 составляет 59 774 тыс. руб. 

Исходя из выше приведенных  данных можно, сделать вывод о  том, что ОАО «КАМАЗ – Дизель»  достаточно стабильно исполняет  свои налоговые обязательства перед  бюджетом. Об это свидетельствует таблица 2.1.2

                                                                                              Таблица 2.1.2

Анализ исполнения налоговых обязательств за 2009-2011 гг.

 

Налоги

НДС

18%

НнП

20%

НДФЛ 

13%

Трансп.

налог

НнИО 

2.2%

Начислено 2009г. Тыс.руб

118 537

1 245

105 387

248

26 551

 Уплачено 2009г.Тыс.руб.

271 943

12 359

106 318

242

22 100

Не уплата /

переплата тыс.руб.

153 406

11 114

931

-6

-4 451

Начислено 2010г  тыс.руб.

181 613

0

157 310

293

24513

Уплачено 2010г. Тыс.руб.

169 943

0

149 703

271

 

24 692

Не уплата /

переплата

-11 670

0

-7 607

-22

179

Начислено 2011г  тыс.руб.

532 802

0

122 845

392

23 069

Уплачено 2011г. Тыс.руб.

576 688

0

138 484

394

23 266

Не уплата /

переплата

43 886

0

15 639

2

197


 

 

Не смотря на то, что  у предприятия образовалась задолженность по транспортному налогу в сумме 6 тыс.руб. и по налогу на имущество организаций в размере 4 451 тыс.руб., основные показатели финансово – хозяйственной деятельности остаются в норме.

Показатели ликвидности 2009 и 2011 остаются в пределах нормативных значений, что характеризует платежеспособность предприятия с положительной стороны.

Динамика коэффициента финансовой устойчивости на протяжении  2009 – 2011гг. свидетельствует о сохранении способности предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала. Показатель рентабельности характеризует эффективность реализации продукции.

В 2010 году по налогу на прибыль  ОАО «КАМАЗ-Дизель» понесло убыток в размере 295 924 тыс. руб., поэтому  налоговая база равна нулю, а сам убыток подлежит переносу на будущее ( на 2011 год). В 2011 году налоговая база по налогу на прибыль также равна нулю, поскольку прибыль, полученная в размере 208 085 тыс. руб. не покрывает убыток, понесенный в прошлом периоде.

Также в  2010г. произошло снижение показателей ликвидности, но показатели ликвидности остаются в пределах нормативных значений, что в основном связано с внешнеэкономическими факторами. Тем не менее, предприятие платежеспособное, оборотные активы превышают краткосрочные обязательства, что характеризует платежеспособность предприятия также с положительной стороны.

 

2.2. Оценка налоговой  нагрузки ее воздействие на  хозяйственную деятельность

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого  термина, характеризующего влияние  налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения» и т.д.

Налоговая нагрузка предприятия - это совокупность показателей (показатель), характеризующих влияние регулярных обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия. [

Общепринятой  методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма  всех уплаченных налогов; В - выручка  от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

Рассчитаем налоговую  нагрузку ОАО «КАМАЗ – Дизель»  за 2009 год:

Информация о работе Налогообложение организаций машиностроительного комплекса