Налогообложение прибыли российских организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль, раскрытие его значения и роли в налоговой системе Российской Федерации.
Задачи работы:
1. изучение основных положений по налогу на прибыль;
2. изучение порядка и методов расчета налога, принципов определения доходов и расходов;
3. рассмотрение функций налога на прибыль

Содержание

Введение 3
1.Характеристика налога на прибыль, порядок его исчисления и уплаты 5
1.1 Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения 5
1.2 Доходы и расходы, учитываемые при определении налоговой базы 7
1.3 Ставки налога на прибыль, налоговый и отчетный периоды 13
2.Расчет налога на прибыль: бухгалтерский и налоговый учет 17
3. Бюджетное значение и регулирующая роль налога на прибыль 21
организаций 21
Заключение 26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
Приложение 1 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение контрольная работа МОЯ (2).doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Дебет 99 Кредит 68 – начислено ПНО

Дебет 68 Кредит 99 –начислен ПНА

Временные разницы – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или в  других отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы образуются, если  в бухгалтерском учете расходы уменьшили бухгалтерскую прибыль, а в налоговом учете будут приняты только в следующем отчетном периоде или позже. Примерами могут служить следующие случаи:

- в бухгалтерском учете сумма  амортизации превышает сумму  амортизации в налоговом учете;

-организация применяет кассовый метод в целях налога на прибыль и на конец отчетного периода у нее есть кредиторская задолженность за приобретенные товары. Сумма этой задолженности в бухгалтерском учете признается в составе расходов при принятии приобретенного имущества, а в налоговом – только после оплаты;

- применяются разные способы  признания управленческих и коммерческих расходов в себестоимости проданной продукции для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.

Возникновение вычитаемой временной разницы приводит к появлению отложенного налогового актива (ОНА). Сумма ОНА увеличивает налог на прибыль в отчетном периоде и уменьшает налог на прибыль в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые активы формируются в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы. Изменение величины отложенного налогового актива равняется произведению вычитаемой временной разницы и ставки налога на прибыль. Организации отражают в бухгалтерском учете ОНА на счете 09 в корреспонденции со счетом 68.

Дебет 09  Кредит 68 – начислен отложенный налоговый актив

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА.

 Дебет 68 Кредит 09 – списан отложенный налоговый актив

Налогооблагаемые временные разницы образуются тогда, когда налоговая база по налогу на прибыль уменьшается, а бухгалтерская прибыль будет уменьшена на эту сумму в следующих отчетных периодах. Например, если:

- в отчетном периоде в бухгалтерском  учете амортизация начислена в меньшей сумме, чем в налоговом;

- организация применяет кассовый  метод в целях исчисления налога  на прибыль и в ее учете  числится дебиторская задолженность, сумма которой учтена в составе доходов при формировании ОНА бухгалтерской прибыли, а в налоговом учете будет признана как доход после получения оплаты от покупателя.

Возникновение налогооблагаемых временных разниц приводит к формированию отложенных налоговых обязательств (ОНО). Они приводят к уменьшению суммы налога на прибыль в текущем периоде и к увеличению налога на прибыль в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. ОНО признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы. Изменение величины ОНО рассчитывается как произведение налогооблагаемой временной разницы на ставку налога на прибыль.

Дебет  68 Кредит 77 – начислено отложенное налоговое обязательство

Дебет 77 Кредит 68 –погашено ОНО (по мере уменьшения или погашения налогооблагаемых временных разниц)

Условный расход (условный доход) - это сумма, рассчитанная как произведение финансового результата по данным бухгалтерского учета и ставки налога на прибыль

Дебет 99 Кредит 68 – отражена сумма условного расхода по налогу на прибыль (исчисляется по  бухгалтерской прибыли)

Дебет 68 Кредит 99 – отражена сумма условного дохода по налогу на прибыль (исчисляется по  бухгалтерскому  убытку)

В соответствии с ПБУ 18/02 текущим налогом на прибыль называется сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, скорректированная на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

ТНП=Ур–Уд–ПНА+ПНО+ОНА–погашение ОНА–ОНО+погашение ОНО

Текущий налог на прибыль, исчисленный в бухгалтерском учете должен быть равен налогу на прибыль, рассчитанному по данным налогового учета.

  1. Бюджетное значение и регулирующая роль налога на прибыль

организаций

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.9

Налоговые отношения являются наиболее «конфликтной» областью финансовых отношений между государством в лице его уполномоченных органов и налогоплательщиками. Налогоплательщики, уплачивая налоги, отчуждают государству часть своего дохода безвозвратно, и поэтому они стремятся минимизировать налоговые выплаты. Для государства же налоги – это источник доходов, и оно напрямую заинтересовано в увеличении их объемов.

При любом изменении форм государственного устройства всегда проводятся налоговые реформы. Исторические факты свидетельствуют о том, что высокие налоги практически всегда приводили к снижению общей суммы поступлений в казну, а снижение налоговой ставки и множественность налогов позволяли увеличивать сумму сборов. 10

В зависимости от субъекта налогообложения вся совокупность налогов подразделяется на:

1) налоги с юридических лиц;

2) налоги с физических лиц;

3) смешанные, уплачиваемые как юридическими, так и физическими лицами.

В зависимости от органа, устанавливающего и конкретизирующего особенности тех или иных налогов, выделяют:

1) федеральные налоги и сборы, которые действуют без изменения  на всей территории РФ и  установлены Налоговым кодексом РФ;

2) региональные налоги, действующие  на территории определенного  субъекта РФ и которые устанавливаются  законами этого субъекта на  основании Налогового кодекса РФ;

3) местные налоги, действующие на  территории районов, городов и  т.п., поселков и т.п., которые также  определены в Налоговом кодексе РФ и дополняются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется налог, они объединяются в две группы:

1) закрепленные налоги, являющиеся  доходным источником в определенный бюджет (федеральный, региональный, местный бюджеты, внебюджетные фонды);

2) регулирующие налоги, поступающие  в бюджеты различных уровней  в пропорции, установленной законодательно, они передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящие.

В зависимости от периодичности уплаты выделяют:

- регулярные (систематические, текущие) налоги, взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия плательщиком каким-либо видом деятельности (т.е. времени существования объекта обложения);

- разовые налоги, связанные с  определенными событиями.

В зависимости от характера использования различают:

- абстрактные налоги (немаркированные), вводимые государством для формирования  бюджета в целом;

- специальные налоги, используемые для финансирования конкретных расходов государства.

По степени обложения выделяют:

1) прогрессивные налоги, бремя которых  возрастает с увеличением дохода или иного объекта обложения;

2) пропорциональные налоги, тяжесть  обложения которыми не изменяется при изменении величины объекта;

3) регрессивные налоги, сокращающиеся  с ростом дохода или иного  объекта обложения 

Налоги выполняют три функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Налог на прибыль – основной вид налога юридических лиц, введен с 01.01.2002 Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ. Основные характеристики налога на прибыль представлены в таблице 4.

Таблица 4. Критерии классификации налогов11

Признак классификации

Группа налогов, в которую входит налог на прибыль организаций

Другие группы налогов

По характеру обложения и взимания

Прямые

Косвенные

По субъекту налогообложения

С юридических лиц

С физических лиц

По уровню управления

Федеральные

Региональные и местные

По распределению между бюджетами

Регулирующие

Закрепленные

По периодичности взимания и уплаты

Регулярные

Разовые

По целевому назначению

Абстрактные (немаркированные)

Специальные

По степени обложения

Пропорциональные

Прогрессивные и регрессивные


 

Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступлений части средств в бюджет для покрытия государственных расходов. Доля налоговых поступлений в доходах бюджета России (как и большинства государств) является преобладающей. Анализ структуры поступлений доходов в федеральный бюджет,  администрируемых ФНС России в 2013 году показывает, что основная доля доходов сформировалась за счет поступлений НДС (36,84%).( См. Приложение 1)Доля налога на прибыль организаций в федеральном бюджете составила 6,6% всех налоговых поступлений,  в консолидированном бюджете РФ составляет 18%, а в консолидированных бюджетах субъектов РФ – 28,8%. Так проявляет себя фискальная функция налога на прибыль, благодаря которой создаются необходимые материальные условия, возможности для деятельности государства.

Фискальная функция налога на прибыль связана с другой - регулирующей, цели которой – смягчение цикличности производства, обеспечение его равномерного развития. Регулирующая функция налогов – особый механизм влияния на экономические и социальные процессы, протекающие в национальной экономике.

О регулирующем характере  налога на прибыль  свидетельствует то, что его поступление осуществляется в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством. Таким образом, субъекты РФ могут самостоятельно распределять средства, поступающие в их бюджет и  с учетом особенностей того или иного региона, стимулировать те или иные отрасли экономики, социальные программы.

Регулирующая функция  связана непосредственно с интересами хозяйствующих субъектов. Она проявляет себя через определенные формы налогового механизма,  которые реализуются через систему налоговых льгот, что в свою очередь приводит к уменьшению налогооблагаемой базы, понижению налоговой ставки и т.д.

К мерам реализации регулирующей функции налога на прибыль в РФ можно отнести снижение ставки налога до 20%, перенос убытков, изменение методов начисления амортизации. В новой редакции НК РФ все льготы в виде прямого льготирования были отменены, но многие сохранились в трансформированном виде. Например, механизм амортизации в части ускоренной способствует стимулированию роста инвестиций и внедрению новой техники. Право налогоплательщика уменьшить налоговую базу на всю сумму убытка (перенос убытков на будущее осуществляется в течение 10 лет, но не более 30% от суммы налоговой базы без учета убытка) также в определенной степени можно отнести к льготам по налогу на прибыль.

Следует отметить, что приоритетность той или иной базовой функции налога требует той или иной системы принципов налогообложения. В том случае, если приоритетной является фискальная функция необходимо, чтобы налоговые ставки были определенными, стабильными и легко вычисляемыми при относительной несложности исчисления налоговой базы. Налог не должен допускать резких колебаний доходной части бюджета. Плательщики должны быть осведомлены, на какие цели расходуются налоги, чтобы соглашаться с их целесообразностью. Для реализации регулирующей функции необходимо установление объективного предела изъятия части дохода, а также рациональное сочетание общепринятого и системно-целевого льготного обложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были изучены основные положения по налогу на прибыль, порядок и методы его расчета, рассмотрены различия в бухгалтерском и налоговом учете,  дана характеристика выполняемых им функций.

Налоговая система – это один из главных элементов рыночной экономики. С помощью налогов государство может воздействовать на развитие экономики в целом, регулируя и перераспределяя полученные средства в зависимости от приоритетов социального и экономического развития.

Нестабильность налоговой системы РФ, заключающаяся в постоянном пересмотре ставок, льгот, количества налогов, является существенным препятствием для отечественных и иностранных инвестиций в экономику.

Налог на прибыль организаций является одним из основных доходообразующих налогов. С помощью него государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики, так как он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Реформирование налогообложения прибыли и в целом налоговой системы страны должно быть направлено на долгосрочную перспективу, способствуя росту производства, повышению производительности труда. Особенно важным для успешного функционирования налоговой системы является сочетание интересов государства и хозяйствующих субъектов. 

Информация о работе Налогообложение прибыли российских организаций