Основные вопросы природопользования
РФ
Природопользование – хозяйственно
экономическая деятельность по использованию,
природных богатств для создания
материальных ценностей и жизненных
благ.
Основный принцип природопользования
– платность.
Виды природных ресурсов их классификация:
1) ?????? ДЗ
Природоресурные платежи – разновидность
обязательных платежей публично правовой
природы, обличенных как правило
в законодательную форму порядок
исчисления и уплаты которых установлен
различным законодательством:
- НК
- Лесной кодекс
- Водный
- Земельный
- Конституция
- Закон о недрах
- Закон об охране окружающей среды, атмосферного воздуха и т.д.
ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
ИХ РАЗВИТИЕ:
- системного подхода – все сторонняя оценка воздействия производства на окружающую среду.
- оптимизации природопользования – заключается в применении наиболее целесообразных решений использования природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экономического и экологического подхода.
- Опережения темпов заготовки сырья темпами выхода конечного продукта. Основан
на снижении количество образующихся
в процессе производства
- Гармонизация отношений природы и производства – заключается в создании и эксплуатации природнотехнических систем
- Меры преобразования природных систем – в ходе эксплуатации природных систем
нельзя переходить пределы позволяющие
этим систем сохранить свойства поддержания
- Принципы саморегуляции – при создании техногенных комплексов необходимо учитывать, что способностью саморегуляции и саморазвитию могут обладать не только биологические, но и рационально
созданные производственные системы
- Комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства -заключается в создании территориальных производственных комплексов, которые позволяют использовать природные ресурсы.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИНЦИПАМИ - :??????????????????????????????????????????????????????
кто занимается постановкой на учет,
кто производит оценку ресурсов, в
каких единицах оценивается, и как
называется документ в которые вносятся
природные ресурсы??????
РЕНТА И ЕЕ ВИДЫ. РЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР
НАЛОГОВ
Рента – Представляет собой плату
или вознаграждение которую её владелец
получает от арендатора, плату за пользование
землёй зависящую от плодородия и
местоположения участков.
Также выделяют такое понятие как
природная рента – добавочный доход, получаемый
сверх определенной прибыли на затраченный
труд и капитал.
Абсолютная рента – избыточный
доход собственника природных ресурсов,
возникает при эксплуатации любого
объекта.
Дифференциальная рента – возникает
при условии что доход от использования
природного объекта, превышает издержки,
и среднюю прибыль на капитал.
Она состоит из 2 видов:
- горная рента 1 - Она представляет собой избыточный чистых доход, создаваемый на предприятиях, характеризующихся более благоприятными горно-геологическими
условиями, местоположением и природным
качеством добываемого сырья.
- Горная рента 2 – избыточных чистый доход создаваемый на предприятиях ведущиеся более интенсивно за счет дополнительных капительных вложений в производство.
Размер природной ренты можно
оценить с через показатель чистой
текущей стоимости инвестиционного
проекта, хотя существует и другие объекты
подходов в оценке ренты, но они хуево
все учитывают.
Монопольная рента – образуется
на землях исключительного качества.
Причина образования – монополия на ограниченные
факторы и результаты производства. Условиями
образования – редкость продукции и ее
исключительность. Объектами монополий
могут выступать природный или научный
ресурс, интеллектуальная собственность.
Способ изъятия ренты:
- купля продажа месторождений и полезных ископаемых, получение арендной платы, взимания налогов.
Рентные платежи – платежи в
бюджет хозяйствующими субъектами в
виде части прибыли, получения которой
обусловлена факторами независящими
от деятельности указанных организаций,
а связано с использованием ими природных
ресурсов.
Рентный характер налогов (земельный
налог, например) ?????????????????
ФУНКЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ
- компенсационная – реализуется посредством направления
платежей на цели возмещения вреда, причиненного
загрязнением, восстановлением природных
ресурсов и на их воспроизводство.
- Стимулирующая функция – направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия
на окружающую среду, на отказ от чрезмерного
использования природных ресурсов. Например
– уменьшение количества отходов.
- Контрольная.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ПРИРОДНЫХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
Впервые плата за природные ресурсы
была введена постановлением правительства
№32 от 7 января 1988.
Порядок определения внесения платы
за использование природных ресурсов
был утврежден постановлнием
правительства №13 09.01.1991.
Платность ресурсов была закреплена
в статье 20 ФЗ «об охране окружающей среды».
Закрепляла –
- платность природопользования, включает плату за природные ресурсы включает плату за природные ресурсы, за загрязнение природной среды и другие виды воздействия
- плата за природные ресурсы взимается – за право пользование
природными ресурсами в пределах установленных
лимитов. Плата за сверхлимитное и нерациональное
использование природных ресурсов. Плата
на ввоз производство и охрану природных
ресурсов.
- Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия
взимается -
3.1) за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ, размещения отходов и
другие виды загрязнения в
пределах установленных лимитов
3.2) за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ, размещения отходов и
другие виды загрязнения сверх
установленных лимитов.
Следующий этап систематизации платежей
за природопользование был представлен
законом РФ от 28.12.1991 № 2118-1. Об основах
налоговой системы в РФ. К числу
федеральных налогов относили платежи
за пользование природными ресурсами
которые зачислялись в федеральный бюджет,
в республиканский бюджет, краевые, областные,
автономный бюжет автономной области,
областные бюждеты автономных округов.
К числу налогов субъектов РФ был введен
лесной доход, а к числу местных налогов
земельный налог.
В дальнейшем система платежй природопльзования
формировалась исходя из видов спцеиального
пользования природными ресурсами
и включала:
1) плата за загрязенение окружающей
среды
2) плат за землю.
3) платежи связанные с пользованием
водными объектами
4) платежи за пользование лесным
фондом.
5) платежи за пользование недрами
6) платежи за пользование животным
миром, который с 1 января 2004 года
стали называться сборы за
пользование объектами животного
мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов.
Каждый эелмент системы платежей
за природопользование имел внутреннюю
структуру:
- плата за загрязнение окружающей среды взималась 3 видов:
- за выбросы, взбросы загрязняющих веществ, размещения отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.
- за выбросы, взбросы загрязняющих веществ, размещения отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов
- за выбросы, взбросы загрязняющих веществ, размещения отходов, другие виды вредного воздействия в пределах сверх лимитов
- плата за землю взималась в виде земельного налога и арендной платы за землю.
- Платежи связанные с использованием водными объектами взималась в виде:
3.1) платой за пользование водными
объектами (с 1 января 2005 года стала
водным налогом)
3.2) плата направляемые на
восстановление и охрану водных
объектов
4) платежи за пользование лесных
фондов взимались в виде лесных
податей и арендной платы за
аренду участков лесного фонда.
5) платежи за пользование недрами
взималась в виде:
5.1) налога на добычу полезных
ископаемых
5.2) разовых платежей за пользование
недрами при наступлении определенных
событий оговоренных лицензией
5.3) регулярных платежей за пользование
недрами, платы за геологическую
информацию о недрах
5.4) сборы за участие в конкурсе
5.5) сборы за выдачу лицензий
6) платежи за пользование животным
миром за 1 января 2004 года взимались
в виде платы за пользование
животного мира, штрафы за сверхлимитное
использование животным миром,
сборы за выдачу лицензии на
пользование животным миром.
7) сборы за пользованием объектами
животного мира и за пользование
объектами ВБР после 1 января 2004
года стали взимаются в виде:
7.1) за пользование объектами
животного мира
7.2) за пользование объектами
ВБР
7.3) выдача лицензий
В настоящее время все платежи
за пользование природными ресурсами
подразделяются на налоговые и неналоговые.
1) неналоговые платежи в первую
очередь определяемые законом
о недрах. Действуют 3 платежа
1.1) разовые платежи –
1.2) регулярные платежи за пользование
недрами
1.3) сбор за участие в конкурсе
или аукционе
Платежи касающиеся лесного
кодекса:
- арендная плата
- плата по договору купли продажи лесных насаждений.
Платежи определяемые земельным
кодексом:
- аренда земли
- земельный налог
платежи регулируемые водным кодексом:
- плата за пользование водными объектами
налоговые платежи можно разделить
на 2 основные группы которые используются
в общей системе налогообложения
и те которые в спец системе.
По общей системе выделяют:
- налог на добычу полезных ископаемых
- водный налог
- сборы за пользование животного мира и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов
по спец налоговому режиму:
- соглашение о разделе продукции.
СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
И ЕГО РОЛЬ В ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗ ИСКОП.
Суть соглашения о разделе продукции
сводится к следующему:
- по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и за свой риск. Сначала промышленной
добычи минерального сырья инвестор получает
право на компенсацию своих затрат за
разработку места рождения, оставшаяся
часть подлежит разделу между инвестором
и государством и инвестор платит налог
только со своей прибыльной части.
Статья 346 НК устанавливает условия:
- если соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами
- при выполнении соглашений в которых применяется порядок раздела продукции, он установлен пункт 2 статьи 8 федерального закона о разделе продукции
– доля государства в общем объеме произведенной
продукции составляет не менее 32%, общего
количества произведенной продукции.
- Соглашение предусматривает увеличение доли государства прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиионноэффективности
для инвестора при выполнении соглашения
При выполнении РЯДА ЭТИХ УСЛОВИЙ
ИНВЕСТОР УПЛАЧИВАЕТ
- если выполняются условия 1 и 3, то инвестор уплачивает следующие налоги и платежи – налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу
полезных ископаемых, платежи за пользование
природными ресурсами плата за негативное
воздействие на окружающею среду, водный
налог, государственная пошлина, таможенные
сборы, земельный налог, акцизы (за исключением
акцизов на подакцизное минеральное сырье
– его перечень дается в подпункте 1 пункт
2 статья 181 НК). Все что перечислили кроме
налога на прибыль организации подлежат
возмещению. Инвестор освобождаются от
уплаты региональных и местных налогов
и сборов. также освобождается от оплаты
налога на имущества и транспортного,
если вся его деятельность только в пределе
соглашения.
- Если выполняется 2 условие, государство имеет не менее 32%, то инвестор уплачивает следующие налоги и сборы. Государственная пошлина, таможенные сборы, ндс, плата за негативное
воздействие на окружающею среду, также
инвестор освобождается от уплаты региональных
и местных налогов.
особенности определения налоговой базы
исчисления уплаты налогов на добычу полезных
ископаемых при выполнении соглашения
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ является инвесторы
по соглашению о разделе продукции.
Инвестор может переложить свои права
на оператора по исчислению и уплаты
ндпи.