Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение учета налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте.
Введение
1 Теоретические аспекты взимания НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 7
1.1 История развития НДС 7
1.2 Роль НДС при импорте и экспорте товаров 8
1.3 Место НДС в налоговых системах различных стран 11
2 Порядок исчисления и уплаты НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 16
2.1 Основные элементы обложения НДС 16
2.2 Учет и отчетность по НДС 19
2.3 Проблемы учета НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 21
3 Пути совершенствования налогообложения по НДС при
экспорте и импорте товаров (работ, услуг) 31
3.1 Совершенствование механизма начисления налога на добавленную стоимость 31
Заключение 36
Библиографический список 39
РЕФЕРАТ
Особенности взимания НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Овезов Д.М.
Курсовая работа: 39 с., библиографический список включает 15 источников.
НДС, экспорт, импорт, налоговая ставка, налоговая база, налоговые вычеты по НДС, счет-фактура, налоговая декларация.
Объектом исследования
является операции взимания налога на
добавленную стоимость при
В процессе исследования раскрыта история
появления НДС и его взимания,
рассмотрена законодательно-
Внесены следующие предложения:
1) введения электронной системы контроля;
2) создание единой информационной базы ФТС и ФНС РФ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты
товаров (работ, услуг) 7
1.1 История развития НДС 7
1.2 Роль НДС при импорте и экспорте товаров 8
1.3 Место НДС в налоговых системах различных стран 11
2 Порядок исчисления и уплаты НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг)
2.1 Основные элементы обложения НДС 16
2.2 Учет и отчетность по НДС 19
2.3 Проблемы учета НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг)
3 Пути совершенствования налогообложения по НДС при
экспорте и импорте товаров (работ, услуг) 31
3.1 Совершенствование механизма начисления налога на добавленную стоимость 31
Заключение 36
Библиографический список 39
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты НДС позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующих субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.
Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране, в связи с переходом к рынку. В общей сумме поступающих налоговых платежей значительный объем занимают и суммы налогов предприятий, организаций и учреждений.
Основы действующей сегодня, а также будущей налоговой системы, которая в полной мере должна соответствовать условиям рыночного хозяйства, были заложены блоком принятых в конце 1991 года необходимых документов. При этом за исключением впервые введенных налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и ряда местных налогов, была в основном обеспечена преемственность налоговой системы, сложившейся в период существования СССР и включавшей в качестве основных своих элементов налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, а также платежи, связанные с использованием природных ресурсов. Причем успешному введению в практику НДС способствовал хотя и небольшой, но имевшийся опыт применения налога с продаж, а налога на имущество - многолетнее применение платы за фонды.
Целью данной курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение учета налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте.
НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за Кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, не располагая, как правило, квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налогооблагаемой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.
В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши.
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
1.2 Роль НДС при импорте и экспорте товаров
Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость - это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В России НДС был введен с 1 января 1992 года и фактически заменил действовавшие ранее налог с оборота и налог с продаж. НДС является косвенным налогом - он включается в цену товара и оплачивается конечным потребителем. По существу это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли сборщика налога.
Данные о поступлении НДС при импорте (таблица 1.2.)
Таблица 1.2
Налоги |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь и Республики Казахстан (тысяч руб.) |
55 418 764 |
92 078 372 |
104 649 810 |
Налог на добавленную стоимость
натовары, ввозимые на территорию |
55 228 198 |
91 652 492 |
102 699 523 |
Таким образом, по данным таблицы, можно сказать, что поступления в бюджет по НДС являются значительными, и с каждым годом поступления увеличиваются, что говорит об увеличении импортных поставок в РФ.
В налоговой системе России НДС занимает одно из ведущих мест по объему налоговых поступлений. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран: налог взимается каждый раз, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до своего конечного потребителя. Плательщиками НДС являются предприятия и организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ статус юридических лиц, полные товарищества, индивидуальные (семейные) частные предприятия и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).
Лица, занимающиеся
предпринимательской
В соответствии с законодательством в качестве объектов обложения этим налогом определены все обороты по реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретаемых на стороне.
В облагаемый оборот включается
стоимость реализованной
НДС определяется
установленным процентом от
При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания: услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению; услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических услуг; услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг; услуг физической культуры и спорта; услуг по выполнению заказов предприятиями торговли; рекламных услуг; инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению; других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли.
Предприятия, приобретая
материалы по ценам, в которые
входит НДС, во внутреннем
Реализуя свои товары (работы, услуги), предприятия включают их в стоимость НДС, определенный процентом от облагаемого оборота (выручки от реализации). В результате полученная предприятием выручка содержит и налог на добавленную стоимость по реализованной продукции - так называемый “НДС начисленный” (НДС нач.).
Сумма налога, подлежащая
взносу в бюджет (к уплате) - так
называемый “НДС уплаченный”
(НДС упл.) - определяется как разница
между суммами налога, полученными
от покупателей за