Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Косвенные налоги (англ. indirect taxes) — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг).

Содержание

1. Особенности косвенного налогообложения: российский и зарубежный опыт…………………………………………………………...3
2. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость……………………………………………………6
3. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………9
3.1. Субъекты и объекты налогообложения…………………………….......... 9
3.2. Налоговая база……………………………………………………………...11
3.3. Налоговый период………………………………………………………….12
3.4. Налоговые ставки…………………………………………………………..13
4. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………...14
5. Порядок и проблемы возмещения НДС…………………………………..19
6. Основные виды налоговых правонарушений по уплате НДС…………..22
7. Задача №7…………………………………………………………………...26
8. Задача №18………………………………………………………………….29
9. Список литературы…………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_работа_Налоги.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе  индивидуальные предприниматели, освобожденные  от исполнения обязанностей, связанных  с исчислениями уплатой НДС, и  освобожденные от налогообложения  операций, обязаны представить в  налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую  декларацию в срок не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

Конкретные сроки установлены  российским налоговым законодательством  для возмещения, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога. Эти  суммы направляются в течение  трех календарных месяцев, следующих  за отчетным налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика  по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки или  сумм санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговым органам предоставлено  право осуществлять зачет самостоятельно, но они должны в течение 10 дней сообщить о проведенном зачете налогоплательщику. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена налогоплательщику на его счет в банке по его заявлению. В течение двух недель после получения указанного заявления налоговый орган должен принять решение о возврате указанной суммы налогоплательщику и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат указанных сумм в течение двух недель. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Порядок подтверждения права  на получение возмещения при налогообложении  по налоговой ставке 0% является обязательным для всех организаций. Документы  представляются налогоплательщиками  для обоснованности применения ставки 0% одновременно с представлением налоговой  декларации. Документы, подтверждающие обоснованность применения, налоговой  ставки 0% и налоговых вычетов  при реализации товаров на экспорт, представляются налогоплательщиками  в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. Столь длительный срок возмещения объясняется тем, что в течение его налоговый орган должен осуществить проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

В случае если налоговым  органом принято решение об отказе в возмещении всей суммы или ее части, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

Если в течение установленного срока такое решение не вынесено или оно не представлено налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять  решение о возмещении части суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика  о принятом решении в течение 10 дней.

В том случае, если у налогоплательщика имеются  недоимки и пени по налогам, а также  задолженность по штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке. Это  решение налоговые органы принимают  самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

 

 

 

  1. Порядок и проблемы возмещения НДС

Возмещение налога на добавленную  стоимость регламентировано в ст. 176 НК РФ. Рассмотрение возмещения налога необходимо разделить на две части:

    1. В отношении операций, указанных в подп. 1 и подп. 2 ст. 146 НК РФ.
    2. В отношении операций, указанных в подп. 1-6, 8 п. 1 ст. 164 НК РФ и п.6 ст. 166 НК РФ

Если по итогам налогового периода  сумма налоговых вычетов является большей по сравнению с общей  суммой налога, исчисленной по признаваемым объектом обложения налогом на добавленную  стоимость согласно подп. 1, 2 п.1 ст. 146 НК РФ операциям, то такая разница  подлежит возмещению налогоплательщику. При этом под возмещением понимается зачет или возврат налога на добавленную стоимость.

В течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым  периодом, указанная сумма направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика  по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки и  сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику и подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет  самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым вследствие перемещения товаров  через таможенную границу России, по согласованию с таможенными органами. В течение десяти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Если по истечении следующих  за истекшим налоговым периодом трех календарных месяцев сумма налога не была зачтена, то она подлежит возврату налогоплательщику по его письменному  заявлению. В течение двух недель после получения такого заявления налоговый орган принимает решение о возврате указанной суммы налога налогоплательщику из бюджета и направляет в тот же срок это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат сумм налога в течение двух недель, считая со дня получения такого решения. Если орган федерального казначейства не получает решения налогового органа по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом решения, то датой получения такого решения является восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении указанных выше сроков на подлежащую возврату налогоплательщику сумму начисляются проценты, исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

В отношении операций по реализации товаров, работ, услуг, предусмотренных  подп. 1-6, 8 п.1 ст. 164 НК РФ и п.6 ст. 166 НК РФ, установлен следующий порядок  возмещения налога на добавленную стоимость.

В первую очередь необходимо отметить, что в налоговые органы должна быть представлена отдельная налоговая  декларация по этим операциям и комплект документов, предусмотренных в ст. 165 НК РФ. Следует учитывать, что возмещение налога на добавленную стоимость  должно производиться не позднее  трех месяцев, считая со дня представления  налогоплательщиком указанных выше документов. В течение данного  срока налоговый орган осуществляет проверку обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых  вычетов и решает о возмещении путем зачета или возврата соответствующих  сумм или о частичном или полном отказе в возмещении.

При принятии решения о частичном  или полном отказе в возмещении налоговый  орган обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее десяти дней после его вынесения. При невынесении решения об отказе в течение установленного срока и (или) непредставлении такого заключения налогоплательщику налоговый орган принимает решение о возмещении суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомляет налогоплательщика о таком решении в течении десяти дней.

При наличии у налогоплательщика  недоимки и пени по налогу на добавленную  стоимость, по иным налогам и сборам, задолженности по присужденным налоговым  санкциям, подлежащим зачислению в  тот же бюджет, из которого производится возврат, они по решению налогового органа подлежат зачету в первоочередном порядке, который производится ими  самостоятельно с сообщением об этом налогоплательщику в течение  десяти дней. При наличии у налогоплательщика недоимки, образовавшейся по данному налогу между датой подачи налоговой декларации и датой возмещения сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению на основании решения налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

При отсутствии у налогоплательщика  задолженности различных видов, указанных выше, подлежащие возмещению суммы засчитываются в счет текущих  платежей по налогу на добавленную  стоимость и иным налогам и  сборам, подлежащим уплате в тот  же бюджет, по налогам, уплачиваемым в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу России, и в связи с реализацией  работ, услуг, связанных непосредственно  с производством и реализацией  товаров, по согласованию с таможенными органами, или подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. В течение указанного выше трехмесячного срока налоговый орган решает о возврате суммы налога из бюджета и направляет решение в тот же срок на исполнение в орган федерального казначейства, который возвращает суммы в течение двух недель после получения решения налогового органа. Причем, при неполучении такого решения по истечении семи дней, считая со дня направления его налоговым органом, датой его получения считается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении вышеназванных сроков на подлежащую возврату налогоплательщику  сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Необходимо отметить, что возмещение налога на добавленную стоимость  по данным операциям является часто  предметом судебного разбирательства, поскольку налоговые органы отказывают в возмещении налога на основании  своих ведомственных актов, предъявляющих  различные дополнительные требования (например, представление дополнительных документов, не указанных в НК РФ, проведение встречных проверок поставщиков  продукции экспортеру на предмет  зачисления ими налога на добавленную  стоимость, уплаченного им экспортером, в бюджет), не установленные законом и, соответственно, противоречащие ему. Судебные решения в большинстве случаев выносятся в пользу налогоплательщика. По данному вопросу я особенно тщательно анализировал судебную практику, изученные дела которой приводятся в списке использованной литературы.

 

  1. Основные виды налоговых правонарушений по уплате НДС

Правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Виновное деяние может быть совершено  умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если совершившее его лицо, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших в результате этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, а также от обязанности уплатить причитающие налоги и пени.

Основные налоговые  правонарушения:

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на  учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке;

- непредставление налоговой декларации  или иных документов;

- грубое нарушение правил учета  доходов и расходов и объектов  налогообложения;

- неуплата или неполная уплата  сумм налога;

- невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и  (или) перечислению налогов;

- незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового  органа на территорию или в  помещение налогоплательщика;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест;

- отказ от представления документов  и предметов по запросу налогового  органа;

- непредставление налоговому органу  сведений о налогоплательщике;

- неправомерное несообщение (несвоевременное  сообщение) сведений налоговому  органу;

- ответственность свидетеля;

- отказ эксперта, переводчика или  специалиста от участия в проведении  налоговой проверки;

- дача экспертом заведомо ложного  заключения или осуществление  переводчиком заведомо ложного  перевода.

Условия привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения

Привлечь к ответственности  за совершение налогового правонарушения можно по основаниям, которые предусмотрены  Налоговым кодексом РФ. Привлечение  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности  уплатить (перечислить) причитающиеся  суммы налога и пени.

Нельзя привлекать к налоговой ответственности  если:

- отсутствует событие налогового правонарушения;

- отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

- лицо, совершившее налоговое правонарушение, не достигло шестнадцатилетнего возраста:

- истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо считается невиновным в  совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Обстоятельства, смягчающие ответственность  налогоплательщика:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным  Налоговым кодексом. Исходя из рассмотрения конкретных обстоятельств совершения правонарушения, суд вправе уменьшить  размер взыскания и более чем  в 2 раза. При наличии отягчающего  обстоятельства размер штрафа увеличивается  на 100% по сравнению с установленным  Налоговым кодексом. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость