Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – это изучение налога на добвленную стоимость (НДС).
Задачей контрольной работы является исследование таких вопросов как:
Сущность налога на добавленную стоимость, роль и значение в налоговой системе Российской Федерации.
Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость.
Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность налога на добавленную стоимость, роль и значение в налоговой системе Российской Федерации………………………………………………4
Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………….6
2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения………………..………...6
2.2. Налоговая база и порядок ее определения…………………………………8
2.3. Налоговый период и налоговые ставки……………………………………10
2.4. Порядок исчисления налога………………………………………………..12
2.5. Счет-фактура и порядок ее оформления………………………...………...14
2.6. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет…………………………….17
2.7. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет……………………………….18
2.8. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость………………19
3. Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость в современных условиях………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

кр.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

4.1) наименование валюты;

5) сумма оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая  покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая  исходя из применяемых налоговых  ставок.

 

2.6 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого

налогового периода, как  уменьшенная на сумму налоговых  вычетов общая сумма налога, увеличенная  на суммы восстановленного налога:

Сумма к уплате = общая сумма налога + восстановленная сумма налога - сумма налогового вычета.

Если сумма налоговых  вычетов в каком-либо налоговом  периоде превышает общую сумму  налога, увеличенную на суммы восстановленного налога, то положительная разница  между этими суммами подлежит возмещению налогоплательщику в установленном законом порядке, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

При реализации товаров (работ, услуг), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими  покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, указанной в соответствующей счете-фактуре, переданной покупателю:

    1. лицами, не являющимися налогоплательщиками или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;
    2. налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.[7]

 

2.7 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения  НДС (за исключением ввоза товаров  на таможенную территорию РФ), на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том чиеле для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд,

 

услуг) за истекший налоговый  период не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 При ввозе товаров  на таможенную территорию РФ  сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. 
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.[7]

Налоговые агенты (организации  и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы НДС по месту своего нахождения. 
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, следующими лицами:

  1. лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
  2. налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

 

2.8 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых  вычетов превышает общую сумму  налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган при проведении камеральной проверки проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению. Камеральная проверка должна быть проведена в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Если при проведении камеральной проверки не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС налогоплательщику (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Если в ходе камеральной  проверки выявлены нарушения, составляется акт налоговой проверки. Акт, материалы  проверки, а также имеющиеся возражения налогоплательщика рассматриваются  руководителем налогового органа. Решение  по материалам проверки принимается в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Если у налогоплательщика  есть недоимки по НДС, иным федеральным  налогам, задолженности по пеням, штрафам, подлежащим взысканию, налоговый орган  на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ самостоятельно производит зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения имеющейся недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам.

Обязанностью налогового органа является уведомление налогоплательщика  в письменной форме о принятом решении, о возмещении сумм НДС (полностью  или частично), о принятом решении, о зачете (возврате) суммы НДС, подлежащей возмещению или об отказе в возмещении. Для этого налоговому органу отведено пять дней со дня принятия соответствующего решения.

Если налогоплательщик не имеет недоимки по НДС, иным федеральным налогам, а также не имеет задолженности по пеням и (или) штрафам, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. На основании письменного заявления налогоплательщика суммы НДС, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по НДС или иным федеральным налогам.

Поручение на возврат  суммы НДС направляется в территориальный  орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом решения о возврате.

В течение пяти дней со дня получения поручения казначейство возвращает налогоплательщику сумму  НДС и в этот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных денежных средств.

При нарушении сроков возврата НДС, установленных законодательством, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации. Проценты начисляются, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой принято решение о полном или частичном возмещении суммы НДС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость в современных условиях.

Налог на добавленную стоимость – самый крупный бюджетообразующий налог. Он относится к категории возмещаемых и потому вызывает огромное количество споров между плательщиками и контролирующими органами. Глава 21 НК РФ постоянно редактируется, и специалисту, занятому текущей работой, отследить все изменения зачастую не под силу.

На ряду с этим количество российских организаций, не отчитывающихся в налоговых органах, за последние годы имеет тенденции к росту. В настоящие время распространена практика использования таких не отчитывающихся организаций для целей необоснованного возмещения НДС из бюджета. Несмотря на то, что порядок возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям урегулирован в законодательном порядке, в хозяйственной деятельности экспортеров встречается множество нарушений и применение налогоплательщиками различных схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.

Наряду с этим, остается множество нерешенных вопросов, связанные с дальнейшим реформированием НДС. Так, например: отражение восстановления вычета НДС при экспорте; когда можно принять НДС к вычету при покупке объектов основных средств; могут ли налогоплательщики заявлять вычет НДС при ликвидации и демонтаже основного средства; надо ли выставлять счета-фактуры на сумму процентов по выданным займам; какие документы нужны для подтверждения применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров; что если подтверждающие документы не собраны в срок при применении нулевой ставки НДС, также еще один из актуальных вопросов по оформлению действующей формы декларации по НДС, которая имеет не которые пробелы по учету торговых отношений внутри Таможенного союза и другие вопросы.

Одним из приоритетных направлений  в совершенствовании НДС является снижение налоговой ставки налога на добавленную стоимость благодаря чему будет больше поступлений и меньше уклонений от уплаты. А для импортной продукции увеличить таможенную пошлину и акцизы на величину снижения НДС. Повышение таможенной пошлины будет способствовать экономическому укреплению отечественного рынка, т.к. увеличение стоимости импортных товаров приведет к снижению спроса на них и увеличит конкурентоспособность российских производителей. Тем не менее, данная мера может дать и отрицательный эффект, в виде замедления модернизации наукоемких отраслей. Увеличение стоимости современной импортной техники и т. д. При данной тенденции потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной продукции, реализуемой в России. Также можно отменить некоторые налоговые льготы, предусмотренные статье 149 НК РФ [2].

Снижение налоговой  ставки налога на добавленную стоимость  будет способствовать положительному снижению цен на потребительские товары, во-вторых, при снижении цен на реализуемые товары, возрастет спрос, а отрицательная черта это влекущий за собой рост инфляции.

Поэтому дальнейшее реформирование НДС следует проводить в направлении  снижения ставки при сохранении ее дифференциации. Можно предположить, что при снижении стандартной  ставки, есть риск привлечь дополнительный приток импорта в Россию, что отрицательно повлияет на конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых и реализуемых на территории страны, особенно обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Таким образом, модернизация и администрирование налога на добавленную стоимость очень трудоемкий вопрос, который необходимо решать очень взвешенно, чтобы не навредить экономике страны (не допустить потерь доходов бюджета) и способствовать повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта.

Заключение

Для России НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Но при этом имеет  основной недостаток, который заключается в его неравномерности и обременительности для малоимущих слоев населения, так как тяжесть обложения налогом обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большая часть его направляется на потребление. Поскольку с ростом доходов доля НДС в доходе его реального плательщика уменьшается, НДС можно относить к группе регрессивных налогов. Проблема регрессивности как раз и состоит в том, что НДС затрагивает значительную долю дохода малообеспеченного человека. Тот же, кто получает высокие доходы, часть этих доходов сберегает, и они не облагаются НДС. Например, имеются два человека: у одного доход 5000 руб., а у другого - 25000 руб. Они оба потратят на потребление по 5000 руб. и при этом уплатят по 1000 руб. НДС. Но в доходе первого сумма налога составит 20%, а в доходе второго - 4%. Поскольку налог охватывает подавляющее большинство товаров, работ, услуг, то сложно уклониться от роста цен, связанного с введением налога или повышением его ставки путем переориентации расходов на потребление необлагаемых налогом товаров, работ, услуг, т.е. цены которых не включают сумму НДС.

Налоговое бремя по НДС  на малообеспеченные слои населения  может быть снижено путем установления необлагаемого подоходным налогом минимума доходов, или регрессивной налоговой шкалы, или системы пособий, выплачиваемых государством малообеспеченным слоям населения.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.
  2. Налоговый кодекс РФ  (часть первая) от 31.07. 1998 г.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5.08.2000 г.
  4. Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации: Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 2008.
  5. Рассолова М.М. Налоговое право: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2006.
  6. Семичева Н.И. Финансовое право: Учебник. - М.: Юнити - Дана, 2006.
  7. Зубков В.В. «Налоговые вычеты и исчисление НДС» // Финансы, 2005, №9.
  8. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие / Под ред. А.З. Дадашева. – М.: Инфра-М: Вузовский учебник, 2008.
  9. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.Ю. Рытманов. М.: ИНФРА-М, 2007.
  10. Колчин С.П. Налоги в Российской федерации: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008.

 

 




Информация о работе Налог на добавленную стоимость