Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ …………………………………………..7
1 . 1. История возникновения налога на прибыль организаций …………...7
1 . 2. Общая характеристика налога на прибыль организаций. …………...14
1.3. Особенности исчисления налога на прибыль организаций…………..………………………………………………………...22
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. …………………………………………………………………….28
2. 1. Анализ изменений вносимых в порядок формирования и уплаты налога ……………………………………………………………………………………28
2. 2. Анализ динамики и структуры поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет за 2006-2008 годы. ……………………………………35
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. ………………………………………....43 . 1. Основные проблемы, возникающие при налогообложении прибыли предприятий. ……………………………………………………………………43
3. 2. Меры совершенствования налога на прибыль организаций. ………..47
Заключение ……………………………………………………………………..54
Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.
Законом определено, что основные плательщики налога на прибыль - это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:
С 1994 года плательщиками налога на прибыль стали коммерческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков". Кроме того, к основной группе плательщиков налога на прибыль относятся страховые компании, биржи, финансовые корпорации и другие субъекты финансового бизнеса, получающие коммерческие доходы.
Выделяется также дополнительная группа плательщиков налога на прибыль. В ее состав входят:
Эти организации уплачивают налог с прибыли от коммерческой деятельности, использованной по направлениям, не предусмотренным уставом организации.
В особом порядке платят налог на прибыль предприятия железнодорожного транспорта, связи, газификации и эксплуатации газового хозяйства, жилищно-коммунальной службы, а определенный круг организаций вовсе освобожден от уплаты налога. Среди них:
Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия – это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики; с ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Прибылью для исчисления налога на прибыль признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ с учетом особенностей ее определения для различных категорий налогоплательщиков.
Состав объектов налогообложения по налогу на прибыль и порядок их определения приведены в ст. 247 НК РФ, которые рассмотрены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.Объекты обложения налогом на прибыль организаций
№ п/п |
Вид налогоплательщика |
Объект налогообложения |
Основание |
1 |
Российские организации |
Полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ |
пп. 1 ст. 247 НК РФ |
2 |
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства1 |
Полученный через постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ |
пп. 2 ст.247 НК РФ |
3 |
Иностранные организации, за исключением осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства |
Доход, полученный от источников в Российской Федерации . При этом доходы данных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ |
пп.3 ст.247 НК РФ |
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налоговой базой для целей определения налога на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Соответственно все доходы и расходы налогоплательщика для целей исчисления налогооблагаемой прибыли учитываются в денежной форме. Ряд доходов и расходов организации вообще не учитывается для целей налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, которой для российской организации являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые как изложено выше. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров, работ, услуг и т.д. учитываются, как правило, исходя из цены сделки2.
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НКРФ исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы можно производить по следующей формуле:
где Д об – общий доход организации, полученный за реализацию продукции ( работ, услуг) за отчетный период;
n – количество вычетов i-го вида;
Sвыч.i - сумма i-го вычета.
Всего НК РФ предусмотрено около 60 особенностей по расчету налоговой базы по данному виду налога.
Налогоплательщики, понесшие убыток, исчисленный в соответствии с главой 25НК РФ, в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка, при этом налогоплательщики имеют право перенести убыток на будущее (до 10 лет). Налогоплательщики, вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка (не более 30% налоговой базы).
В случае если налогоплательщик в отчетном периоде получил убыток, в данном отчетном периоде налоговая база признается равной нулю.
При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Аналогичный порядок распространяется на организации перешедшие на уплату налога на вмененный доход, а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.
С 1 января 2009 года налоговая ставка устанавливается в размере
20 процентов. При этом: сумма налога, исчисленная
по налоговой ставке в размере 2 процентов,
зачисляется в федеральный бюджет; сумма
налога, исчисленная по налоговой ставке
в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты
субъектов Российской Федерации. Налоговая
ставка, подлежащая зачислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации, законами
субъектов Российской Федерации может
быть понижена для отдельных категорий
налогоплательщиков. При этом указанная
налоговая ставка не может быть ниже 13,5
процента.
Для организаций - резидентов особой
экономической зоны законами субъектов
Российской Федерации может устанавливаться
пониженная налоговая ставка налога на
прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации, от деятельности,
осуществляемой на территории особой
экономической зоны, при условии ведения
раздельного учета доходов (расходов),
полученных (понесенных) от деятельности,
осуществляемой на территории особой
экономической зоны, и доходов (расходов),
полученных (понесенных) при осуществлении
деятельности за пределами территории
особой экономической зоны. При этом размер
указанной налоговой ставки не может быть
ниже 13,5 процента.
Налоговые ставки на доходы иностранных
организаций, не связанные с деятельностью
в Российской Федерации через постоянное
представительство, устанавливаются в
следующих размерах:
1)10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
К налоговой базе, определяемой
по доходам, полученным в виде
дивидендов, применяются следующие
ставки:
1) 9 процентов - по доходам, полученным
в виде дивидендов от российски
2) 15 процентов - по доходам, полученным
в виде дивидендов от российских организаций
иностранными организациями, а также по
доходам, полученным в виде дивидендов
российскими организациями от иностранных
организаций.
При этом налог исчисляется с учетом особенностей,
предусмотренных статьей 275 налогового
кодекса РФ.
К налоговой базе, определяемой
по операциям с отдельными
видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые
ставки:
1) 15 процентов - по доходу в виде
процентов по государственным
и муниципальным ценным
2) 9 процентов - по доходам в виде
процентов по муниципальным
3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным
и муниципальным облигациям, эмитированным
до 20 января 1997 года включительно, а также
по доходу в виде процентов по облигациям
государственного валютного облигационного
займа 1999 года, эмитированным при осуществлении
новации облигаций внутреннего государственного
валютного займа серии III, эмитированных
в целях обеспечения условий, необходимых
для урегулирования внутреннего валютного
долга бывшего Союза ССР и внутреннего
и внешнего валютного долга Российской Федерации.
Прибыль,
полученная Центральным банком Российской
Федерации от осуществления деятельности,
связанной с выполнением им функций, предусмотренных
Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)",
облагается налогом по налоговой ставке
0 процентов.
Прибыль, полученная
Центральным банком Российской Федерации
от осуществления деятельности, не связанной
с выполнением им функций, предусмотренных
Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)",
облагается налогом по налоговой ставке.
Налогоплательщики могут определять облагаемую прибыль одним из двух способов: по методу начислений или по кассовому методу. Но для многих организаций свобода выбора не предусмотрена.
Метод начисления: в этом случае доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
При определении доходов по методу начисления в общем случае датой получения дохода от реализации признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату предоставления отчета комиссионера (агента).