Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, дипломная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ …………………………………………..7

1 . 1. История возникновения налога на прибыль организаций …………...7
1 . 2. Общая характеристика налога на прибыль организаций. …………...14
1.3. Особенности исчисления налога на прибыль организаций…………..………………………………………………………...22


ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. …………………………………………………………………….28
2. 1. Анализ изменений вносимых в порядок формирования и уплаты налога ……………………………………………………………………………………28
2. 2. Анализ динамики и структуры поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет за 2006-2008 годы. ……………………………………35

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. ………………………………………....43 . 1. Основные проблемы, возникающие при налогообложении прибыли предприятий. ……………………………………………………………………43
3. 2. Меры совершенствования налога на прибыль организаций. ………..47
Заключение ……………………………………………………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

Налог.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

 

Лишь в 2004 г. тенденция снижения налоговых поступлений была прервана: поступления выросли на 48% в реальном выражении или 1,1 процентных пункта по отношению к ВВП и продолжили рост в 2005 и 2006 гг. Основным фактором роста поступлений по итогам 2004 г. стало сохранение благоприятной макроэкономической конъюнктуры, в частности, благодаря экономическому росту и повышению мировых цен на нефть. На этом фоне наблюдалось значительное расширение базы налогообложения: если в 2003 г. величина чистого сальдированного результата предприятий и организаций снизилась на 12%, то в 2004 г. она продемонстрировала рост на 50%, а в 2005 г. и первые десять месяцев 2006 г. – на 35% и 26% соответственно. Кроме того, рост поступлений в 2004 г. частично был обусловлен прекращением действия ряда льгот по налогу на прибыль, полученных до реформы налога в 2002 г., тогда как на рост поступлений в 2005 году частично повлияло перечисление в бюджет в первом квартале 2005 года платежа, связанного с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2.Анализ динамики и структуры  поступлений налога на прибыль  в

федеральный бюджет за 2006-2008 годы

 

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах, положительную динамику макроэкономических показателей. Мировой финансовый кризис существенно изменил параметры развития российской экономики.

В первом полугодии 2008 года прирост ВВП к соответствующему периоду предыдущего года (8%) был выше, чем рост в январе-июне 2007 года (7,8%). Однако по итогам же 2008 года экономический рост составил всего 5,6% (8,1% в 2007 году), а в начале 2009 года было зафиксировано сокращение ВВП – за январь-февраль спад составил 8% к январю-февралю 2008 года.

Таким образом, мировой финансово-экономический кризис стал основным фактором, определившим динамику экономических показателей в Российской Федерации в 2008 году, том числе поступлений в бюджетную систему.

 

 

Таблица 2.1. Динамика поступлений налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации  
за 2006-2008 гг

в млрд. руб.

 

2006 год

2007 год

2008 год

Темп роста 2007 год к 2006 году %%

Темп роста 2008 год к 2007 году %%

Темп роста 2008 год к 2006 году %%

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

5 748,3

7 360,2

8 455,7

128,0

114,9

147,1

 в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3 000,7

3 747,6

4 078,7

124,9

108,8

135,9

из них:

           

Налог на прибыль организаций

1 670,5

2 172,2

2 513,0

130,0

115,7

150,4

в том числе в федеральный бюджет

509,9

641,3

761,1

125,8

118,7

149,3


 

Из приведенной выше таблицы мы видим, что темп роста налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации 2007 года к 2006 году составил 128 процентов, а по результатам 2008 года темп роста поступлений к 2007 году составил 114,9 процентов. Динамика поступлений налога на прибыль организаций за анализируемый период сложилась следующим образом: темп роста показателей 2007 года к 2006 году составил 130,0 процентов, 2008 год  к 2007 году 115,7 процента, как мы видим, динамика поступлений налога на прибыль соответствовала общим темпам роста налоговых поступлений в бюджетную систему.

Темпы роста налоговых поступлений в федеральный бюджет (включая ЕСН) характеризуются следующими показателями: 2007 год к 2006 году составил 124,9 процента, 2008 год к 2007 году 108,8 процента. Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль в 2007 году относительно 2006 года выросли на 125,8 процента, в 2008 году относительно 2007 года на 118,7 процента.

 

Негативное влияние мирового финансового кризиса продолжает отражаться на налоговых поступлениях текущего года. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2009 года составили 95 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2008 года поступления снизились в 1,8 раза. 
Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике. По данным Росстата, начиная с декабря 2008 года, сальдированный финансовый результат предприятий в целом по экономике имеет отрицательное значение. В декабре 2008 года он составил минус 581,3 млрд. рублей против +1 201,8 млрд. рублей в декабре 2007 года. В январе 2009 года  минус 184 млрд. рублей против +438 млрд. рублей в январе 2008 года.

В январе - октябре 2008 года в бюджетную систему Российской Федерации (включая поступления в государственные внебюджетные фонды) поступило 17530,0 млн. руб., что на 19,9% больше, чем за соответствующий период 2007 года (темп роста поступлений за 10 месяцев 2007 года к 2006 году - 130,8%).По итогам 10 месяцев в консолидированный бюджет Российской Федерации налоговыми органами было мобилизовано 12718,3 млн. руб. налоговых платежей и других доходов (включая ЕСН в федеральный бюджет), что на 2108,4 млн. руб., или на 119,9% больше, чем за соответствующий период прошлого года (темп роста поступлений за 10 месяцев 2007 года к 2006 году - 132,4%). Основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидируемого бюджета обеспечена поступлениями налога на прибыль (21,1%), налога на доходы физических лиц (32,3%), НДС (16,3%).

 

 

Рис. 2.1. Структура поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в январе - октябре 2008 года (в %).

 

Рост поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет обеспечен по всем видам налогов, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доля поступлений НДС в общих доходах консолидированного бюджета РФ снизилась с 21,2% до 16,3%. Соответственно по акцизам снижение доли в общих поступлениях составило с 0,9% до 0,5%.

 

 

 

Рис.2.2 . Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет в январе - октябре 2007- 2008 годов   млн.руб.

 

  Поступления администрируемых налогов  и сборов в федеральный бюджет  в январе-октябре 2008 года составили 3953,4 млн. руб., что на 1,0 % больше, чем  в соответствующем периоде 2007 года (темп роста поступлений за 10 месяцев  2007 года к 2006 году - 123,8%).Поступления администрируемых налоговых и неналоговых платежей в территориальный бюджет области составили 68,9% от поступлений в консолидированный бюджет РФ или 8765,0 млн.руб., что составляет 129,9% к январю-октябрю 2007 года. Из них в доходы местных бюджетов направлено 2253,7 млн. руб., или 25,7% от общей суммы доходов консолидированного бюджета субъекта. Темп роста поступлений налогов, сборов и других доходов в местные бюджеты составил 126,9 %.

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 10 месяцев 2008 года составили 2688,9 млн. руб., что на 18,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (темп роста поступлений в 2007 году по отношению к 2006 году составил 153,1%). Поступления налога в первую очередь обеспечиваются налогоплательщиками, состоящими на учете по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений. В федеральный бюджет поступило 338,7 млн. руб., или на 10,3% больше, чем за январь - сентябрь 2007 года. Уровень собираемости налога - 104,6%.

По налогу на прибыль организаций индикативный показатель выполнен на 134,0% (+ 22,1 млн. руб.), в бюджет налога поступило 86,3 млн. руб. Начисления авансовых платежей по сроку уплаты 28.10.2008г. составили 11,0 млн. руб., по ежемесячным расчетам - 63,3 млн. руб.Перевыполнение показателя связано с поступлениями от шести налогоплательщиков, поставленных на налоговый учет  в октябре текущего года в связи с изменением места нахождения из других субъектов и сдавших декларации по налогу на прибыль к доплате на общую сумму 26 млн. руб. Индикативный показатель по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, выполнен на 45,19%, отклонение - 22,3 млн. руб. Поступления составили 248,0 млн. руб. Снижение поступлений налога связано, в первую очередь, с последними изменениями в статью 174 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДС с октября уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, начиная с января 2009 года, снизились поступления по налогоплательщикам, уплачивающим налог на прибыль организаций ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, в связи с  понижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

 

 

 

Таблица 2.2. Анализ удельного веса налога на прибыль в доходах бюджетной системы Российской Федерации за 2006-2008 гг

в млрд. руб.

 

 

 

2006 год

Удельный вес %%

2007 год

Удельный вес %%

2008 год

Удельный вес %%

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

5 748,3

100,0

7 360,2

100,0

8 455,7

100,0

 в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3 000,7

100,0

3 747,6

100,0

4 078,7

100,0

из них:

           

Налог на прибыль организаций

1 670,5

29,1

2 172,2

29,5

2 513,0

29,7

в том числе в федеральный бюджет

509,9

17,0

641,3

17,1

761,1

18,7


 

 

За 2006 год общее поступление налогов и сборов (вкл. ЕСН) в бюджетную систему РФ   составили 5 748,3 млрд.руб. из них 3000,7 поступили в федеральный бюджет. Это на 1611,9 млрд.руб. меньше чем 2007 году. В 2008 году в происходит значительное увеличение поступлений бюджетную систему РФ. Так поступило налогов и сборов  (вкл. ЕСН) на сумму 8 455,7  млрд.руб. из них 4078,8 млрд.руб. поступило в федеральный бюджет. По налогу на прибыль в 2006 году в бюджетную систему страны поступило1650,5 млрд. руб. из них 509,9 млрд.руб. поступило в федеральный бюджет. В 2007 году бюджетную систему страны поступило 2172,2  млрд. за анализируемый период руб., а 2008 году этот показатель составил 2513,0  млрд. руб., из них 761,1 млрд. руб. поступили в федеральный бюджет.

Несмотря на мировой финансовый кризис, наибольший удельный вес налога на прибыль организаций  в доходах бюджетной системы РФ за анализируемый период приходится на 2008 год. Этот показатель в 2008 году был равен 29,7% , что на 0,2 % больше удельного веса за 2007 год, и 0,6% чем за 2006 год.

Данные этой таблицы показывают, что наблюдается тенденция увеличения поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатель удельного веса за анализируемые годы из года в год увеличивается. Это говорит о том что несмотря на мировой финансовый кризис, финансовая система нашей страны является устойчивой.

Увеличение доли сборов налога на прибыль в бюджеты субъектов в общем объеме поступлений, обусловлено следующим изменением ставок в структуре бюджетной системы:

 

Таблица 2.3. Динамика изменения ставки налога на прибыль организаций за 2007-2009гг

в млрд. руб

 

Ставка налога на прибыль

по уровню бюджетной сис-

темы дата вступления

с 1 января

2007г

С 1 января

2008г

С 1 января

2009г

в федеральный бюджет              

 б 

6%

5%

2%

в бюджет субъектов

16%

17%

18%

в местный бюджет

2%

2%

0%


 

Из таблицы видно, что в течение нескольких лет происходит смещение приоритетов относительно поступления налога на прибыль с федерального уровня на региональный уровень. 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ.

3.1.  Основные проблемы, возникающие при налогообложении прибыли предприятий.     

 

 

   Главная проблема, возникающая при  налогообложении прибыли, это не  размер ставки, а порядок определения  налогооблагаемой базы. В сложившихся  экономических условиях предприятия  часто вынуждены реализовывать свою продукцию по цене не выше фактической себестоимости. Действующее налоговое законодательство не запрещает проводить эту операцию. Но если в бухгалтерском учете выручка для определения финансового результата отражается в фактически полученных суммах, то для целей налогообложения выручка может отражаться по-разному. Таким образом, особую важность приобретает определение рыночной  цены. Тема рыночных цен на продукцию (работы, услуги)  ¾  одна из наименее методически проработанных тем в нормативных актах по налогообложению. Слабым местом порядка определения рыночной цены для целей налогообложения реализации продукции по ценам не выше себестоимости  является отсутствие нормативно-правового акта, в котором был бы конкретно изложен приемлемый, универсальный метод определения рыночной цены продукции, одинаково обязательный как для предприятий, так и для налоговых органов. Разработать такой универсальный метод не только чрезвычайно трудно, но и вряд ли возможно, если от метода требуется,  чтобы он мог быть одновременно пригоден для разных видов производств. Но если  не всегда можно определить для целей налогообложения рыночную цену продукции в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, то еще труднее определить таким образом рыночную цену для целей налогообложения применительно к работе или услуге. Практически  возможно определение рыночных цен только на элементарные работы и услуги, состоящие из минимального количества операций, и на широко распространенные, состоящие из однотипных, повторяющихся операций. Определить же рыночную цену работы или услуги, носящей индивидуальный характер, практически невозможно. Именно этими трудностями объясняется то, что в нормативных актах только формулируется понятие рыночной цены и указываются основные принципы ее определения, но не дается конкретный метод ее определения.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость