Налог на доходы физических лиц эволюция, перспективы развития и роль в формировании доходной части бюджета
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:12, курсовая работа
Краткое описание
Целью написания работы является изучение теоретического аспекта налога на доходы физических лиц и анализ роли НДФЛ в формировании доходной части бюджетов России и Франции. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: - исследовать исторические основы налогообложения; - проанализировать практику исчисления и взимания НДФЛ в России и зарубежных странах на примере Франции;
Содержание
Введение 3 Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц 5 1.1 История развития подоходного налога 5 1.2 Экономическая сущность и основные элементы НДФЛ 8 1.3 Зарубежное налогообложение НДФЛ на примере Франции 18 Роль НДФЛ в формировании дохода РФ и Франции 24 2.1 Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ в РФ 24 2.2 Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ во Франции 27 2.3 Сравнительный анализ налогообложения НДФЛ РФ и Франции 29 Проблемы и перспективы развития НДФЛ в России 35 3.1 Проблемы НДФЛ в России 35 3.2 Перспективы развития НДФЛ в России 37 3.3 Применение зарубежного опыта в налогообложении РФ 38 Заключение 42 Список использованных источников 44
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ
ВПО «Югорский государственный университет»
Институт
менеджмента и экономики
Кафедра
«Налоги и налогообложение»
Курсовая работа
по
дисциплине «Налоги и налогообложение»
на
тему:
«Налог
на доходы физических лиц эволюция, перспективы
развития и роль в формировании доходной
части бюджета»
Выполнила:
студентка
группы 4412б
Хайдукова
Е. С.
Проверил:
Солодовникова
У. Н.
г.
Ханты-Мансийск
2014
г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Налоги, как одно из средств
существования любого государства, характеризуют
определенный этап развития общественных
отношений. В ряду государственных доходов
налогам и сборам принадлежит важнейшее
место.
В России, как и в большинстве
стран мира, подоходный налог служит одним
из главных источников доходной части
бюджета. Следует отметить, что это - прямой
налог на совокупный доход физического
лица, включая доходы, полученные от использования
капитала.
Для выполнения своих функций
государству необходимы средства, за счет
которых финансируются и реализуются
различные функции государства, содержатся
структуры, обеспечивающие функционирование
самого государства. Все необходимые средства
аккумулируются в финансово-бюджетной
сфере, основным источником формирования
которой являются налоговые платежи и
сборы. Вместе тем налоги не только формируют
финансовые средства государства - они
используются для воздействия на структуру
производства и потребления, состояние
и направления развития науки, определяют
приоритеты социальной политики, от которой
в конечном итоге зависит эффективность
общественного производства.
Подоходный налог является
одним из крупных источников доходной
части бюджета. Является обязательным
для всех граждан России и лиц, получающих
доходы из источников на территории РФ,
пожалуй, это единственный налог, который
обязаны уплачивать все без исключения
лица.
Актуальность выбранной темы
заключается в том, сегодня подоходный
налог имеет тесную связь с доходом плательщика
независимо от его вида. За счет налоговых
взносов формируются финансовые ресурсы
государства, которые впоследствии перераспределяются
в бюджетные и внебюджетных фонды.
Целью написания работы является
изучение теоретического аспекта налога
на доходы физических лиц и анализ роли
НДФЛ в формировании доходной части бюджетов
России и Франции.
В соответствии с поставленной
целью определены следующие задачи:
- исследовать исторические
основы налогообложения;
- проанализировать практику
исчисления и взимания НДФЛ в России и
зарубежных странах на примере Франции;
- рассмотреть проблемы
и перспективы развития НДФЛ а
России.
Теоретической основой написания
курсовой работы являются законодательные
и нормативные документы по вопросам налогообложения,
труды отечественных и зарубежных авторов
по теме работы. Основной теоретической
базой является Налоговый кодекс РФ.
Предметом исследования выступают
отношения, складывающиеся между налоговым
органом и налогоплательщиком. Объектом
является НДФЛ.
Работа состоит из введения,
трех глав и заключения.
Список использованной литературы
включает 15 источников.
Теоретические аспекты налога на доходы
физических лиц
1.1 История развития
подоходного налога
Подоходный
налог или налог на доходы физических
лиц (далее – НДФЛ) по сравнению с другими
видами налогов довольно «молод». Впервые
он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного
налога на роскошь. Этот налог, построенный
на чисто внешних признаках (обзаведение
мужской прислугой, владение каретой и
т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном
его введении в 1842 г. он уже более-менее
отвечал основным критериям, положенным
в основу принципа подоходного налогообложения.
В других странах
НДФЛ стали применять с конца XIX – начала
XX в. (Пруссия – с1891 г., Франция – с 1914 г.).
Что касается России, то в 1812 году был введен
прогрессивный процентный сбор с доходов
от недвижимого имущества, представляющий
собой своеобразную форму подоходного
налога. А специальный закон о подоходном
налоге был принят лишь 6 апреля 1916 года,
и там наиболее полно воплотились принципы
подоходного налогообложения. В начале
60-х годов в нашей стране была предпринята
попытка постепенного снижения вплоть
до отмены налога с заработной платы, в
связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая
1960 г. «Об отмене налогов с заработной
платы рабочих и служащих».[2]
Однако и до
введения НДФЛ налоговые системы в различных
странах косвенно учитывали доходы граждан
при построении реальных налогов. Например,
размер домового налога зависел от числа
окон, этажей и комнат, от параметров фасада
дома и от других признаков, которые позволяли
судить об общественном положении и доходах
плательщика.
Введение этого
налога в той или иной стране было обусловлено
ее внутренними причинами. При всем различии
этих причин может быть выделена общая
причина, характерная для всех стран. Острая
потребность государства в дополнительных
средствах, вызванная ростом задолженности,
военными и другими расходами, перестала
покрываться реальными налогами, размер
которых зачастую не соответствовал истинной
платежеспособности граждан. В то же время
набравшие силу социальные движения требовали
устранения несправедливости косвенного
налогообложения, не делавшего различий
между бедными и богатыми и более тяжело
ложившегося на менее состоятельных граждан.
Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого
заключается именно в обеспечении равнонапряженности
налогообложения на основе прямого определения
доходов каждого плательщика.
Налоговые
системы развиваются под влиянием экономических,
социальных и политических процессов,
происходящих в той или иной стране. Они
тесно связаны с развитием экономики.
Возникновение корпоративных форм организации
производства, рост общественного благосостояния,
расширение круга собственников, появление
новых форм получения дохода – эти и другие,
факторы самым непосредственным образом
оказали и оказывают эволюционирующее
воздействие на развитие системы подоходного
налога. [7]
Что же касается
нашей страны, то переход России на рыночные
экономические отношения обусловил создание
к 1992 году новой налоговой системы, которая
состояла более чем из 60 видов налогов
и сборов. В частности Верховным Советом
РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991
г. «О подоходном налоге с физических лиц».
Основными принципами этого налога являлись:
единая шкала прогрессивных ставок с совокупного
годового дохода, перечень необлагаемых
налогом доходов, вычеты из этого дохода
по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой
базы на расходы, связанные со строительством
или приобретением жилья, предпринимательской
деятельностью и благотворительностью.
За период 1991–2000 гг. в этот закон были
внесены изменения и дополнения 21 раз,
в том числе шкала ставок налога изменялась
9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная
ставка оставалась в размере 12%, а максимальная
ставка в разные годы изменялась от 60%
до 30% годового совокупного облагаемого
дохода. [3]
Однако дальнейшее
развитие рыночных экономических отношений
потребовало создания Налогового кодекса
и в третье тысячелетие Россия вступила
с этим важным документом.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации (далее –
НК РФ) состоит из 2-х частей – общей и специальной.
Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными
законами от 31.07.98 №146-ФЗ и №147-ФЗ (впервые
опубликована в «Российской газете», №148–149,
06.08.1998) в редакции Федерального закона
от 28.12.2013 № 420-ФЗ и дает определения, касающиеся
таким понятиям, как, например: «налоги»,
«сборы», «налоговая база», «налоговый
агент», «налогоплательщик», «налоговые
ставки», «налоговые органы», «налоговый
контроль», «налоговые декларации», «налоговые
правонарушения» и др., а также устанавливает
процедуры налогообложения, налогового
контроля, привлечения к налоговой ответственности
и ее меры, обжалования действий налоговых
органов. Часть вторая (специальная) НК
РФ принята Федеральным законом от 05.08.2000
№117-ФЗ («Российская газета» от 10.08.2000 года)
в редакции Федерального закона от 28.06.2013
№ 134-ФЗ и состоит из 18 глав (21 – 31), которыми
определен порядок исчисления и уплаты
федеральных, региональных и местных налогов
(НДС, акцизы, НДФЛ и др.).
Глава 23 НК
РФ называется «Налог на доходы физических
лиц» (ст. 207–233) была введена в действие
с 1 января 2001 года, и с этого же времени
утратило силу все законодательство о
подоходном налоге с физических лиц. Таким
образом, формально изменено название
налога, а с правовой точки зрения отменен
один налог и введен новый налог. [1]
Основными
чертами новой системы налогообложения
являются:
• отказ от
прогрессивной ставки налога и введение
единой минимальной налоговой ставки
в размере 13% для большей части доходов
физических лиц;
• значительное
расширение применяемых налоговых льгот
и вычетов;
• внесение
изменений в определение налогооблагаемой
базы.
1.2 Экономическая
сущность и основные элементы НДФЛ
Налог на доходы
физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых
налогов. Исчисляется в процентах от совокупного
дохода физических лиц за вычетом документально
подтверждённых расходов, в соответствии
с действующим законодательством.
Налогоплательщиками
НДФЛ являются Физические лица - налоговые
резиденты РФ и Физические лица - нерезиденты,
получающие доход в РФ. [8]
Объектом налогообложения
признаются доходы физических лиц - налоговых
резидентов РФ и нерезидентов от источников
в РФ, а также доходы физических лиц - налоговых
резидентов РФ от источников за пределами
РФ.
Виды доходов:
дивиденды и проценты;
страховые выплаты;
доходы от использования авторских
и иных смежных прав;
доходы от сдачи в аренду или
другого использования имущества;
доходы от реализации недвижимого
имущества, акций, долей в уставном капитале,
прав требования к организации в связи
с деятельностью ее обособленного подразделения
на территории РФ, иного имущества, принадлежащего
физическому лицу;
вознаграждение за выполнение
трудовых или иных обязанностей;
пенсии, стипендии и иные аналогичные
выплаты, полученные от иностранных организаций;
доходы от использования любых
транспортных средств, в т.ч. морских, речных,
воздушных судов;
доходы от использования трубопроводов,
линий электропередачи, иных средств связи;
иные доходы, получаемые от
деятельности в РФ и за ее пределами.
Налоговая
база определяется отдельно по каждому
виду доходов, в отношении которых установлены
различные ставки. [1]
Для доходов,
облагаемых по ставке 13%, налоговая база
определяется как денежное выражение
таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых
вычетов (ст. 218-221 НК РФ).
Доходы (расходы,
принимаемые к вычету), выраженные в иностранной
валюте, пересчитываются в рубли по курсу
ЦБ РФ, установленному на дату фактического
получения доходов (дату фактического
осуществления расходов).
Полный перечень,
необлагаемых НДФЛ доходов, содержится
в ст. 217 Налогового кодекса Российской
Федерации (НК РФ).
Налоговые вычеты.
Стандартные
вычеты
Стандартные
налоговые вычеты предоставляются отдельным
категориям физических лиц и имеют фиксированный
размер для каждой категории льготников:
3000, 1000, 500 и 400 руб.
Максимальный
вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц
налогового периода, в частности, предоставляется:
"чернобыльцам";
инвалидам Великой Отечественной
войны;
инвалидам из числа военнослужащих,
ставших инвалидами I, II и III групп вследствие
ранения, контузии или увечья, полученных
при защите СССР, Российской Федерации
и других категорий лиц (см. п.1 ст.218 НК
РФ).
500
рублей за каждый месяц налогового
периода распространяется на
следующие категории налогоплательщиков:
Героев СССР и РФ, полных кавалеров
ордена Славы;
участников ВОВ, блокадников,
узников концлагерей;
инвалидов с детства, инвалидов
I и II групп;
лиц, пострадавших от воздействия
радиации вследствие аварий, испытаний
на военных и гражданских атомных объектах;
доноров костного мозга;
родителей и супругов погибших
военных или государственных служащих,
воинов-интернационалистов и т.д. в соответствии
со статьей 218 НК;
граждан, исполнявших интернациональный
долг в других странах, а также принимавших
участие в боевых действиях на территории
РФ в соответствии с решениями органов
государственной власти.
400 рублей
за каждый месяц налогового
периода распространяется на
те категории налогоплательщиков,
которые не перечислены выше,
и действует до месяца, в котором
их доход, исчисленный нарастающим
итогом с начала налогового
периода (в отношении которого
предусмотрена налоговая ставка,
установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым
агентом, предоставляющим данный
стандартный налоговый вычет
превысил 40000 рублей. Начиная с месяца,
в котором указанный доход
превысил 40000 рублей, налоговый вычет,
предусмотренный настоящим подпунктом,
не применяется.
Вычет на ребенка
(детей) предоставляется до месяца, в котором
доход налогоплательщика, облагаемый
по ставке 13% и исчисленный нарастающим
итогом с начала года, превысил 280 000 рублей.
Вычет отменяется с месяца, когда доход
сотрудника превысил эту сумму.