Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:15, курсовая работа
Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.
В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.
В частности, в целях стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообложения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.
Содержание
Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.
В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.
В частности, в целях стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообложения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.
В целях сохранения поступлений по данному налогу на уровне сложившихся поступлений за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшим до введения данной главы Кодекса.
Во избежание неоднозначного толкования норм закона при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление установлен отдельный порядок определения в этом случае налоговой базы. Особый порядок определения налоговой базы установлен также для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории РФ, но не осуществляющих деятельности на этой территории.
Существенно сокращен перечень исключений из объекта налогообложения, а также перечень налоговых льгот, установленных непосредственно в Налоговом кодексе. Он распространен лишь на узкий круг имущества организаций. Вместе с тем предусмотрено право законодательных органов субъектов РФ на установление дополнительных налоговых льгот. Одновременно с этим данный налог сохранен в качестве регионального налога.
Исходя из статуса данного налога он вводится на соответствующей территории законодательными органами власти субъектов РФ. Они же устанавливают конкретные ставки этого налога, дополнительные, сверх предусмотренных федеральным законом, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанные региональные органы определяют также порядок и сроки уплаты данного налога, форму отчетности по нему.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п.1 ст.372 НК РФ).
Следовательно, чтобы ввести на своей территории налог на имущество, законодательные органы субъектов РФ должны принять соответствующий закон и тогда налог становится обязательным к уплате на этой территории (п.1 ст.372 НК РФ).
Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч.1 ст.5 Конституции РФ). Перечень субъектов РФ установлен в ч.1 ст.65 Конституции РФ.
Налоговым кодексом РФ определены такие существенные элементы налога, как:
Таким образом, организациям при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Налогового кодекса РФ, но и положениями соответствующих законов республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей или городов федерального значения.
Устранение двойного налогообложения (ст.386.1.)
Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
заявление на зачет налога;
документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п.1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются:
К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (абз.2 п.2 ст.11 НК РФ). Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.
В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.11.2008 N 8200/08 указывает, что Совет муниципального образования, зарегистрированный в качестве некоммерческой организации, признается налогоплательщиком.
Иностранные организации - это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций (абз.2 п.2 ст.11 НК РФ).
Иностранная организация признается налогоплательщиком в том случае, если она (п.1 ст.373 НК РФ):
осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство;
не осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство, но владеет на праве собственности недвижимым имуществом, которое находится на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Если иностранная организация ведет деятельность в РФ через постоянное представительство, она становится плательщиком налога на имущество организаций (п.1 ст.373 НК РФ).
Деятельность иностранной
1) иностранная организация
2) иностранная организация ведет предпринимательскую деятельность через обособленное подразделение (например, через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство) или иное место деятельности;
3) деятельность иностранной
с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера).
Важно отметить, что между Россией и некоторыми странами заключены двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Если международный договор применяется в отношении налога на имущество организаций, но признаки постоянного представительства, которые в нем указаны, отличаются от поименованных в ст.306 НК РФ, то необходимо следовать положениям международного соглашения (п.2 ст.373 НК РФ).
Если же действие договора на имущественные налоги не распространяется, следует руководствоваться только критериями, установленными в ст.306 НК РФ. На это указывает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.11.2007 N 8585/07.
В то же время Минфин России в Письме от 29.01.2009 N 03-08-05 при определении постоянного представительства иностранной организации применил нормы международного соглашения, которое не распространяется на налог на имущество. Однако такие выводы ведомства не совсем соответствуют порядку правового регулирования данных правоотношений.
Иностранная организация является плательщиком налога на имущество в том случае, если она имеет в собственности недвижимое имущество, расположенное на территории РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ (п.1 ст.373 НК РФ).
К недвижимому имуществу
здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и другие объекты, которые прочно связаны с землей;
подлежащие государственной
Необходимо отметить, что право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (п.1 ст.131 ГК РФ, п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
При этом налогообложение принадлежащего иностранной организации недвижимого имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, имеет определенные особенности.
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 ФЗ"Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Освобождены от обязанностей налогоплательщиков организации, которые применяют специальные налоговые режимы, а именно:
1) систему налогообложения для
сельскохозяйственных
2) упрощенную систему
3) систему налогообложения в
виде единого налога на
4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в отношении основных средств, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п.7 ст.346.35 НК РФ).3
Объект налогообложения для российских организаций.
Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое было передано другим лицам во временное владение (пользование, распоряжение), в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п.1 ст.374 НК РФ).
Кроме того, с 1 января 2009 г. к объекту налогообложения отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям. Такие изменения внесены в п.1 ст.374 НК РФ (п.6 ст.5, п.2 ст.7 Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).
Имущество относится к объектам основных средств, если в отношении него одновременно соблюдаются следующие условия (п.4 ПБУ 6/01, п.2 Методических указаний):
1) оно предназначено для использования в производстве продукции и управленческих нужд организации, а также для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
2) планируемый срок
3) организация не планирует
4) объект способен приносить организации доход в будущем.
Наличие этих признаков в совокупности говорит о том, что имущество может быть отнесено к основным средствам.
Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:
1) ведет организация или нет
деятельность в РФ через
2) имеет ли организация
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.