Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:15, курсовая работа
Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.
В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.
В частности, в целях стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообложения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.
В целях настоящей главы
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Не признаются объектами налогообложения (п.4 ст.374 НК РФ):
1) земельные участки (см. Письмо ФНС России от 26.10.2004 N 21-3-05/461);
2) иные объекты
3) имущество федеральных органов
исполнительной власти, если одновременно
соблюдаются такие условия (пп.
имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, что отмечено и в Письме Минфина России от 30.08.2007 N 03-05-05-01/37.
Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, имущество облагается налогом.
Российские организации определ
По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п.1 ст.375, п.3, абз.2 п.4 ст.376 НК РФ).
Если законодательством
Однако из данного правила есть исключения. Так, база рассчитывается отдельно в отношении (п. п.1, 2 ст.376 НК РФ):
1) имущества каждого
2) недвижимого имущества,
3) имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;
4) недвижимости, фактически находящейся
на территориях разных
Среднегодовая стоимость имущества.
Налоговую базу по итогам года составляет
среднегодовая стоимость
Для определения налоговой базы
предусмотрена специальная
СрГодСт = (ОС1 + ОС2 +. + ОСп + ОСп2) / (М + 1),
Если основные средства не амортизируются, однако налогом на имущество облагаются, то в расчете участвует их стоимость, которая определяется исходя из их первоначальной стоимости и величины начисленного износа (абз.3 п.1 ст.375 НК РФ).
Основа для расчета налоговой базы - это остаточная стоимость основных средств.
Остаточная стоимость рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью объекта и начисленной суммой амортизации (пп. "б" п.54 Методических указаний):
ОС = ПС - СА,
Налоговая база для организаций, которые
созданы, ликвидированы или
При расчете среднегодовой
Когда организация ведет деятельность полный календарный год, налоговый период для нее состоит из 12 месяцев, которые и участвуют в расчете (п.1 ст.55, п.1 ст.379 НК РФ).
Cогласно п.2 ст.55 НК РФ для организации:
созданной в течение года до 1 декабря, первый налоговый период начинается со дня ее государственной регистрации и длится до конца данного года;
созданной с 1 по 31 декабря, он начинается со дня ее государственной регистрации и длится до конца календарного года, следующего за годом создания.
Для организации, прекратившей деятельность до конца календарного года в результате ликвидации (реорганизации), последний налоговый период заканчивается в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (абз.1 п.3 ст.55 НК РФ, п.4 ст.57, п.8 ст.63 ГК РФ).
В том случае, когда организация существовала менее календарного года, налоговый период для нее начинается в день ее создания и оканчивается в день ликвидации (реорганизации) (абз.2 п.3 ст.55 НК РФ).
Таким образом, для указанных организаций, по сути, налоговый период может быть как больше, так и меньше 12 месяцев.
Контролирующие органы рекомендуют рассчитывать среднегодовую стоимость исходя из количества месяцев налогового периода с начала и до конца календарного года, а среднюю - исходя из количества месяцев в отчетном периоде (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев). При этом остаточную стоимость основных средств в тех месяцах, когда организация еще не существовала, они признают равной нулю.
Таким образом, налоговая база как за налоговый, так и за отчетные периоды для вновь созданных (реорганизованных, ликвидированных) в течение года организаций рассчитывается в общем порядке.
Налоговая база для иностранных организаций.
Иностранная организация является налогоплательщиком, если соблюдается хотя бы одно из условий, установленных п.1 ст.373 НК РФ, а именно:
Налоговая база у этих категорий
иностранных организаций
Налоговую базу иностранные организации определяют самостоятельно (п.3 ст.376 НК РФ). При этом она рассчитывается отдельно в отношении (п. п.1, 2 ст.376 НК РФ):
имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;
недвижимого имущества, находящегося
вне постоянного представительс
имущества, которое облагается по разным ставкам;
недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.
Если иностранная организация ведет деятельность в РФ через постоянное представительство:
Налоговая база для таких иностранных организаций определяется следующим образом.
Таблица.
Характеристика имущества |
Налоговая база |
Движимое и недвижимое имущество, которое относится к деятельности постоянного представительства |
Среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества (п.2 ст.374, п.1 ст.375 НК РФ) |
Недвижимое имущество |
Инвентаризационная стоимость объектов недвижимости по данным органов технической инвентаризации (п.2 ст.375 НК РФ) |
В отношении имущества, которое относится к деятельности постоянного представительства, налоговая база определяется так же, как и для российских организаций (п.1 ст.375, п.4 ст.376 НК РФ).
Налоговая база по недвижимому имуществу, которое к деятельности представительства не относится, равна инвентаризационной стоимости этого имущества. Причем принимаются во внимание данные об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, за который рассчитывается налоговая база (п.2 ст.375, п.5 ст.376 НК РФ).
Получить данные об инвентаризационной стоимости и рассчитать налоговую базу налогоплательщик должен самостоятельно (п.3 ст.376 НК РФ).
Если у иностранной
Налоговой базой для таких организаций будет являться инвентаризационная стоимость недвижимости по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января того года, за который отчитывается налогоплательщик (п.2 ст.375, п.5 ст.376 НК РФ).
Органы технической
Однако предоставлять
Величина налоговой ставки по налогу
на имущество устанавливается
Субъекты РФ вправе на своей территории вводить дифференцированные налоговые ставки (п.2 ст.380 НК РФ).
Дифференцированные ставки в субъектах РФ.
Вводя на своей территории налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов РФ определяют в том числе и налоговые ставки (п.2 ст.372, п.1 ст.380 НК РФ).
При этом региональные власти могут установить как единую ставку для всех организаций в целом, так и различные ставки в зависимости от следующих критериев (п.2 ст.380 НК РФ):
Кроме того, ставки могут быть дифференцированы в зависимости от двух указанных критериев в совокупности.
Необходимо отметить, что региональные органы власти при установлении налоговых ставок должны учитывать положения ст.3 НК РФ. В ней указано, что не допускается устанавливать ставки в зависимости от формы собственности организаций, а также от места происхождения капитала.
Сумма налога исчисляется по итогам
налогового периода как произведение
соответствующей налоговой
Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ). По его окончании определяется налоговая база за истекший год и исчисляется сумма налога к уплате в бюджет (п.1 ст.55 НК РФ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
По окончании отчетных периодов налогоплательщики подводят промежуточные итоги, исчисляют и уплачивают авансовые платежи. Помимо этого они представляют налоговый расчет по авансовым платежам (п.1 ст.386 НК РФ).4
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за весь налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Сумма авансового платежа по налогу
в отношении объектов недвижимого
имущества иностранных