Налог на имущество физических лиц: состояние и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц, изучить особенности определения налоговой базы по налогу и проанализировать основные направления и перспективы изменения налога на имущество физических лиц в будущем. Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи: 1. Оценена особенность, роль и значение налога на имущество в доходах местных бюджетов; 2. Проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налога на имущество физических лиц, а также особенности определения налоговой базы по данному налогу; 3. Изучены перспективы изменения налога на имущество физических лиц и основные направления особенностей совершенствования взимания налога.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

За вновь возведенные  гражданами строения, помещения и  сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.

Пример исчисления налога:

Орган местного самоуправления установил ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости  от стоимости и типа использования  строений:

Для жилых помещений  стоимостью:

до 300 тыс. руб. - 0,1%;

от 300 до 500 тыс. руб. - 0,2%;

свыше 500 тыс. руб. - 0,5%.

для нежилых помещений  стоимостью:

до 300 тыс. руб. - 0,1%;

от 300 до 500 тыс. руб. - 0,3%;

свыше 500 тыс. руб. - 2%.

Гражданин имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления в собственности две квартиры инвентаризационной стоимостью 300 тыс. руб. каждая и два гаража инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. каждый. Какую сумму составит налог за данные объекты налогообложения?

В данном случае налог  будет исчислен в следующем размере.

За две квартиры суммарной  инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб. по ставке 0,5% - 3 тыс. рублей.

За два гаража суммарной  инвентаризационной стоимостью 200 тыс. руб. по ставке 0,1% - 200 руб.

Общая сумма налога на имущество в расчете на год  составит 3200 рублей.

Таким образом, особенность  исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение  ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования и его инвентаризационной стоимости.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если же имущество  находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность  по исполнению налогового обязательства.

Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

Учитывая изложенное имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой  собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.

Инвентаризационная стоимость  доли в праве общей долевой  собственности на указанное имущество  определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Например, у физического  лица на территории городского муниципального образования имеется на праве  общей долевой собственности  квартира (доля в праве 1/3) с инвентаризационной стоимостью 450 000 руб. Решением Собрания депутатов городского муниципального ставки налога установлены в следующих размерах:

до 300 тыс. рублей - 0,1 %;

от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,2 % ;

свыше 500 тыс. рублей - 0,3 %.

Исходя из инвентаризационной стоимости имущества (в рассматриваемой ситуации - всей квартиры) в размере 450 000 руб., определяется ставка налога, подлежащая применению - 0,2 %.

Сумма налога к уплате составит: 299,97 руб. (450 000 х 0,2% х 1/3).

Имеются ситуации, когда  на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности. В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Например, у физического  лица в общей долевой собственности  находится квартира (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которой  составила 430 000 руб., и квартира в  общей совместной собственности (на 2-х человек) с инвентаризационной стоимостью 360 000 руб.

Решением собрания народных депутатов на территории района, установлены  ставки налога в следующих размерах:

до 300 тыс. рублей - 0,1 %;

от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 % ;

свыше 500 тыс. рублей - 2,0 %.

Для выбора ставки определяется общая инвентаризационная стоимость имущества: 790 000 руб. (430 000 + 360 000).

Следовательно, ставка налога, подлежащая применению, равна 2,0 %.

Сумма налога к уплате составит:

(430 000 х 2,0 % х 1/3) + (360 000 х 2,0 % х 1/2) = 2 866,38 + 3 600 =

6 466,38 руб.

 

2.2. Льготы по налогу

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации  от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 5 Закона лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Для лиц являющихся пенсионерами документом, подтверждающим право на льготу, является пенсионное удостоверение (пункт 5 Инструкции МНС России по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. № 54).

Если имущество, которое  признается объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком по отношению  к этому имуществу признается каждое из данных физических лиц соразмерно его доле в таком имуществе. В таком же порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

В случае, когда имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут одинаковую ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое определяется по соглашению между ними.

В соответствии с Законом  от уплаты налога на имущество освобождаются  категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, которые награждены орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, иных боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, которые проходили службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, которые занимали штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, или лица, которые находились в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается таким лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; лица, которые получают льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; военнослужащие, а также граждане, которые уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; лица, которые принимали непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; члены семей военнослужащих, которые потеряли кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, которая заверена подписью руководителя организации, выдавшей пенсионное удостоверение, и печатью этой организации. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, то льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Так же, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают: пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; граждане, которые уволены с военной службы или призывались на военные сборы, выполняющие интернациональный долг в Афганистане и иных странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, которая выдана районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ; родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак; со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования; с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу, а также основания  для их использования налогоплательщиками.

Применение налоговых  льгот в соответствии с Законом является правом налогоплательщика и носит заявительный характер. Следовательно, воспользоваться своим правом налогоплательщик может, подав соответствующее заявление в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества и предъявив документы, подтверждающие право на получение налоговой льготы.

При возникновении права  на льготу в течение налогового периода  перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло право на льготу.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

 

 

Глава III. Проблемы и перспективы налогообложения имущества физических лиц

3.1. Основные направления налоговой политики на 2012 и 2013 годы

В условиях мирового финансового  кризиса Российская Федерация разрабатывала  ряд мер, направленных на повышение  устойчивости российской экономики, в  том числе, в области налогообложения.

Минфином Российской Федерации были разработаны основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период. Данный документ позволяет участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Несмотря на то, что  Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени, несмотря на то, что налоговая политика впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с  одной стороны, направлена на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки). Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц: состояние и пути совершенствования