Налог на имущество физических лиц: состояние и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц, изучить особенности определения налоговой базы по налогу и проанализировать основные направления и перспективы изменения налога на имущество физических лиц в будущем. Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи: 1. Оценена особенность, роль и значение налога на имущество в доходах местных бюджетов; 2. Проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налога на имущество физических лиц, а также особенности определения налоговой базы по данному налогу; 3. Изучены перспективы изменения налога на имущество физических лиц и основные направления особенностей совершенствования взимания налога.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Важные изменения ожидают  налог на имущество физических лиц. Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривалось:

- разработка и принятие  нормативных правовых актов в  связи с вступлением в силу  Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008 - 2012 годы);

- принятие федерального  закона "О внесении изменений  в Федеральный закон "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации", предусмотренного проектом № 445126-4;

- разработка нормативных  правовых актов в целях реализации  положений Федерального закона "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);

- информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);

- определение эффективной  налоговой ставки и налоговых  льгот для исчисления местного  налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

Также были разработаны и утверждены:

- федеральный стандарт  оценки «Цель оценки и виды  стоимости (ФСО № 2)», которым  введено понятие кадастровой  стоимости объекта недвижимости, раскрывается цель оценки, предполагаемое  использование результата оценки;

- методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения, методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения.

Указанные документы  разработаны и утверждены Минэкономразвития России для целей проекта Международного банка реконструкции и развития «Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации» (далее - Проект), который был реализован с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. на территории четырех субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области).

Цель Проекта - разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации как основы введения на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость. Работы по массовой оценке объектов недвижимости в пилотных регионах завершены. В настоящее время в Минэкономразвития России рассматриваются представленные Росреестром обобщенные материалы по результатам реализации Проекта.

При этом в настоящее  время законодательно не урегулированы  вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной  кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как  методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.На данный момент единый налог на недвижимость еще не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.

Во-вторых, этот налог  предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая  существенно выше инвентаризационной, что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан с невысоким достатком.

Так же, в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц

С налогообложением имущества  связаны значительные сложности  как экономического, так и политического характера. Налоговый кодекс РФ в том виде, в каком он действует сейчас, не является окончательно сформированным. Отсылочная норма ст. 15 НК РФ, в которой говорится о том, что налог на имущество физических лиц является местным, не находит своего логического продолжения в части второй Кодекса. Но в настоящее время речь все чаще идет не о налоге на имущество физических лиц (как это предусматривает НК РФ), а о налогообложении его отдельной категории - недвижимого имущества. Но для введения этого налога необходимо, в первую очередь, создать реестр (единый кадастр) объектов недвижимости, а также систему рыночной оценки их стоимости либо продолжать использовать действующую в настоящее время систему инвентаризационной оценки.

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов по данному вопросу отметил: «Сегодня система налогообложения достаточно несправедлива, потому что она зависит от оценки БТИ. Эта оценка ориентируется одновременно как на устаревшие цифры, которые берут свое начало с 1937 года с разными коэффициентами, так и на рыночные сделки, которые отражаются при приобретении квартиры. Получается, что в одном и том же доме на одной площадке две семьи могут платить налоги, отличающиеся в разы. Это неправильно. Тот, кто приобрел квартиру позже, тот прогадал. Ни о какой справедливости говорить не приходится». Введение налога на недвижимость, должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения в Российской Федерации, так как это позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости. Можно отметить, что многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, а инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, как мы уже отметили , не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий. Так же необходимо отметить, что в настоящее время законодательством о налогах и сборах не урегулированы вопросы, связанные с налогообложением имущества (в том числе земельных участков), переданного в паевой инвестиционный фонд. Подобная ситуация на практике привела к появлению инструмента легальной минимизации налогообложения имущества (а с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения - и доходов от имущества) путем его передачи в паевой инвестиционный фонд.

В соответствии с законодательством  о паевых инвестиционных фондах данный фонд, представляя собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление, и имущества, полученного в процессе такого управления, не является юридическим лицом. При этом имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право  собственности и другие вещные права  на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и  прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. При этом проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

При государственной  регистрации права общей долевой  собственности на объект недвижимого  имущества в Едином государственном  реестре прав на недвижимое имущество  и сделок с ним указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности, т.е. содержится обезличенная информация о владельцах инвестиционных паев. При этом доля в праве собственности на имущество (в том числе на земельный участок), переданное в доверительное управление управляющей компании, удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой этой управляющей компанией (инвестиционный пай), которая не является правоустанавливающим документом на это имущество (в том числе на земельный участок). Из действующего законодательства следует, что размер доли в праве общей долевой собственности на имущество паевого инвестиционного фонда определяется количеством инвестиционных паев, записи о которых содержатся в реестре владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. В связи с этим, а также в целях повышения эффективности администрирования налога на имущество организаций и земельного налога представляется целесообразным возложить обязанность по уплате этих налогов в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда на управляющие компании.

Несколько слов необходимо сказать и о упрощение администрирования налогообложения физических лиц. В настоящее время при налогообложении имущественными налогами (транспортным налогом, земельным налогом, налогом на имущество), а также налогом на доходы физических лиц установлен различный порядок администрирования. В целях совершенствования администрирования должна быть продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками («электронных сервисов»), интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей и т.д. Это обеспечит прозрачность расчета налоговых обязательств, позволит повысить лояльность налогоплательщиков и в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений.

Необходимо рассмотреть  вопрос о внесении изменений в  законодательство о налогах и  сборах, позволяющих налоговым органам  направлять физическим лицам единое уведомление на уплату имущественных  налогов, сокращении (отмене авансовых платежей), установлении единых сроков их уплаты. Однако при этом должны быть учтены как полномочия органов власти по установлению элементов налогообложения, так и интересы региональных и местных бюджетов, с тем чтобы избежать проблем, связанных с кассовыми разрывами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатом исследования можно сделать следующие выводы. Налоговая система в целом  нуждается в совершенствовании. Необходимость принятия новой главы  НК РФ, в которой будут урегулированы вопросы взимания налога на имущество физических лиц (к которому отнесено и недвижимое имущество), очевидна.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость  объектов налогообложения. Но при этом порядок ее учета, действующий на сегодняшний день, в будущем существенно изменится. Имущество, находящееся в собственности граждан, будет оцениваться по цене, приближенной к рыночной стоимости, а не по ценам, определяемым сейчас бюро технической инвентаризации. Соответствующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества, приближенная к реальным рыночным ценам, уже подготовлена Госстроем РФ. Таким образом, база, с которой будет взиматься налог, существенно расширится.

Такой шаг, по мнению Правительства, позволит значительно, практически в 20 раз, снизить максимальную ставку налога. Именно такую цифру планируется заложить в законопроекте, установив максимальную ставку налога на имущество физических лиц в размере 0,1 процент, по сравнению с 2-процентной, действующей в настоящее время. При этом будет закреплена норма, предоставляющая возможность органам местного самоуправления устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от типа использования недвижимого имущества и категории налогоплательщиков. Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица-собственники имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц: состояние и пути совершенствования