Общая характеристика налогов и налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ сущности, функций налогов, а также основ построения и функционирования налоговой системы РФ на современном этапе.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, функции и природу налогов;
- провести анализ развития налоговой системы РФ;
- выявить основные направления по совершенствованию налоговой системы РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность_и_функции_налогов.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы .

Формирование рынка труда, его  функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Подобным образом создается и фонд обязательного медицинского страхования.

Особое место занимает подфункция воспроизводственного назначения, которая направлена на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Наконец, необходимо выделить контролирующую функцию налогов, которая позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования последних, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством страны.

Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогоблагаемой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшими задачами экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

Неотъемлемой частью анализа и  прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета. Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др..

Группировка налогов производится по различным признакам (критериям). Поэтому существует несколько вариантов классификации налогов, например:  по способу взимания;  по уровням налоговой системы, определяющим порядок взимания и распоряжения налогами;  по плательщикам;  по объекту обложения;  по порядку использования (по назначению).

По способам взимания налогов  последние подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника. Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или простаивает.

Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.

Способ изъятия налога у источника  характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путем вычитания из нее суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

По критерию объекта налогообложения  все налоги подразделяются на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги — это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги представляют собой завуалированную форму платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Поэтому формальным плательщиком налога выступает продавец (субъект налога), тогда как реальным субъектом налогообложения является покупатель (носитель налога). Данный налог является частью цены в виде надбавки к ней. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налоге продаж, налог на добавленную стоимость. Исторически косвенные налоги претерпели эволюцию в направлении от однократного налогообложения на стадии конечного потребления (производства) к многократному налогообложению в процессе прохождения всех стадий хозяйственного оборота. Конкретное воплощение данной тенденции проявилось в налоге с оборота, а затем в налоге на добавленную стоимость, что, однако, далеко не означает полное вытеснение одних другими.

В системе налогообложения определяющую роль играет налоговая ставка, или величина налога, взимаемая с единицы объекта налогообложения. Перед ними все должны быть равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация должна проводиться по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Выбор динамики налоговой ставки определяет принцип построения налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Пропорциональное налогообложение  указывает на индифферентность налоговой ставки в отношении величины получаемого налогоплательщиком дохода.

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение налоговой ставки в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика. В результате применения принципа прогрессивного налогообложения рост доходов той или иной группы населения приводит к тому, что при достижении ими определенного уровня доходов они автоматически переходят в группу налогоплательщиков с более высокой налоговой ставкой.

Регрессивное налогообложение  характеризуется обратной зависимостью между налоговой ставкой и объектом налогообложения: по мере увеличения дохода налогоплательщика налоговая ставка уменьшается. Данный принцип построения налогов находит наибольшее применение в сфере косвенного налогообложения.

Необходимо отметить, что существуют еще и другие классификации налогов, но они, в связи с ограниченным объемом работы рассматривать их здесь не будем. 

1.3. Элементы налога и способы его взимания

 

Элементы налоговых обязательств — это совокупность качественных и количественных универсальных характеристик для любого из налогов, определяющая участников налоговых действий, параметрические свойства алгоритма исчисления обязательства по конкретному налогу и плательщику, а также сроки и ответственность за его исполнение.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект обложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, единица обложения, порядок и сроки уплаты налога. Если в законе по налогу не определен хотя бы один элемент, налогоплательщик не несет полной ответственности за уплату этого налога.

Субъект налогообложения — это  организация или физическое лицо, на которые законодательными и иными  нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В качестве организации в налоговом законодательстве могут рассматриваться юридические лица, другие аналогичные обособленные подразделения, корпоративные образования, партнерства, не являющиеся юридическими лицами, созданные и функционирующие на территории страны, международные организации.

При этом различают организации-резиденты  и организации-нерезиденты. Их правовое определение в национальных налоговых  законодательствах отличается конкретностью признаков. Однако типичными признаками выступают: место регистрации, место экономической деятельности и место управления.

Таким образом, резидентами, как правило, выступают организации, образованные в соответствии с отечественным законодательством и осуществляющие управленческую и экономическую деятельность, прежде всего на территории страны — месте регистрации. Организации-нерезиденты — это иностранные юридические лица, компании, фирмы, их филиалы и обособленные подразделения и другие корпоративные образования, партнерства, не являющиеся юридическими лицами. Все они характеризуются тем, что созданы в соответствии с законодательством зарубежных стран и место их управления, как правило, находится за пределами страны пребывания, где осуществляется экономическая деятельность.

Нерезиденты могут осуществлять свою деятельность через постоянное представительство. По типовой концепции Организации экономического сотрудничества представительской деятельностью признается продолжительное ведение дел от имени организации и (или) в ее интересах каким-либо лицом (другой организацией или иным образованием, обособленным подразделением этой или другой организации, или иного образования, либо физическим лицом). Постоянным представительством могут быть: контора, агентство, строительная площадка, другие юридические и физические лица, любое иное постоянное место регулярного осуществления деятельности. Понятие постоянного представительства имеет место только в налоговом законодательстве и используется для целей определения порядка налогообложения доходов.

Резиденты отвечают перед отечественным  налоговым законодательством по всем видам и всей сумме доходов (полученных как на территории данного государства, так и вне его), а также по всем видам налогов. Нерезиденты имеют налоговые обязательства в стране пребывания только по доходам, источник которых находится на территории данной страны.

Под физическими лицами в налоговом  законодательстве понимаются граждане страны, иностранные граждане и лица без гражданства. В отношении каждой группы предусматриваются определенные правила.

При определении группы в большинстве  стран главным фактором выступает время, проведенное физическим лицом на их территории. Как правило, физическое лицо, пребывавшее в стране более 183 календарных дней в году, рассматривается как резидент и на него распространяется действие национального налогового законодательства, включая установленные льготы.

Консолидированный налогоплательщик — образованное и зарегистрированное в установленном порядке объединение организаций, на которое возлагаются обязанности уплаты налогов по входящим в его состав субъектам. Национальными законодательными актами по налогам определяются условия объединения. Например, в состав объединения должны входить материнское и дочерние предприятия, причем доля материнского предприятия в уставном капитале дочерних не может быть меньше определенного законом уровня. Образование консолидированной группы налогоплательщиков не ведет к созданию нового организационно-правового образования.

В правовых документах наряду с понятием «налогоплательщик» определяются также и такие элементы налога, как налоговый агент, сборщик налогов, носитель налога.

Объект налогообложения как  экономический элемент налога представляет собой предмет, действие или иную стоимостную или натуральную величину, на которые направлено действие налога. С правовой точки зрения под объектом обложения понимаются юридические действия, с появлением и (или) осуществлением, а также результатом которых законодательные и иные нормативные акты о налогах связывают обязанность уплачивать налог и которые служат основой для начисления налога.

Видами объектов налогообложения  как экономического элемента налогов выступают: выручка от реализации товаров (работ, услуг), доход, прибыль, имущество (в том числе недвижимость как самостоятельный объект обложения), определенные действия (в том числе пользование природными ресурсами) и виды деятельности, наступление отдельных событий. С правовой точки зрения большинство перечисленных видов являются предметами налогообложения, а объектом налогообложения выступают соответственно: факт получения выручки от реализации, прибыли, дохода, совершение действий по изменению формы собственности и (или) собственника в отношении имущества (например, передача земли в аренду, продажа земельного участка).

Единицей обложения является единица  измерения налоговой базы. Она  может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме.

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения с учетом единицы обложения представляет собой налоговую базу. В нормативных документах определяется также и необлагаемый оборот, а именно стоимостная или иная характеристика тех объектов, которые не соответствуют законодательно установленному содержанию объекта обложения, хотя и очень близки к нему по форме.

Для определения размера платежа  на единицу обложения устанавливается налоговая ставка (норма налогового обложения). Различают  твердые и долевые (процентные) налоговые ставки.

Элементы налога не исчерпывают  всей терминологии, связанной с его  функционированием. Существуют и другие термины, используемые в налогообложении.

Важные вопросом в деле организации  налогообложения является определение способа уплаты налога. Выделяются три способа: 1) кадастровый; 2) «у источника»; 3) по декларации. В практике налогообложения часто применяются смешанные способы уплаты налогов.

Кадастр — это реестр типичных объектов, классифицированных по внешним  признакам, показывающий среднюю доходность объекта обложения.

Способ уплаты налога «у источника» предписывает, что обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечислению в бюджет возложена на того, кто выплачивает доходы. Налогоплательщик сам не рассчитывает налог. Он получает свой доход за вычетом налога, в «чистом» виде. При этом способе сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Таким образом, уплачивается, например, подоходный налог по основному месту работы. Бухгалтерия организации, в которой работает физическое лицо, начисляет заработную плату, удерживает из нее подоходный налог и лишь после этого выплачивает работнику причитающуюся ему денежную сумму в «чистом» виде.

Информация о работе Общая характеристика налогов и налоговой системы