Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:38, курсовая работа
Цель работы – анализ сущности, функций налогов, а также основ построения и функционирования налоговой системы РФ на современном этапе.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, функции и природу налогов;
- провести анализ развития налоговой системы РФ;
- выявить основные направления по совершенствованию налоговой системы РФ.
Учитывая опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также опыт налоговых реформ в странах, имевших на протяжении достаточно длительного времени высокие темпы инфляции, были сформулированы некоторые общие направления реформирования налоговых систем.
О необходимости проведения налоговой реформы было заявлено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. "Порядок во власти — порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", в котором было подчеркнуто, что ключевым элементом в создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций является налоговая реформа.
При этом были определены следующие направления реформирования налоговой системы:
— кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российской Федерации;
— выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот;
— расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;
— выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
— установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
— снижение ставок штрафов и пеней;
— кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.
Первым этапом в проведении налоговой реформы стало введение в действие с 1 января 1999 г. ч. 1 НК РФ.
На основании Конституции РФ были установлены общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов и правила налогового контроля, установлена ответственность за налоговые правонарушения, что позволило решить ряд насущных проблем налогового администрирования.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" был подтвержден общий курс в проведении налоговой реформы: снижение бремени на товаропроизводителей, расширение на этой основе налоговой базы и улучшение администрирования.
В рамках продолжения налоговой реформы Правительство РФ определило необходимым достижение следующих целей:
— ослабление общего налогового бремени
на законопослушных налогоплательщ
— усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, отмены экономически неоправданных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
— упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
— обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;
— обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах с одновременным повышением его понятности и определенности при применении налогоплательщиками;
— существенное повышение уровня собираемости налогов и сборов.
Вторым этапом в проведении налоговой реформы стало введение в действие с 1 января 2001 г. ч. 2 НК РФ, регулирующей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
С 1 января 2001 г. началось постепенное сокращение числа налогов и сборов.
Так, с 1 января 2001 г. были отменены налог на реализацию горюче-смазочных материалов (20% от цены реализации нефтепродуктов) и налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы (1,5% от выручки). С 1 января 2003 г. был отменен налог на пользователей автомобильных дорог, налог на покупку иностранной валюты. С 1 января 2004 г. отменен налога с продаж, сбор на нужды образовательных учреждений, целевых сборов на содержание милиции, сбора за уборку территорий населенных пунктов, сбора за парковку автотранспорта, сбора с владельцев собак и ряда других местных налогов и сборов.
С 1 января 2005 г. были отменены: налог на операции с ценными бумагами; сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной продукции; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и налог на рекламу.
Кроме этого, были реализованы следующие мероприятия:
1. Реализован ряд мер по совершенствованию налогообложения прибыли организаций. Введены меры налогового стимулирования для компаний, работающих в особых экономических зонах.
2. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования.
3. Законодательно отменены лимиты на предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей. Но распределение компетенции между органами власти по их предоставлению так и не было установлено. Законопроект, предусматривающий решение этой и иных наболевших проблем налогового администрирования, уже долгое время находится в Государственной Думе.
4. Законодательно установлен механизм исполнения судебных решений по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
За годы налоговой реформы произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями помимо топливной промышленности. Следует отметить, что сегодня в России налоговая нагрузка не выше, чем у большинства развитых стран. Если мы сравним наше номинальное налоговое бремя по отношению к ВВП, то оно у нас составляет, по разным оценкам, 35-38% ВВП, в то время как в большинстве стран Европы больше, 45-50% .
Уточнение основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год осуществлялось с учетом оценки влияния на российскую экономику последствий мирового кризиса, эффекта от реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики в условиях кризиса, а также итогов развития в 2008 году.
Основными целями налоговой политики
являются сохранение уровня номинального
налогового бремени в среднесрочной
перспективе при условии
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.
Следует отметить, что под воздействием мирового финансового кризиса Правительством были приняты определенные меры в области налогообложения:
Реализация данный мер, по мнению Правительства, в совокупности в другими мерами антикризисного воздействия, позволит в целом снизить остроту воздействия финансового кризиса на экономику.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
1) в среднесрочной перспективе
при условии поддержания
2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.
Таким образом, необходимым представляется совершенствование налоговой системы по следующим направлениям:
1. Контроль за трансфертным
2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.
3. Регулирование налогообложения
контролируемых иностранных ком
4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.
5. Введение института
6. Совершенствование налога на добавленную стоимость.
7. Индексация ставок акцизов.
8. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).
9. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.
10. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.
11. Создание особых экономических зон портового типа.
12. Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.
13. Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков.
14. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.
15. Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы.
16. Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.
17. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.
Следует отметить, что в области совершенствование налога на добавленную стоимость, в рамках определения налоговой и бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке налога на добавленную стоимость с установлением величины этой ставки на уровне ниже действующей величины основной ставки НДС. В силу того, что принятие такой меры в условиях долгосрочного бюджетного планирования требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий, окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки пока не принято.
Среди прочих направлений совершенствования налога на добавленную стоимость необходимо сосредоточиться на решении следующих проблем:
В целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, и активизировать межведомственное взаимодействие по созданию системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога при экспорте товаров. В частности, по мере создания указанной системы контроля следует рассмотреть вопрос об исключении из числа документов, обосновывающих право на нулевую ставку, документа, подтверждающего оплату операции, а также исключить условие, согласно которому для обоснования нулевой ставки покупателем экспортируемого товара должно быть только иностранное лицо. Также следует пересмотреть требования и к иным документам.
Информация о работе Общая характеристика налогов и налоговой системы