Общие принципы налогообложения имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - сравнительная оценка налогообложения доходов физических лиц в РФ и за рубежом.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Изучить налогообложение на имущество физических лиц в ряде стран.
• Провести сравнительную оценку налогообложения на имущества по нескольких рядов стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие принципы налогообложения имущества физ лиц.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Налог взимается при условии  выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать  нотариальные действия, удостоверения или договоров дарения, когда общая сумма переходящего в собственность физического лица имущества на день удостоверения договора дарения превышает 80-кратный установленный законом МРОТ.

Налог начисляется со стоимости  имущества, указанной сторонами, но не ниже оценки, произведенной органами коммунального хозяйства (технической инвентаризации), или страховыми организациями, или организациями, связанными с техническим обслуживанием транспортных средств, или специалистами-оценщиками (в зависимости от вида имущества, переходящего в порядке дарения).

Налог исчисляется по установленным  ставкам в зависимости от размера  стоимости имущества, переходящего в порядки дарения, и от категории  физических лиц, которым имущество  переходит в порядке дарения (дети, родители, другие физические лица). Наименьший размер ставок установлен при дарении имущества детям и родителям.

Налог с имущества, переходящего в  собственность в порядке наследования, - уплачивается гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории РФ в порядке наследования. Налог уплачивается, когда физические лица принимают в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом этих изделий, паенакопления в жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных организаций, земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии  выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать  нотариальные сделки, свидетельств на право наследства в случаях, когда  общая стоимость переходящего в  собственность физического лица имущества в день открытия наследства превышает 850-кратный установленный законом МРОТ.

Налог исчисляется со стоимости (оценки) наследованного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость  этого имущества в момент выдачи свидетельства была иной по сравнению с оценкой на день открытия наследств.

Налог исчисляется по ставкам, установленным  в зависимости от величины стоимости  наследуемого имущества (850— 1700-кратный  размер МРОТ, 1701— 2550-кратный размер МРОТ, свыше 2550-кратного размера МРОТ) и категорий наследников (первой очереди, второй очереди, других наследников). Наследниками первой очереди являются дети (в т.ч. усыновленные), супруги, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; второй очереди — братья, сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Налог исчисляется со стоимости  имущества, переходящего от каждого  конкретного наследователя в  собственность наследника, в зависимости  от причитающейся ему доли. Физические лица уплачивают исчисленный налог на основании платежных поручений, вручаемых им налоговыми органами, не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения.

Налоговые органы в случае необходимости  могут предоставить рассрочку  или отсрочку уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, но не более чем на 2 года с оплатой процентов в размере 0,5% на срочные вклады, действующие в Сберегательном банке РФ. При неуплате налога в установленные сроки взимаются пени в размере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа. Отдельные категории граждан имеют льготы по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования. Данное имущество может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что должно быть подтверждено соответствующей справкой налогового органа.

 

 

 

 

 

  1. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО РЯДУ СТРАН

 

Налогообложение на отдельные виды недвижимого имущества чрезвычайно разнообразны. Во всех странах эти налоги отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Однако на центральном (федеральном) уровне, как правило, осуществляется общая регламентация их взимания.

Следует учесть и тот немаловажный факт, что налоговое законодательство разных стран вкладывает далеко не одинаковое содержание в понятия, являющиеся исходными при налогообложении имущества. В первую очередь это относится к определению самого понятия "имущество". Оно имеет весьма разное толкование в странах, принадлежащих к разным правовым системам. То же самое можно сказать об определении критериев, положенных в основу деления имущества на отдельные виды, прежде всего недвижимое и движимое.

При всех оговорках об условностях  классификации и ограниченности сравнений представляется все же возможным говорить о нескольких основных группах налогов на имущество.

В первую входят регулярные имущественные  налоги, главным образом налог  на недвижимость и налоги на другие виды имущества (за рубежом их именуют  обычно налогами на чистое имущество).

 Вторую группу образуют разовые налоги, взимаемые в связи с переходом имущества. Главными в этой группе являются налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и налог на прирост стоимости имущества.

Налоги на недвижимость существуют почти во всех промышленно развитых странах. В специальной литературе для их обозначения применяют обобщенные названия. Их именуют налогами на недвижимое имущество, а иногда просто налогами на имущество.

Налоги на недвижимость принадлежат, как правило, к числу местных. Субъектами обложения могут быть как отдельные лица, так и компании. Иногда налогообложение недвижимости и тех, и других осуществляется на основании единого закона, иногда – двух разных законов.

Главные объекты обложения –  земля и строения. В некоторых  странах один и тот же закон  регулирует обложение как земли, так и строений (Германия, Испания, Турция, Швеция); в других – обложение земли и строений осуществляется на основании различных законов (Австралия, Дания, Новая Зеландия). Довольно интересный вариант во Франции. Здесь принято три отдельных закона, регулирующих налогообложение земли и строений. Один из них предусматривает налогообложение как земли, так и расположенных на ней строений; второй – только земли; третий – строений. Все они принадлежат к числу регулярных, ежегодно уплачиваемых налогов.

В большинстве промышленно развитых стран существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Как правило, от уплаты освобождена недвижимость, находящаяся в собственности государства. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Правда, многое здесь зависит от того, в чьей собственности (государственной или частной) это имущество находится. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли. Льготы предоставляются больницам.

Одна из сложных проблем обложения  недвижимости связана с решением законодателем вопроса о том, на кого возлагается обязанность по уплате налога – на собственника или арендатора. Почти во всех странах обязанность уплаты лежит на собственнике недвижимости. Практически, правда, он перекладывает весь налог или его часть на арендатора. Лишь в немногих странах закон возлагает юридическую обязанность уплаты налога полностью на арендатора (Великобритания, Франция).

Другая сложная проблема налогообложения  недвижимости связана с определением оценочной стоимости земли и строений. По мнению специалистов, налог на недвижимость принадлежит к числу непопулярных. Одна из причин этого – опасность произвольности оценки и тот факт, что она проводится довольно редко. Вторая причина в том, что при определении суммы налога во внимание не принимаются личные обстоятельства, в которых находится плательщик. Пытаясь исправить этот недостаток, законодательство некоторых стран предусматривает возможность разного рода вычетов и скидок (Великобритания, Германия, США, Франция). Однако в большинстве стран-членов ОЭСР существует лишь незначительное число подобных скидок либо вообще нет никаких льгот в этом отношении.

В литературе ведутся дискуссии  о том, является ли налог на недвижимость прогрессивным или регрессивным по своему характеру. Традиционная точка зрения состоит в том, что это налог регрессивный. В последнее время, однако, получает распространение так называемый "новый взгляд" на данный налог. Его начинают рассматривать как прогрессивный, особенно для тех, кто имеет низкий уровень дохода и может получить скидки при уплате налога. Распространению такого подхода способствует практика местных органов: при взимании налога они начали руководствоваться общим принципом, в соответствии с которым при налогообложении должна приниматься во внимание способность плательщика уплачивать налог.

В большинстве зарубежных государств отдельно от регулярного налога на недвижимость есть так называемый налог на чистое имущество. Он также относится к числу регулярных налогов и взимается ежегодно с определенных видов имущества, главным образом движимого, за вычетом обязательств (долгов) в отношении этого имущества.

Налог на чистое имущество принадлежит  к категории старых, издавна существующих налогов. В некоторых странах он был принят еще в конце прошлого века (Нидерланды – 1892 г.); в других - в начале нынешнего (Дания – 1903 г., Швеция – 1910 г., Норвегия – 1918 г., Финляндия – 1920 г., Австрия – 1923 г.). Его продолжали вводить и в годы второй мировой войны и после ее окончания (Люксембург – 1944 г., Япония – 1951 г.), а также в последние десятилетия (Ирландия – 1975 г., Испания – 1978 г., Франция – 1982 г.).

В настоящее время налог на чистое имущество существует почти во всех промышленно развитых странах – членах ОЭСР. Исключение из государств этой группы составляют Великобритания и США, а также Австралия, Бельгия, Греция, Канада, Португалия, Турция.

Обычно ежегодно взимаемый налог  на чистое имущество рассматривается  как постоянно действующее дополнение к подоходному. На раннем этапе главным  мотивом его введения было стремление подчинить налогообложению те виды имущества, которые в отличие от дохода могли принимать видимую форму. В настоящее время устанавливающие этот налог государства руководствуются разными соображениями. Иногда с его помощью стремятся сократить чрезмерное неравенство в распределении богатств. Именно такой мотив выдвигался правительством Франции при введении налога. Другие государства объясняли это желанием повысить прогрессивность налоговой системы (Испания), а третьи – решить проблемы социального равенства (Финляндия).

Налог на чистое имущество может взиматься как с корпораций, так и с отдельных лиц. В восьми странах – членах ОЭСР им облагаются корпорации. В этом случае налог рассматривается как альтернатива прогрессивного налога на доходы корпораций.[23]

Объектами обложения налогом на чистое имущество с физических лиц являются отдельные виды семейного или личного имущества (ювелирные изделия, машины, лодки); небольшие сбережения, страховые полисы, сберегательные сертификаты, произведения искусства, патенты и пр. В число видов облагаемого имущества при некоторых условиях могут входить также некоторые объекты недвижимости (дома, занимаемые собственниками).

В ставках этого налога велики колебания. Размер ставок налога на чистое имущество с физических лиц может варьироваться от 0,3–0,5 до 1,5 процента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретически, экономическая природа  налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. В свое время П. Прудон, верно, подметил, что  «в сущности, вопрос о налоге – есть вопрос о государстве».

 

Экономическая (регулирующая) функция  налоговой системы 

заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на

экономические и опосредованно  на социальные процессы, происходящие в

государстве, позволяющий при его  правильном использовании формировать  его количественные и качественные характеристики этих процессов.

Для целей сравнительного анализа  налоговой системы следует конкретизировать ее особенности в методическом отношении. На наш взгляд, наиболее правильным является введения понятия «экономический (регулирующий) потенциал налоговой системы», которое подразумевает возможности влияния на ход и тенденции развития национальной экономики. Внутреннее содержание этого понятия следует формировать, исходя из конкретных направлений указанного влияния, и соответственно целесообразно выделить следующие составляющие экономического (регулирующего) потенциала системы налогообложения:

     Инвестиционный потенциал  налоговой системы, который определяется

теми ее структурными элементами, которые позволяют изменять (повышать или снижать) темпы и объемы инвестиций в национальную экономику в целом;

     Региональный потенциал  налоговой системы, представляющий  собой

совокупность возможностей влияния  на экономическое развитие отдельных  регионов страны, распределяя и перераспределяя между ними финансовые ресурсы, полученные в виде налоговых платежей;

Информация о работе Общие принципы налогообложения имущества физических лиц