Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;
Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123
Информационную базу исследования составляют положения Налогового кодекса РФ (НК РФ), Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), нормативно-правовые акты Правительства РФ, Минфина России, Минприроды России, иные нормативно-правовые документы министерств и ведомств РФ, статистические данные ФНС России, а также обзорные, справочные данные и результаты исследований российских учёных и специалистов, опубликованные в научной литературе и периодической печати; материалы научно-практических конференций, информационные Интернет-ресурсы, данные МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения налоговыми органами рекомендаций, направленных на совершенствование механизма организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков.
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов по работе с налогоплательщиками
1.1 Сущность
и содержание работы территориа
Самой массовой структурной единицей налоговых органов является инспекция ФНС РФ по району, району в городах, городу. Инспекция – это территориальный орган ФНС РФ, входящий в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция подчиняется непосредственно управлению ФНС РФ по субъекту РФ и подконтрольна ФНС РФ и управлению ФНС РФ [32, с.250].
Инспекция ФНС РФ по району, району в городе, городу осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах и валютного законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции. Инспекция также осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам [26, с.10].
Инспекция является юридическим лицом, в соответствии с гражданским законодательством от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Финансирование расходов на содержание инспекции осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Инспекция имеет самостоятельную смету доходов и расходов, утверждаемую управлением ФНС РФ по субъекту РФ, бланк и печать с изображением Государственного герба РФ, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством.
Инспекция решает поставленные перед ней задачи во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями [27, с.15].
В систему территориальных органов ФНС РФ входят также межрегиональные инспекции. По своему статусу межрегиональные инспекции занимают промежуточное положение между ФНС РФ и управлениями ФНС РФ по субъектам РФ. Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС РФ и ей подконтрольны.
После образования в России федеральных округов было начато создание межрегиональных инспекций в каждом из федеральных округов. Межрегиональная инспекция ФНС РФ по федеральному округу является территориальным органом ФНС РФ в соответствующем федеральном округе и находится в непосредственном подчинении ФНС РФ и ей подконтрольна. Межрегиональная инспекция ФНС РФ по федеральному округу является органом, осуществляющим взаимодействие ФНС РФ с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, проверки эффективности работы управлений ФНС РФ по субъектам РФ в федеральном округе по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов, иных обязательных платежей, соблюдения валютного законодательства РФ, а также осуществляющим в пределах своей компетенции финансовый контроль за деятельностью территориальных органов ФНС РФ, организаций, находящихся в ведении ФНС РФ, на территории субъектов РФ, входящих в федеральный округ [30, с.10].
Межрегиональная инспекция ФНС РФ по федеральному округу осуществляет следующие функции:
1. Принимает
участие по согласованию с
ФНС РФ в проверках,
2. Организует
взаимодействие ФНС РФ с
3. Организует и проводит по решению ФНС РФ проверки территориальных органов ФНС РФ и организаций, находящихся в ведении ФНС РФ, в федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов и осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
4. Участвует в проверках территориальных органов ФНС РФ, проводимых ФНС РФ;
5. Проводит выездные (повторные выездные) налоговые проверки, назначаемые ФНС РФ, а также участвует по поручению ФНС РФ в выездных (повторных выездных) налоговых проверках, назначаемых территориальными налоговыми органами, входящими в федеральный округ, либо ФНС РФ;
6. Проводит анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
7. Изучает, анализирует
и обобщает практику работы
территориальных налоговых
8. Организует
и осуществляет взаимодействие
с управлениями ФНС РФ по
субъектам РФ, входящим в федеральный
округ, по вопросам
9. Доводит до
сведения соответствующих
10. Оказывает
помощь территориальным
11.Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Среди межрайонных инспекций выделяют и такие, которые контролируют определённые категории налогоплательщиков региона или выполняют определённые виды работ для других инспекций региона и Управления ФНС РФ. Среди межрайонных инспекций этого типа можно назвать инспекции, которые специализируются:
Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: управлению ФНС РФ и межрегиональной инспекции ФНС РФ, администрирующей соответствующий сектор экономики [36, с.178].
Межрайонные инспекции имеют практически те же права и обязанности, что и районные инспекции, но в ряде случаев, по вопросам своей деятельности, они могут давать обязательные для исполнения указания и поручения районным инспекциям (если таковые имеются на соответствующей территории).
В новой структуре количество отделов инспекции зависит от её штатной численности. Минимальная штатная численность инспекции – 50 человек. Более мелкие районные инспекции объединены в межрайонные.
В ряде межрайонных инспекций ФНС РФ организованы территориально обособленные структурные подразделения и территориально обособленные рабочие места (ТОРМ).
Функциональная типовая организационная структура инспекции должна обеспечить рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счёт специализации работников на выполнении определённых функций; создать условия для эффективного использования информационных технологий; перестроить взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками.
Руководство отделом осуществляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя инспекции по согласованию с руководством управления ФНС РФ по региону. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производится приказом руководителя инспекции по согласованию с руководством управления ФНС РФ по региону. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производиться приказом руководителя инспекции по согласованию с начальником отдела [10].
Организация работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее – ТОРМ) зависит от наличия или отсутствия удаленного доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее – ТОРМ, имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России или ТОРМ, не имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России).
Рекомендуется поручить заместителю руководителя инспекции ФНС России межрайонного уровня вопросы организации работы с налогоплательщиками на ТОРМ, закрепления функций за сотрудниками ТОРМ, утвердить график посещения ТОРМ (дни и часы приема налогоплательщиков) руководителем и (или) заместителями руководителя инспекции ФНС России межрайонного уровня. Информацию о графике приема необходимо разместить на стенде ТОРМ и в местных средствах массовой информации [10].
Сотрудникам ТОРМ, не имеющих доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России, необходимо рекомендовать налогоплательщикам направлять налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или по почте на адрес инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее – инспекция ФНС России).
Прием налоговых деклараций, деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – налоговые декларации), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом, Регламентом ввода, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При выявлении на стадии
принятия налоговой декларации нарушения
установленных
На стенде на ТОРМ необходимо разместить образцы запросов (писем, заявлений) с почтовым адресом инспекции ФНС России, информацию о том, что налогоплательщик должен указать в запросе (письме, заявлении и др.), способ получения ответа (лично или по почте) и т.д.
Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее – налоговая отчетность), другие документы, представленные организациями и физическими лицами (письма, запросы, заявления и др.) на ТОРМ, не имеющих доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России, не регистрируются [10].
Налоговая отчетность, полученная лично от налогоплательщиков (их представителей) на бумажных носителях, проверяется на заполнение обязательных реквизитов.
Налоговая отчетность, полученная лично от налогоплательщиков (их представителей) на электронных носителях, проверяется на наличие «вируса» и правильность заполнения обязательных реквизитов [9].
Корреспонденция, поступающая по почте на ТОРМ, не имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России, не вскрывается. Конверты, документы, представленные налогоплательщиками лично, по реестру передаются в инспекцию ФНС России.
На ТОРМ, не имеющих доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России, осуществляется прием всех видов документов (заявлений о переходе на систему сельскохозяйственных товаропроизводителей, на упрощенную систему налогообложения, о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, о зачете налоговых платежей, о представлении льгот по имущественным налогам и т.д.), относящихся к компетенции налоговых органов [10].
Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками