Основные направления деятельности Нацбанка за последние годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
В первой главе курсовой работы рассматривается Национальный банк РК, его структура и функции.
Во второй главе рассмотрены основные моменты денежно-кредитной политики Нацбанка РК.
Третья глава посвящена рассмотрению основные направления деятельности Нацбанка

Содержание

Введение 3
1. Национальный банк Республики Казахстан 5
1.1 Структура национального банка 6
1.2 Функции национального банка 8
1.3 Операции национального банка 12

2. Денежно-кредитная политика Национального банка РК 18
2.1 Цели и направления денежно-кредитной политики 18
2.2 Инструменты Нацбанка РК в регулировании денежно-кредитной политики 20
2.3 Рефинансирование коммерческих банков 22
2.4 Операции на открытом рынке 23
3. Основные направления деятельности Нацбанка за последние годы. 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Нацбанка.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

в) выдает разрешение на открытие банков и их добровольную реорганизацию и ликвидацию, дает согласие на открытие филиалов (их слияние) представительств банков на территории Республики Казахстан, а для банков-резидентов - и вне территории республики, на участие банков в уставному капитале организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, на выдачу банкам лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также выдает лицензии на осуществление отдельных видов банковских операций;3

г) в установленном  порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссий ценных бумаг  банков до их государственной регистрации, согласование изменений к ним  и дает заключения по отчету об итогах выпуска и размещения ценных бумаг банками, учредительным документам, а также дает согласие на внесение изменений в учредительные документы банка, их перерегистрацию, назначение (избрание) руководящих работников банка;

 д) вправе предоставлять кредиты банкам, а также юридическим лицам, открывающим по решению Правления Национального банка Казахстана банковские счета в Национальном банке Казахстана. Является кредитором последней инстанции для банков; вправе производить реструктуризацию задолженностей банков и других организаций перед Национальным банком Казахстана по предоставленным им кредитам в порядке и на условиях, определяемых Правлением Национального банка Казахстана;

е) осуществляет контроль и надзор за деятельностью банков и устанавливает им пруденциальные нормативы, включая размер капитала банка на определенную дату, а также применяет иные санкции, предусмотренные действующим банковским законодательством. В целях защиты интересов кредиторов банков и обеспечения устойчивости банковской системы Республики Национальный банк Казахстана вправе по согласованию с Правительством Республики Казахстан принудительно выкупить акции (доли акционеров) банков, имеющих отрицательный размер капитала, при условии их обязательной последующей незамедлительной реализации новым инвесторам;

ж) осуществляет регулирование  ставок вознаграждения (интереса) по кредитам в Республике Казахстан.

В случаях невозможности  контроля за инфляционными процессами в Республике Казахстан методами денежно-кредитного регулирования Национальный банк Казахстана вправе ограничивать объемы кредитов и банковские ставки вознаграждения (интереса) по ним;

з) определяет порядок, систему  и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей своевременное и бесперебойное проведение переводов денег между банками в казахстанских тенге, устанавливает минимальные требования по обеспечению банками надежности, безопасности используемых ими автоматизированных систем и защиты банковской информации;

и) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе проводить все виды валютных операций;4

к) издает обязательные для  исполнения всеми банками и их клиентами нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности, учета, платежей и переводов денег, осуществления валютных операций в пределах полномочий, определенных законодательством, а также осуществляет надзор за их соблюдением;

л) по согласованию с Министерством  финансов Республики Казахстан и другими уполномоченными государственными органами устанавливает стандарты бухгалтерского учета, перечень, формы, сроки представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности банками для обеспечения контрольных и надзорных функций;

м) в целях упорядочения платежей и переводов денег вправе устанавливать по согласованию с Правительством Республики Казахстан очередность платежей по банковским счетам, осуществляемых банками и всеми хозяйствующими субъектами, если иное не предусмотрено законодательными актами;

н) вправе участвовать  в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальным банком Казахстана возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка;

о) устанавливает правила  учета, хранения, перевозки и инкассации наличных банкнот и монет, участвует в обеспечении перевозки, хранении и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды банкнот и монет;

п) составляет и регулярно  публикует сводный баланс банков Республики Казахстан и собственный баланс;

р) формирует отчетный платежный баланс страны и участвует  в разработке краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных прогнозных оценок показателей  платежного баланса, осуществляет регистрацию  и мониторинг договоров по негосударственным внешним займам, не имеющим государственных гарантий и формирует оценку валового внешнего долга страны;

с) имеет право изъятия  денег с банковских счетов клиентов и банков без их согласия при наличии  документов, подтверждающих подделку платежных документов, и при установлении факта ошибочности их зачисления, изъятия сумм предоставленных кредитов и начисленного вознаграждения (интереса) с банковских счетов заемщика без его согласия, в случае нарушения им условий кредитного договора, а также сумм переучтенных векселей с банковских счетов индоссанта, в случае отказа в платеже по данному векселю, на основании протеста в неплатеже;

т) участвует в осуществлении  подготовки кадров для системы банков в Республике Казахстан;

у) обслуживает единый казначейский счет Министерства финансов Республики Казахстан;

- выдает согласие на  открытие и ведет специальный  учет открываемых банками расчетно-кассовых  отделов (сберегательных касс) - территориально  обособленных подразделений, не  обладающих статусом юридического лица и не являющихся представительствами или филиалами, осуществляющих отдельные виды банковских операций вне места нахождения банков, а также открываемых ломбардами приемных пунктов, расположенных вне места нахождения ломбардов;

  • осуществляет переучет векселей в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Казахстана;

ф) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.5

В законе о национальном банке большое значение отводится  информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Анализ функций и  практики деятельности позволяет сделать  вывод, что правовой статус Национального  Банка складывается из двух составляющих — государственно-властной (публично-правовой) и гражданско-правовой.

Публично-правовая составляющая статуса Центрального банка реализуется через функции регулирования деятельности денежно-кредитной и банковской системы, лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов, нормотворчества, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства. Правоотношения между Национальным банком и коммерческими банками при реализации указанных функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но эта вертикальность основана не на организационной, а на функциональной подчиненности (регулировании денежно-кредитной и банковской системы и т.д.).

Так, Национальный банк, в соответствии с главой 7 Закона о нем, по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что об элементах вертикальных правоотношений можно говорить только применительно к внутренним подразделениям самого банка, т.е. относительно правоотношений, складывающихся между филиалами — территориальными управлениями, расчетно-кассовыми центрами, органами управления Национальным банком.

Важной публично-правовой функцией Центрального банка является осуществление денежной эмиссии и организация денежного обращения. В соответствии с Конституцией  РК денежная эмиссия, т.е. выпуск в обращение наличных денег, осуществляется исключительно Национальным банком РК. Официальной денежной единицей (валютой) Республики Казахстан является тенге, состоящий из 100 тиын. Формой выражения денежной единицы являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка Казахстана, представляющие собой единственное законное средство платежа на территории РК. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка  и обеспечиваются всеми его активами. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Не устанавливается и официальное золотое содержание денежных единиц.

В целях организации налично-денежного  обращения в РК Банку предоставлены  такие государственно-властные полномочия, как прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, с точки  зрения публичного назначения и обладания  государственно-властными полномочиями Национальный Банк можно охарактеризовать как орган государства по управлению денежно-кредитной сферой.

1.3 Операции национального  банка

 

Несмотря на снижение в течение I полугодия 2010 года уровня золотовалютных активов (валовых – на 24%, чистых - на 29%), в целом за год валовые золотовалютные активы Национального Банка увеличились на 2% (на 38,9 млн. долл.) до 2002,7 млн. долл., чистые золотовалютные активы - на 18%( на 228,8 млн. долл.) до 1520,8 млн. долл. (табл.1). Более высокий темп роста чистых активов связан с уменьшением обязательств Национального Банка: были погашены кредиты МВФ, в т.ч. полностью Stand-by 1. Основной рост международных резервов пришелся на IV квартал, когда валовые золотовалютные активы увеличились на 22%, чистые – на 36,5% .6

В структуре  золотовалютных активов увеличилась доля золота и СКВ.

 

 

 

 

 

 

Уровень золотовалютных активов Национального  Банка

(млн. долл.)

 

1.01.99

1.04.99

1.07.99

1.10.99

1.01.00

1.Валовые золотовалютные  активы

1 963,8

1 597,9

1 494,7

1 641,1

2 002,7

1.1.Активы в  свободно конвертируемой валюте (СКВ)

1 460,2

1 120,7

1 022,0

1 135,3

1 479,9

1.2. Монетарное  золото

503,6

477,2

472,7

505,8

522,8

2. Обязательства  Национального Банка в СКВ

671,8

612,8

579,7

526,8

481,8

3. Чистые золотовалютные  активы

1 292,0

985,1

915,0

1 114,3

1 520,9


 

 

Структура золотовалютных активов

(в % от общей  суммы)

 

01.01.99

01.01.00

Золото

25,64

26,10

Свободно  конвертируемая валюта

54,65

62,59

СДР

19,71

11,31


 

 

Несмотря на значительные расходы по обслуживанию внешнего долга Министерства финансов и Национального Банка, а также выполнение в полном объеме обязательств по конвертации вкладов юридических лиц в банках, добровольно пролонгированных в период перехода к режиму свободно плавающего обменного курса тенге, Национальный Банк сумел значительно нарастить международные резервы. Этому способствовали улучшение внешнеторговых условий, что обеспечило приток экспортной выручки, поступление валюты от размещения еврооблигаций-2004, займов Мирового Банка и приватизации.

 

Динамика  изменения золотовалютных резервов

Информация о работе Основные направления деятельности Нацбанка за последние годы