Основные направления совершенствования налогообложения предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы изучить зарубежный опыт налогообложения юридических лиц и возможности его использования в отечественной практике.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Определить сущность, значение и роль налогообложения юридических лиц.
Рассмотреть систему налогообложения юридических лиц в РФ.
Проанализировать зарубежный опыт налогообложения юридических лиц и возможности его использования в отечественной практике.
Охарактеризовать реформирование системы налогообложения юридических лиц на основе зарубежного опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ispravlenia_07_06_2013_Nalogooblozhenie_yuridic (2).docx

— 61.29 Кб (Скачать файл)

                                               ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики. Кроме того, в условиях текущего разграничения расходных полномочий между федеральным центром и  административно-территориальными образованиями, сопровождаемого обязательным разделением  всех доходных источников, необходимых  и достаточных для финансирования выполнения закрепленных за каждым уровнем  власти социально-экономических мероприятий, особую важность приобретают переоценка государственной значимости основного  объекта региональных и местных  налогов - имущества и планируемый  пересмотр его фискального потенциала в налоговой системе страны.

Актуальность темы работы состоит в том, что среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги и сборы являются основным источником формирования бюджета. Из этих средств  финансируются государственные  и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование  и функционирование самого государства. Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой  жизни российских экономических  субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента  организации обращено на контроль над  правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).

Экономические отношения  человека и государства определяет принцип постоянного местопребывания (резидентства). Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют:

- на лиц, имеющих постоянное  местопребывание в определенном  государстве (резиденты);

- лиц, не имеющих в  нем постоянного местопребывания  (нерезиденты).

Цель работы заключается  в том, чтобы изучить зарубежный опыт налогообложения юридических  лиц и возможности его использования  в отечественной практике.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • Определить сущность, значение и роль налогообложения юридических лиц.
  • Рассмотреть систему налогообложения юридических лиц в РФ.
  • Проанализировать зарубежный опыт налогообложения юридических лиц и возможности его использования в отечественной практике.
  • Охарактеризовать реформирование системы налогообложения юридических лиц на основе зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  налогообложения юридических лиц  в РФ

    1. Сущность, значение и роль налогообложения юридических лиц

 

В РФ действуют следующие  системы налогообложения для  юридических лиц. Общая система  налогообложения, или общий налоговый  режим (в дальнейшем – ОСН) - понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ИП, ООО, ЗАО, ОАО прочих), не находящихся на специальных налоговых режимах (специальных системах налогообложения - УСН, ЕНВД, ЕСХН, Соглашение о разделе продукции).

При общей системе налогообложения предприятие платит следующие налоги:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС) - 18% от всего заявленного дохода (не от полученных денег, а от общей стоимости отгруженного товара по накладным и/или актам на оказанные услуги). То есть, НДС платится, даже если деньги ещё не получены. В частном случае, можно получить освобождение от уплаты НДС, если «за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.» (Ст.145 НК РФ), но, используя эту возможность, предприятие теряет право выставлять счета-фактуры с НДС покупателям.
  • Налог на имущество - 2,2% от стоимости имущества.
  • Налоги, относимые на заработную плату.
  • Налог на прибыль - 20% от разницы между доходами и расходами без НДС.
  • Иные налоги в данном контексте рассматриваться не будут, ввиду редкого их употребления.

 

 

 

 

Предприятие на ОСН:

Ведет полный бухгалтерский учет, используя для учета все бухгалтерские счета (используется от 20 до 50) с субсчетами и аналитикой, а также заполняет налоговые регистры.

По сравнению со специальными режимами, в которых все расходы  перечислены, в ОСН расходы поименованы не все, т.е. в ОСН учитываемых расходов больше. При специальных налоговых режимах УСН, ЕСХН и ЕНВД можно вести только два налоговых регистра, не считая зарплатных - налогооблагаемые доходы и налогооблагаемые расходы. Все остальное относится к управленческому учету и не требуется для учёта налогового.

Специальный налоговый режим  как институт налогового права представляет собой совокупность налогово-правовых норм, регулирующих особый порядок  определения элементов налогообложения  в целях создания благоприятных  условий для определенной категории  субъектов налоговых правоотношений.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок  определения элементов налогообложения, в том числе замену уплаты совокупности определенных налогов единым налогом. Сочетание юридических (правовых) средств, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения специальных налоговых режимов, направлен, прежде всего, на упрощение налогового учета хозяйствующих субъектов, выражающегося в замене уплаты совокупности определенных налогов и сборов, как правило, составляющих основную налоговую нагрузку, уплатой единого налога. Способы определения налоговой базы единого налога могут быть различны. Одним из способов определения налоговой базы является прямой способ, основанный на определении показателей исходя из данных налогового учета (например, упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей). Другой способ - условный - позволяет определить налоговую базу по внешним признакам налогоспособности (например, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Специальные налоговые режимы широко распространены во многих зарубежных странах. Мировой опыт показывает, что  наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения  ряда экономических показателей  необходимо использовать специальные  методы регулирования экономики (прежде всего, следует выделить налоговые), которые позволяют при правильном их применении (как правило, комплексном) в короткие сроки добиться положительных  результатов.

Одновременно с использованием свободных экономических зон  и соглашений о разделе продукции  налоговые системы зарубежных стран  предусматривают также и иные виды специальных налоговых режимов, такие как единый налог для  производителей сельскохозяйственной продукции и налог по упрощенной системе.

В Российской Федерации представлен  и используется в той или иной степени практически весь арсенал  специальных методов регулирования, известный мировой практике.

Одно из направлений применения специальных режимов налогообложения  призвано обеспечить пополнение соответствующих  бюджетов за счет поступлений денежных средств от налогообложения отдельных  видов предпринимательской деятельности, контроль которых произвести затруднительно либо практически невозможно.

При этом основной и наиболее трудной задачей является определение  налоговой базы по косвенным признакам, которая как можно ближе соответствовала  бы действительной доходности хозяйствующих  субъектов. В этой связи ограничение  влияния на определение налоговой  базы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  является необходимым. Регулирование  налоговой нагрузки на местах необходимо проводить с учетом конкретных особенностей хозяйствования, однако исключительно  в рамках, определенных на федеральном  уровне, что в наибольшей степени  будет соответствовать интересам  большинства налогоплательщиков и  исключит возможные негативные последствия  от злоупотреблений, некомпетентности, лоббирования интересов определенных категорий налогоплательщиков и  пр.

Специальные налоговые режимы - это:

1. ЕНВД (Единый налог на  вмененный доход, может сосуществовать  с ОСН, УСН, ЕСХН): на этом режиме обязаны находиться предприятия, ведущие розничную торговлю, за исключением торговли в торговых залах свыше 150кв. м., или оказывающие бытовые услуги населению, некоторые другие виды деятельности, т.е, в основном, предприятия, непосредственно работающие с физическими лицами. Ведутся книга доходов и расходов. касса.

2. УСН (Упрощенная система  налогообложения, не может быть  одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо УСН): на этом режиме могут быть - по желанию - малые предприятия с оборотами менее 60 млн. рублей в год. Ведутся книга доходов и расходов. касса. банк, ОС. бухучет ведется на сокращенном плане счетов.

3. ЕСХН (Единый сельскохозяйственный  налог, не может быть одновременно  с ОСН, т.е. либо ОСН, либо ЕСХН): на этом режиме могут быть - по желанию - предприятия, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Ведутся книга доходов и расходов, касса. банк, ОС, бухучет ведется на сокращенном плане счетов.

ОСН может сосуществовать одновременно с ЕНВД, если предприятие также ведет деятельность, подпадающую под ЕНВД. В этом случае на предприятии должен вестись раздельный учет затрат (расходов), относящихся к ЕНВД и ОСН. Если затраты невозможно отнести сразу на один из видов деятельности - например, зарплату и налоги на руководителя предприятия и бухгалтерию, - то они делятся пропорционально доходу от различных видов деятельности. Затраты на деятельность, попадающую под ЕНВД, нельзя зачесть в затраты по иным видам деятельности.

ОСН не может применяться одновременно с УСН, ЕСХН и Соглашением о разделе продукции.

 

  • Система налогов и сборов для юридических лиц в РФ

 

В состав налоговой системы  входят:

-·виды налогов, установленные  на территории государства;

-·субъекты налога (налогоплательщики);

-·законодательная база - законы и нормативно-правовые  акты, регулирующие налоговые отношения;

-·органы государственной  власти, на которые возложена  обязанность по взиманию налогов  и сборов с налогоплательщиков  и контролю за своевременной  и полной уплатой соответствующих  налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих  налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

-·налог на добавленную  стоимость;

-·акцизы;

-·налог на доходы физических  лиц;

-·налог на прибыль  организаций;

-·налог на добычу полезных  ископаемых;

-·водный налог;

-·сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

-·государственная пошлина.

С 1992 г. в России одним  из двух основных федеральных налогов  стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.

Плательщиками данного налога признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского  транспорта; квартирная плата; некоторые  финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного  питания, а также тех, кто обслуживает  социальную сферу; услуги в сфере  образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги и др. Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила 2 млн. руб. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога на прибыль организации; выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Информация о работе Основные направления совершенствования налогообложения предприятий