Основные направления совершенствования налогообложения, доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Пожалуй, один из самых важных на сегодняшний день налогов - это налог на доходы физических лиц, потому что каждый человек, желая того или нет, когда-нибудь становиться плательщиком этого налога. Налог на доходы физических лиц актуален не только в нашей профессиональной жизни - 13 процентов этого налога известны вcем, кто когда-либо получал зарплату. Данный вид налога распространяет cвое действие на достаточно обширный перечень доходов, получаемых из самых разных источников - от продажи недвижимости до выигрыша в лотерею. Налог на доходы физических лиц относится к числу федеральных налогов. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Содержание

Ведение
Налогообложение доходов физических лиц.
Элементы НДФЛ в РФ.
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Декларирование НДФЛ.
Налоговая декларация: форма, назначение и содержание.
Особенности заполнения деклараций при осуществлении различных видов деятельности.
Основные направления совершенствования налогообложения, доходов физических лиц.
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

    Налоговая база определяется  отдельно по каждому виду доходов, в отношении которого установлены различные ставки. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода по всем доходам налогоплательщика, даты получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налоговым периодом признаётся календарный год.

Налог на доходы физических лиц определяется по формуле

                                 Н=(НБ – НВ) × С : 100%,                         (1)

где Н – сумма налога на доходы за определённый период;

НБ – величина налоговой базы; НВ- сумма налоговых вычетов; С- ставка налога, в %.

Исчисление суммы налога с дохода физических лиц, облагаемых по минимальной ставке (13%), производится нарастающим итогом с начала  налогового периода по итогам каждого месяца с зачётом удержанной в предыдущем месяце текущего налогового периода суммы, т.е. по следующей формуле:

Н=(НБ – НВ)×13% - Н.1,

где Н.1 – сумма налога на доходы, удержанная с физического лица в предыдущем месяце налогового периода.

Налог на доходы, облагаемы по иным ставкам (9, 30,35%), рассчитывается отдельно по каждой сумме выплат. При этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 21 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации,  не применяются.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц – работников возложены на налоговых агентов. Налоговый кодекс РФ признает налоговыми агентами российские организации, индивидуальных предпринимателей, постоянные представительства иностранных организаций России, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик – физическое лицо получает доходы. Налоговый агент исчисляет и уплачивает налог со всех выплачиваемых им налогоплательщику сумм, за исключением доходов, получаемых физическими лицами:

    • от операций с ценными бумагами и операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги – в случаях, установленных ст.214 Налогового  кодекса РФ;
    • занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью;
    • частными нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой;
    • от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
    • в виде выигрышей, выплачиваемых организаторам, и доходы от других оснований на риске игр;
    • налоговыми резидентами Российской Федерации от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
    • при получении которых был удержан налог налоговыми агентами.

Исчисление налога на доходы физических лиц произволится налоговым агентом с доходов, облагаемых по:

    • ставке 13% - нарастающим итогом с начала года и удерживается с зачётом уплаченной за предыдущие месяцы текущего года суммы налога;
    • иным ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ, - отдельно по каждой начисленной налогоплательщику сумме дохода.

При этом налоговый агент определяет сумму налога без учёта полученных физическим лицом от других налоговых агентов доходов и удержанных последними суммами сумм налогов.

Агенты должны удержать начисленную сумму налога из доходов, фактически выплачиваемых налогоплательщику или перечисляемых по его поручению третьим лицам. Удерживаемая сумма налога на доходы не может превышать 50% суммы выплаты.

Если у налогового агента нет возможности удержать налог, он обязан в течении  одного месяца с момента выплаты в той или иной форме дохода физическому лицу письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учёта о сумме задолженности налогоплательщика о невозможности удержать налог. Невозможностью удержать налог с доходов физических лиц, например, являются случаи когда известно, что удержание суммы начисленного налога может длиться более 12 месяцев.    Сроки уплаты в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц налоговыми агентами таковы:

        • не позднее дня получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов, в том числе заработной платы или перечисления средств на счёт налогоплательщика в банке либо по его поручению на счёт третьих лиц;
        • в иных случаях – не позднее дня, следующего за получением налогоплательщиком доходов в денежной форме, либо дня, следующего за удержанием начисленной суммы налога с доходов, полученных налогоплательщиком в натурально  форме или в виде материальной выгоды.

Если налоговый агент не может удержать НДФЛ, например доход выдан в натуральной форме и денежных выплат физическому лицу в этом налоговом периоде больше не производилось, обязанности удержать налог не возникает. Однако в таких случаях нужно письменно сообщить налоговому органу о невозможности удержать налог и о сумме задолженности  физического лица.

Сообщение направляется в налоговую инспекцию по месту учёта в течении одного месяца со дня, когда организации стало известно, что в ближайшие 12 месяцев она не сможет удержать НДФЛ ( пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226  НК РФ).

Для этого ФНС России рекомендует использовать форму 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».

К указанной справке нужно приложить заявление о невозможности удержать налог, составленное в произвольной форме. Встречаются случаи, когда физические лица регулярно получают доходы от организации ( например, несколько раз  в течении месяца), с которых нельзя удержать НДФЛ. В таких ситуациях сообщение о невозможности удержать налог можно направлять в налоговый орган один раз по итогам каждого месяца.

Такая ситуация может возникнуть в случае, когда организация выдаёт доход в натуральной форме ( например, подарки и призы) и денежных выплат физическому лицу больше не производит.

Ежегодно не позднее 1 апреля налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учёта сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за предыдущий налоговый период (п. 4 ст. 24, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Такие сведения подаются по форме 2 – НДФЛ на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.

Налоговые агенты должны выдавать по заявлениям физических лиц справки о выплаченных им доходах и удержанных суммах налога по 2 – НДФЛ (п.3 ст.230 НК РФ).

Исчислять НДФЛ нужно по каждому физическому лицу. Кроме, того налог рассчитывается отдельно по каждой ставке, которая предусмотрена для соответствующего вида дохода.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  следующий порядок перечисления налоговым агентом в бюджет НДФЛ.

1. начисленный и удержанный у  налогоплательщика – физического  лица налог на доходы уплачивается  по месту учёта налогового  агента в налоговом органе.

  1. удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц совокупная сумма налога, размер которой составляет:
  • более 100 рублей – перечисляется в бюджет в установленном порядке;
  • менее 100 рублей – добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего налогового периода.

3. налоговые агенты, имеющие обособленные  структурные подразделения, перечисляют  начисленные и удержанные суммы  налога как по месту своего  нахождения, так и по месту  нахождения каждого своего обособленного  подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из подлежащего налогообложению дохода, выплачиваемого работникам этих подразделений.

Порядок уплаты НДФЛ зависит от того, имеет обособленное подразделений расчётный счёт и отдельный баланс или нет.

Если таковые имеются, обособленное подразделение уплачивает налог самостоятельно. В противном случае НДФЛ исчисляет, удерживает и перечисляет головная организация, но в платежном поручении нужно будет указать реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учёте филиал.

Встречаются случаи, когда организации нарушают этот порядок и перечисляют налог не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту учёта головной организации.  В таких случаях контролирующие органы часто привлекают организации к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога.

 В силу ст. 123 НК РФ неправомерное  неперечисление или неполное перечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечёт взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счёт средств налоговых агентов не допускается. Налоговый агент становится обязанным к уплате пеней лишь в случае удержания, но не перечисления удержанной суммы налога в уставленный срок.

Организации – налоговые агенты по НДФЛ за невыполнение возложенных на них обязанностей привлекаются не только к налоговой ответственности, но и к административной в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признаётся любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если создаётся на срок более одного месяца.

Кроме того, в соответствие со ст. 83 НК РФ организация, в состав который входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учёт в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения своего обособленного подразделения.

Налоговый кодекс Российской Федерации запрещает налоговому агенту уплачивать налог на доходы физических за счёт собственных средств. При заключении между юридическими и физическими лицами договоров запрещается также включение в них налоговых оговорок, согласно которым на налоговых агентов возлагаются обязательства по уплате налога за физических лиц.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.Декларирование НДФЛ.

2.1 Налоговая декларация: форма, назначение и содержание 

 

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведённых расходов, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Наряду с налоговым уведомлением и прочими документами, способствующими исчислению суммы налога (сбора) : справками, отчётами и т.д., - налоговая декларация является документом налоговой отчётности.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком , если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учёта налогоплательщика по установленной форме на бумажном носители или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена по почте с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дате её представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию и её приёмке. При отправке налоговой декларации по почте днём её представления считается дата отправки с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днём её представления считается также дата её оправки. В налоговой декларации обязательно указываются данные о декларанте: ИНН, место жительства или юридический адрес и т.д. Законом № 137-ФЗ установлено, что налогоплательщики со среднесписочной численностью работников на 1 января соответствующего года свыше 100 человек обязаны представлять налоговые декларация, а также расчёты авансовых платежей в электронном виде. До 1 января 2008 года настоящая норма применяется в отношении налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников по состоянию на 1 января 2007 года свыше 250 человек. Данная мера позволит налоговым органами существенно интенсифицировать обработку огромных массивов поступающей информации.

Налогоплательщики, не осуществляющие финансово- хозяйственную деятельность, вправе представлять декларацию по упрощенной форме, утвержденной Минфином Росси. Во избежание избыточности включаемых в налоговую декларацию реквизитов приводятся исчерпывающий перечень сведений,  не связанных с исчислением и уплатой налогов, которые могут включается в декларации.

Информация о работе Основные направления совершенствования налогообложения, доходов физических лиц