Основы налоговой и дотационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы продиктована тем, что система
налогообложения на сегодняшний день является одним из наиболее важных
экономических регуляторов в критериях рыночных отношений, главным
инструментом финансово-кредитного механизма регулирования экономики
государством.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой и дотационной системы...... 5
1.1. Сущность и функции налогов .............................................................. 5
1.2 Принципы системы налогообложения РФ........................................... 9
1.3 Понятие дотационной системы........................................................... 13
1.4 Дотации в системе бежбюджетных отношений ................................ 16
1.5. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации ........................................................................................ 20
Глава 2. Дотации и налоги как инструмент регулирования рыночной
экономики.............................................................................................................. 25
2.1. Налог и дотация как основные инструменты воздействия
государства на рынок ........................................................................................... 25
2.2. Методика распределения дотаций и налогов на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. .................... 29
Заключение.................................................................................................. 36
Список литературы........

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и дотации.docx

— 206.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы продиктована тем, что система налогообложения на сегодняшний день является одним из наиболее важных экономических регуляторов в критериях рыночных отношений, главным инструментом финансово-кредитного механизма регулирования экономики государством. С налоговой политикой тесно связаны интересы страны и общества, а кроме того всех слоев населения, организаций и предприятий. Поэтому от того насколько верно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как регионов, так и государства в целом. Можно вполне уверенно говорить о том, что налоговая система сегодня вызывает большее количество споров о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Очень долгий процесс реформирования налоговой системы – наиболее весомый фактор неэффективного развития экономики Российской Федерации.

Налоги в нынешней экономике являются жизненно важным звеном экономических отношений в обществе с самого момента становления государств. Оно широко использует налоговую политику как определенный регулятор воздействия на отрицательные явления рынка.

Все важные направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, поэтому, нужна развитая экономика для наиболее полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. Данная работа является актуальной, так как в нашей стране период становления налоговой системы не закончился. В этой работе предпринята попытка выделить главные противоречия, которые действуют в настоящее время в России налоговой и дотационной системы..

Задача этой курсовой работы – проанализировать систему налогообложения и систему дотаций Российской Федерации и определить взаимосвязь между данными экономическими механизмами.

Цель работы – исследование теоретических аспектов налогообложения и дотаций, в том числе анализ расчета необходимого уровня дотаций и налогов для оптимальных внешнебюджетных отношений среди субъектов Российской Федерации.

 

Глава 1. Теоретические основы налоговой и дотационной системы

1.1. Сущность  и функции налогов

Налоги — это одно из самых важных определений экономической науки, которая являюется экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и поэтому в экономической теории их нужно рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Так же проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог — это понятие не только экономическое, хозяйственное, социальное, правовое, историческое и философское, но так же понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями « государство » и « бюджет государства ». Налоги являются экономической категорией и поэтому имеют исторический характер. Они изменялись вместе с развитием государства. В нашем понимании налог — это обязательный принудительный, безвозмездный платеж, который взымается с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки для финансового обеспечения государства и его территориальных образований.1

 Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит  финансирование всей деятельности  государства, но конкретное физическое  или юридическое лицо, которое начисляет и уплачивает определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом главное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, так, лицо, уплачивающее сбор, получает достаточно ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги  взимаются в форме денежных  средств, которые принадлежат физическим лицам или организациям на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В  соответствии со ст. 57 Конституции  РФ каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной  целью налогообложения считается обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее - БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Этот принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, исключая доходы целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов и в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.2

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога. Признаки налога рассмотрены в п. 1.1. В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются :

    • объект ( предмет ) налогообложения
    • налоговая база ;
    • источник налога ;
    • налоговая ставка ;
    • налоговый оклад;
    • единица обложения (налога);
    • сумма налога;
    • налоговая льгота;
    • порядок исчисления налога;
    • налоговый период;
    • порядок и сроки уплаты налога и др.

Объект ( предмет ) налогообложения — это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог ( сбор, госпошлина ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы. 3

1.2 Принципы  системы налогообложения РФ

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения, можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

  • единства или единой законодательной и нормативноправовой базы;
  • стабильности налогового законодательства;
  • рациональности и оптимальности налоговой системы;
  • организационно-правового построения и организации налоговой системы;
  • единоначалия и централизации управления налоговой системой;
  • максимальной эффективности налоговой системы;
  • целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и др. Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:
  • все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти ;
  • единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных интересов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т. д.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность законодательно принятых налогов и иных платежей, налогоплательщиков в лице административно-территориальных образований, юридических и физических лиц, органов власти, ответственных за организацию, планирование, сбор и контроль за уплатой налогов, а также законодательной системы.

Законом РФ закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого  не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а  также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК  РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено НК  РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности  правовой нормы, который тесно  связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом  при установлении налогов и  сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О

Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности.

Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении

Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности  уплаты налогов и сборов. В  соответствии с этим принципом  каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

Информация о работе Основы налоговой и дотационной системы