Основы налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:45, реферат

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства.
Налогообложение - это метод распределения доходов между государством и действующим субъектом.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы налогооблажения.docx

— 21.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Основы налогообложения»

 

 

 

 

                                                                                        Подготовил: Чуриков А.Г.

                                                                               Специальность: ГМУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств  государство строит школы, высшие учебные  заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть  средств идет на социальные пособия  пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды. 

Налоги представляют собой  обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной  власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты  различных уровней. Существование  налогов экономически оправдано  постольку, поскольку экономически оправдано существование государства.

Налогообложение - это метод  распределения доходов между  государством и действующим субъектом.

Налоговая политика государства  осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам  налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования  хозяйств и социальной сферы. Одним  из главных элементов рыночной экономики  является налоговая система. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. Платежи в бюджет государства  не только обязательны, но принудительны  и безвозмездны. Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Налоги делятся на разнообразные  группы по многим признакам. Они классифицируются:

- по характеру налогового  изъятия (прямые и косвенные);

Плательщиком прямых налогов  является тот, кто получает доход  или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль  и др. Косвенные налоги: акцизы, налог  на наследство, на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами. Окончательный  плательщик этого налога потребитель, на которого налог перекладывается  путём надбавки к цене товара или  услуги:

-по уровням управления (федеральные, региональные, местные,  муниципальные);

-по субъектам налогообложения  (налоги с юридических и физических  лиц);

-по объектам налогообложения  (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост  рыночной стоимости капиталов,  налоги на недвижимость и имущество  и т.д.);

-по целевому назначению  налога (общие, специальные).

Федеральные налоги применяются  на всей территории России. При этом ставка налога полностью или частично, а также дополнительные льготы могут  устанавливаться на региональном или  местном уровне. Пример налога, ставка которого целиком устанавливается  на федеральном уровне - НДС (18%). Пример налога, ставка которого частично устанавливается  на региональном уровне - налог на прибыль (от 13 до 17% из общей ставки в 24%), налог  на имущество предприятий.

Региональные и местные  налоги устанавливаются решением соответствующего законодательного органа, но в пределах перечня, утвержденного федеральным  законом.

В результате в различных  регионах уровень налогообложения  может значительно отличаться. Кроме  того, при наличии филиалов или  подразделений в разных регионах такая структура налогов приводит к необходимости уплачивать их в  разные бюджеты по разным ставкам, а  также вставать на учет и представлять отчетность в каждом месте деятельности. 

В числе налоговых функций  ученые называют:

1) фискальную;

2) регулирующую (макроэкономическую);

3) распределительную;

4) социальную;

5) стимулирующую;

6) контрольную.

Посредством фискальной функции  системы налогообложения удовлетворяются  необходимые общенациональные потребности. Фискальная функция состоит в  обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой  политики в системе факторов регулирования  макроэкономических процессов, совокупного  спроса и предложения, темпов роста  и занятости.

Распределительная функция  налоговой системы проявляется  в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают  существенным инструментом распределения  и перераспределения национального  дохода, доходов юридических и  физических лиц. Распределительная  функция налогов влияет на распределение  не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция проявляется  и непосредственно через механизмы  налоговых льгот и налоговых  ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль  и т.д.).

Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов  выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства  и предприятий, реализацию и действенность  силы государственной власти. Без  контрольной функции другие функции  налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей  основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора  налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность  других функций.

Следовательно, если контрольная  функция налогов ослаблена, то это  соответственно снижает эффективность  налоговой системы в целом.

 

 

Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения  следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали  и придают большое теоретическое  и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится  Адаму Смиту, который в своей  работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

• принцип справедливости подданные государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей  относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение  им приведет к так называемому  равенству или неравенству обложения;

• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и  способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое  время и таким способом, какие  наиболее удобны для плательщика;

• принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  он приносит государственному казначейству.

Рассмотрим выделяемые в  настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности  налогообложения. Данный принцип  общеправовой и опирается на  конституционный запрет ограничения  прав и свобод человека и  гражданина иначе чем федеральным  законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности  и равенства налогообложения.  Принцип всеобщности налогообложения  конституционный и закреплен  в ст. 57 Конституции Российской  Федерации, согласно этой статьи  «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции  РФ устанавливается, что каждый  гражданин несет равные обязанности,  предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции  развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

Равенство налогообложения  вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед  законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения  рассматриваемого принципа развиваются  в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

3. Принцип справедливости  налогообложения. В Российской  Федерации до принятия первой  части НК РФ данный принцип  первоначально был сформулирован  в п. 5 постановления Конституционного  Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П:  «В целях обеспечения регулирования  налогообложения в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  принцип равенства требует фактической  способности к уплате налога  исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип  был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без  упоминания о справедливом распределении  собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика  к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения  понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его  возможностям».

4. Принцип публичности  налогообложения. Публичность цели  взимания налогов обосновывается  доктриной финансового (Япония, Корея,  Бирма), налогового (США) и (или)  экономического (Франция) права многих  зарубежных стран, прямо или  косвенно закреплена в конституциях  многих стран мира. Принцип публичной  цели предполагает поиск баланса  интересов отдельных лиц —  налогоплательщиков и общества  в целом. Поэтому государство  вправе и обязано принимать  меры по регулированию налоговых  правоотношений в целях защиты  прав и законных интересов  не только налогоплательщиков, но  и других членов общества.

5. Принцип установления  налогов и сборов в должной  правовой процедуре. Данный принцип  закреплен и реализуется, в  частности, через конституционный  запрет на установление налогов  иначе как законом (установление  его в ином порядке противоречит  ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской  Федерации), а в ряде государств  — специальной (более жесткой)  процедурой внесения в парламент  законопроектов о налогах. В  России такое правило содержится  в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской  Федерации.

6. Принцип экономической  обоснованности налогообложения.  Налоги и сборы не только  не должны быть чрезмерно обременительными  для налогоплательщиков, но и  должны обязательно иметь экономическое  основание (другими словами, не  должны быть произвольными). В  соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ  «Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными».

Информация о работе Основы налогооблажения