Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
4. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение……………………………………………………………………………4-5
ГЛАВА 1. Становление налоговой системы Российской Федерации
1.1. История становления налоговой системы в России…………………………10
1.2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………....11-15
ГЛАВА 2. Перспективы и проблемы налоговой системы РФ
2.1. Проблемы современной налоговой системы РФ………………..…….…16-18
2.2. Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг…………………………………………………………………………....19-24
2.3. Предложения по совершенствованию налоговой системы……………...25-28
Заключение…………………………………………………………………….…....29
Список использованной литературы…………………………………………..30-33
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами»6.
Алиев Б. Х. дает следующее
определение: «Налоговая система - система
экономико-правовых отношений между
государством и хозяйствующими субъектами,
возникающих по поводу формирования
доходной части государственного бюджета
путем отчуждения части дохода собственника,
посредством системы
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости8.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.
К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
Выделяются следующие
Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
Налоговая система должна быть построена
таким образом, чтобы налоговые
последствия принятия экономических
решений предпринимателем (и юридическим,
и физическим лицом) были определены
заранее и не изменялись в течение
длительного периода времени. Таким
образом, этот принцип практически
смыкается с принципом
Этот принцип является основным
при построении налоговой системы
и предполагает справедливый подход
к различным
Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой9.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3)10:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы11. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
2. Налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут
быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных
отношений налогам присущи
Проявляется в обеспечении
государства финансовыми
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Посредством налогов в
государственном бюджете
Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Проблемы современной налоговой системы РФ
Налоги являются основным
регулятором всего
Можно выделить три направления налоговой политики государства:
В странах с развитой экономикой
преобладают два последних
К основным проблемам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:
1. Нестабильность налоговой политики.
2. Чрезмерное налоговое
бремя, возложенное на
3. Низкий уровень собираемости
налогов и высокая
4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены)15.
5. Отсутствие стимулов
для развития реального
6. Эффект инфляционного
налогообложения. В условиях
7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.
8. Единая ставка налога на доходы физических лиц.
Основной причиной перехода на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц является стремление вывести заработную плату из «тени». Но как показывает практика, данная мера не оправдала возложенные на нее надежды.
9. Перенос основного налогового бремени на производственные отрасли.
10. Тенденция к расширению доли прямых налогов.
11. Теневая экономика.
12. Еще одна проблема
заключается в том, что наряду
с законами действуют
13. Проблемы в налоговом законодательстве.
Главная проблема Налогового
кодекса РФ, как представляется,
заключается в том, что он не раскрывает
комплексный характер налоговых
отношений как специальных
Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:
Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.
Информация о работе Особенности исчисления единого налога при упрощённой системе налогообложения