Особенности налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:29, контрольная работа

Краткое описание

Налогообложение предприятий осуществляется в соответствии с принципами и порядком, определенными налоговым законодательством РФ. В этом смысле система налогообложения выступает как фактор внешней среды функционирования фирмы, который через систему правовых норм задает совокупность финансовых обязательств перед государством и правила их выполнения. Вместе с тем специфика налоговых отношений такова, что их действие не ограничивается областью внешних взаимоотношений фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…....…3
1. Понятие и сущность налога……………………………….….…...........4
2. Функции налогов и их роль………………………………….…........…7
3. Элементы налогов…………………………………….…....................…9
4. Виды налогов и их классификация……………………………….........12
5. Особенности налоговой системы в России………………….…….......18
Заключение…………………………………………………………........….21
Список использованной литературы………………..................….....……22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

     

     

  •  

  • Содержание
  •     

    Введение…………………………………………………………….…....…3

      1. Понятие и сущность налога……………………………….….…...........4

              2.  Функции налогов и их роль………………………………….…........…7

              3.  Элементы налогов…………………………………….…....................…9

              4. Виды налогов и их классификация……………………………….........12

              5. Особенности налоговой системы в России………………….…….......18

    Заключение…………………………………………………………........….21

    Список использованной литературы………………..................….....……22

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Налогообложение предприятий осуществляется в соответствии с принципами и порядком, определенными налоговым законодательством РФ. В этом смысле система налогообложения выступает как фактор внешней среды функционирования фирмы, который через систему правовых норм задает совокупность финансовых обязательств перед государством и правила их выполнения. Вместе с тем специфика налоговых отношений такова, что их действие не ограничивается областью внешних взаимоотношений фирмы. Выполнение налоговой повинности оказывает существенное воздействие практически на все сферы деятельности предприятия, приводя к необходимости выделения отдельного направления в системе управления – налогового менеджмента. Таким образом, налоговый аспект деятельности фирмы становится фактором не только внешней, но и внутренней среды предприятия.

    Любая фирма стремится к минимизации своей налоговой повинности. И каждая решает эту задачу по-своему. Набор средств для этого очень широк – от ухода в теневой бизнес до освоения всего спектра имеющихся средств и методов легального решения этой проблемы. Статистические данные дают надежду на то, что отношения налогоплательщиков и государства в России становятся более цивилизованными. От массового ухода от уплаты налогов предприятия переходят к осознанию необходимости их платить, базируясь на принципах давно усвоенных и внедренных в практику хозяйствующих субъектов в странах с развитой рыночной экономикой: не выходя за пределы правового поля, платить минимальные суммы налогов, максимально отодвигая сроки платежа.

    При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     

     

    1. Понятие и сущность  налога 

     

    Налог (англ. tax) как экономическая категория показывает отношения, которые возникают между государством (в лице органов государственной власти), хозяйствующими субъектами и населением по поводу формирования доходов государства (бюджета страны) с целью выполнения государством возложенных на него функций. Деятельность государства в качестве субъекта хозяйственного механизма, направленная на реализацию важнейших макроэкономических функций, таких как защитная, социальная, регулирующая, требует значительных финансовых ресурсов. Источником их формирования являются налоги.

    Налог представляет собой законно установленную форму отчуждения собственности организаций и физических лиц на началах обязательности и индивидуальной безвозмездности с целью финансового обеспечения государства.

    В соответствии со ст. 8 Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [6]

    Уплата налогов является частью деловой культуры, гражданским долгом всех членов общества. Уплачивая налоги, граждане вносят свой вклад в развитие государства. Это дает им право полагать, что они участвуют в управлении государством и, следовательно, требовать от представителей власти отчета об использовании налоговых поступлений. Налогоплательщик вправе знать, на какие социальные программы израсходованы его платежи. Налоги можно сравнивать с помощью, которую налогоплательщики оказывают государству (а следовательно, самим себе) при расходовании налоговых поступлений на нужды общества. Установление и взимание налогов находится под постоянным контролем государства.  Без налоговых платежей невозможно нормальное функционирование государства и обеспечение достойной жизни граждан.

    Налог как экономическая категория имеет характерные черты и определенные признаки:

    1. Налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении налоговых платежей в бюджет. При уплате налога происходит переход части собственности налогоплательщика в собственность государства. Положение об обязательности уплаты налогов записано в конституциях многих стран мира. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы является основанием отчуждения части собственности налогоплательщика в пользу государства.

    2. Законность установления налога. Налоговые платежи, не предусмотренные законодательством, не могут быть установлены. Законодательством должны быть определены единые правила для всех субъектов хозяйствования. В соответствии с законодательством каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    3. Налог – это обязательный  взнос. Обязанность по уплате  налогов является конституционной. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер, который  обусловлен установленной законодательством  о налогах и сборах ответственностью. Существует наказание за нарушение налогового законодательства – налоговые санкции, административная и уголовная ответственность.

    4. Формы уплаты налога – денежная  или натуральная. Известны денежная  и натуральная формы уплаты  налога. Исторически первой появилась натуральная форма в виде дани и десятины, как изъятие части натурального продукта у населения. С появлением товарно-денежных отношений появилась и стала использоваться денежная форма уплаты налогов. Например, НК РФ предусмотрена денежная форма уплаты налога.

    5. Индивидуальная безвозмездность  налога. Отчуждение части собственности  организаций и физических лиц  в пользу государства в виде  налоговых платежей происходит  без индивидуального возмещения  средств для налогоплательщика, характеризующееся:

    а) безвозвратностью – величина общественных благ, получаемых налогоплательщиками от государства (бесплатное образование, медицинское обслуживание, защита правоохранительными органами и т. д.), не зависит от суммы уплачиваемых налогов;

    б) односторонностью – в налоговых правоотношениях имеется только одна обязательная сторона – это налогоплательщик, а уплата налогов не предполагает получение каких-либо особых прав налогоплательщиком;

    в) безэквивалентностью – при уплате налогов не возникает какого-либо преимущества для налогоплательщика по отношению к другим гражданам и организациям.

    6. Абстрактный характер налогового  платежа. Абстрактный характер платежа  обусловлен отвлечением, обособлением  налоговых механизмов от тех  или иных сторон деятельности  участников налоговых отношений. Абстрактный характер платежа полно отражает природу налога.

    1. Внесение налогов в бюджет или внебюджетные государственные фонды. Как источник формирования финансовых ресурсов налоги могут поступать только в государственный бюджет (и бюджеты субъектов Федерации при федеративном устройстве государства) и в государственные специализированные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации функций государства. Например, в Российской Федерации налоги поступают также в государственные социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, пенсионный фонд, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. [3;16]

     

              2. Функции налогов и их роль

     

    Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность, требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.

    Налоги подобно государственному кредиту, расходам государства и т.д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями.

    Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

    Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

    Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание инфраструктуры и т.д., в этом проявляется их экономическое значение. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.д.

    Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налогов (от лат. functio – исполнение, осуществление; англ. Tax functions) – устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налогов. В каждой функции реализуется то или иное назначение налога. Основными функциями налогов являются фискальная, регулирующая, контрольная. Можно выделить также две подфункции налогов, дополняющие основные функции, – стимулирующую и воспроизводственную.

    Фискальная функция налогов (от лат. fiscus – корзина) вытекает из самой природы налогов. Это слово широко использовалось в Древнем Риме, в котором

    еще VI–VIII вв. до н. э. фиском называлась военная касса, где хранились деньги,

    предназначенные к выдаче.

    Фискальная функция налогов проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С помощью фискальной функции налогов образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития.

    С повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства растет значение фискальной функции налогов. Это связано с расширением функций государства и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение социальных и экономических мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач.

    Регулирующая функция предполагает, что налоги активно влияют на экономику, т. е., собирая налоги и расходуя их, государство фактически перераспределяет национальный доход и тем самым увеличивает или уменьшает платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливает или ослабляет стимулы к накоплению капитала, влияет на уровень экономической активности в стране и темпы экономического роста.

    Регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях научно-технической революции, поднявшим налоговое регулирование на новую ступень. [13; 18]

    Информация о работе Особенности налоговой системы в России