Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:29, контрольная работа
Налогообложение предприятий осуществляется в соответствии с принципами и порядком, определенными налоговым законодательством РФ. В этом смысле система налогообложения выступает как фактор внешней среды функционирования фирмы, который через систему правовых норм задает совокупность финансовых обязательств перед государством и правила их выполнения. Вместе с тем специфика налоговых отношений такова, что их действие не ограничивается областью внешних взаимоотношений фирмы.
Введение…………………………………………………………….…....…3
1. Понятие и сущность налога……………………………….….…...........4
2. Функции налогов и их роль………………………………….…........…7
3. Элементы налогов…………………………………….…....................…9
4. Виды налогов и их классификация……………………………….........12
5. Особенности налоговой системы в России………………….…….......18
Заключение…………………………………………………………........….21
Список использованной литературы………………..................….....……22
Факультативные налоги, предусмотренные НК РФ, вводятся в действие законодательными актами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. К факультативным относятся система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
По периодичности уплаты налога группируются на регулярные (систематические, текущие) и разовые.
Регулярные налоги взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налогообложения.
Уплата разовых налогов связана с каким-либо событием, не образующим системы. К разовым налогам относятся: таможенные пошлины; государственная пошлина.
По способу обложения налоги группируются на кадастровые (земельный налог) и декларационные (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость и др.).
5. Особенности налоговой системы в России
За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но они отличались определенной внутренней логикой, поскольку каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности.
Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенный лозунг: самостоятельности предприятий — реальную экономическую базу. Реальную, но недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся «свободный остаток прибыли», т.е. часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый порядок распределения прибыли предприятий отдавал предпочтение государственному бюджету. [1;76]
Следующим существенным шагом в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия «свободный» остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным.
Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерского лагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.
Однако в системе экономических нормативов имелись существенные недостатки. Это прежде всего нормативы, которые должны быть едиными (надо предъявлять ко всем предприятиям одинаковые требования), были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия.
Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего социальных, естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.
И мировой, и отечественный опыт свидетельствует о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ — правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами.
Налоги органически вписываются в формируемую в России систему экономических отношений. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Заключение
За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов как дополнение перечня действующих федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства; ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Список использованной литературы:
1. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). Изд.: Инфра-М, 2010 г.
7. Пантюшов О. Взыскание налога за счет денежных средств организации. Журнал «Хозяйство и право» № 3, 2012 г.
8. Поляк Г.Б. Финансы. М.: Юнити-Дана, 2011 г.
9. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий, Изд.: Питер, 2010 г.
10. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий), Издательство: Дашков и К, 2012 г.
11. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:Учебное пособие, ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011 г.
12. Фролова Т.А. Налогообложение предприятия. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
13. Чужмарова С.И. Налогообложение предприятий. Учебное пособие. Сыктывкар, СЛИ, 2012 г.
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник, Дашков и К, 2009 г.
15. Щепотьев А.В., Яшин С.А. Налоги и налогообложение, Тула, 2011 г.