Оффшорные центры и система международного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

Существует множество терминов для обозначения мест, в которых осуществляется выгодная, с точки зрения представителей делового мира, финансово-предпринимательская деятельность. В германоязычных странах их, называют налоговыми оазисами, во франкоязычных - налоговым раем, а в англоязычных - общепринятым здесь термином, для определения подобных территорий выступает; такое понятие как "налоговая гавань" (tax haven).

Вложенные файлы: 1 файл

ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..docx

— 63.92 Кб (Скачать файл)

Упомянутые выше признаки оффшорных центров не могут быть реализованы без такого важного  их свойства, как наличие в центpах современных средств связи и надежное их функционирование. Это требует высокого уровня развития инфраструктуры. Привлекательность оффшорного центра во многом зависит от уровня и качества услуг связи. Как правило, все эти центры снабжены эффективными средствами телекоммуникации, которые обеспечивают молниеносную связь, так необходимую для финансовых операций. Например, Каймановы острова с помощью спутниковой связи обеспечивают современное автоматическое соединение с Соединенными Штатами, Канадой и Великобританией.

Подобный же высокий уровень  услуг обязаны предоставлять  здесь и средства транспорта. Козырной картой оффшорных центров является авиасообщение, обеспечивающее быстрые  и удобные личные контакты для  участников финансовых сделок. Упомянутые Каймановы острова предлагают клиентам два ежедневных рейса на Флориду. Многочисленные чартерные рейсы, осуществляемые США, обеспечивают перевозку крупных денежных сумм в оффшорные банки на Карибах. Аналогичное положение с транспортом и телекоммуникациями в оффшорных центрах Панамы и Гонконга. В тех же оффшорных зонах, где транспортные услуги ненадежны и затруднительны (Науру, Англия), привлечь многочисленную клиентуру, несмотря на предлагаемые льготы, не удается.

Однако даже наличие и  удачное сочетание всех перечисленных  характерных черт будет недостаточно для успешного функционирования оффшорного центра, если в нем не будет создана удобная правовая система. Она имеет решающее значение для выбора резиденции фирмы, выбора формы компании и ее функционирования.

Законодательное устройство оффшорных центров отличается разнообразием. Несколько обобщая, можно отметить, что все территории, относящиеся  к континентальной Европе, живут  в рамках так называемого Кодифицированного  гражданского права, уходящего к  истокам римского права, а от него - к кодексу Наполеона. В то же время территории, исторически связанные с британской короной или бывшие ее колонии, применяют у себя совершенно иную судебную систему, основанную на системе Общего Права (Common Law), которая функционирует на базе прецедентов, то есть на основании ранее вынесенных судебных приговоров.

Например, Швейцария, Лихтенштейн, а также контролируемые голландцами  Карибские острова (Голландские  Антилы) используют континентальное  право. Бывшие или нынешние британские колонии либо территории, такие как  Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы  острова, Гибралтар, острова в проливе  Ла-Манш входят в законодательную  систему Общего Права. В США —  в силу особенностей их исторического  развития — обе эти системы существуют параллельно. В Луизиане, которая была владением Франции, до сегодняшнего дня частично используется континентальное право. В других частях США принято законодательство на основе Общего Права. Оно же применяется в Либерии и Панаме.

Система Общего Права предоставляет  большую свободу для предпринимательской  деятельности, но одновременно почти  всегда требует помощи со стороны  адвоката, поскольку эта система  отличается юридической сложностью. Зато она открывает больше возможности  в области перемещения имущественных  прав из одной страны в другую, что  особенно важно для клиентов оффшорных  центров.

Наконец к числу последних (по порядку перечисления, но не по важности) характерных черт оффшорных центров  относят степень удовлетворения индивидуальных потребностей клиентов. К ним относятся: соответствующие  условия жилья, внутреннее транспортное сообщение, медицинское обслуживание, знание иностранных языков у местных  жителей и обслуживающего персонала, наличие квалифицированных специалистов — нотариусов, адвокатов, бухгалтеров  и операторов компьютеров.

1.2. Классификация  оффшорных центров

Существует множество  критериев классификации оффшорных  центров. В основу главных критериев, используемых представителями делового мира при выборе таких центров  с целью минимизации налоговых  обязательств, кладется суммированный  объем и характер привилегий, предлагаемых клиентам.

При таком подходе оффшорные  центры подразделяются на два основных типа.

Первый - это собственно оффшорные территории, официально признанные в мире, и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням». Это по преимуществу страны с небольшим населением и малой земельной площадью. По терминологии, принятой в ООН, они называются мини-государствами. Для них характерно отсутствие налога на прибыль для иностранных "льготных" компаний. Но это преимущество в значительной мере обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и в особенности договоров об избежание двойного налогообложения. К этому типу юрисдикции относится большое количество оффшорных центров мира, например, остров Мэн, Гибралтар, Панама, Багамские острова, Терке, Кайкос и другие.

Ко второму типу относят  юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными оффшорными территориями, хотя некоторые из них в отдельных случаях включены в "черные списки" налоговых гаваней. Здесь чаще всего взимается «умеренный» (а порой и довольно значительный) налог на прибыль. Но такой «недостаток» (с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства) целиком компенсируется тем, что такие юрисдикции связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Кроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного рода деятельности, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются как промежуточные пункты для межстранового перевода доходов и капиталов. При этом в качестве конечного пункта такого перевода выступают оффшорные компании, зарегистрированные в общеизвестных налоговых гаванях.

Зонами «умеренного» налогообложения обычно считают вполне "респектабельные" государства Западной Европы — Швейцарию, Голландию, Австрию, Ирландию, Бельгию.

Существует и ряд «комбинированных»  юрисдикций, в которых сочетаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие "оптимальные" юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Следует, однако, отметить, что  не все оффшорные центры первого типа «отлучены» полностью от возможности заключения налоговых соглашений. Некоторые из них имеют договоры об избежании двойного налогообложения с отдельными странами (к таким оффшорным юрисдикциям относятся Мадейра, Голландские Антилы, Маврикий, Британские Виргинские острова). Все это создает еще одну удобную «лазейку» для укрытия от налогов доходов и капитала.

Если же рассматривать  оффшорные центры только с точки  зрения ситуации фискальной, то есть со стороны специфики разнообразных  выгод и преимуществ для различных категорий плательщиков налогов, то такие центры подразделяются на несколько групп.

Это страны и территории:

— не облагающие своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские  острова);

— облагающие только доход, получаемый в данной стране, но освобождающие  от налогов доходы, поступающие из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

— в которых получаемый там доход не облагается налогом, зато облагается доход, получаемый из-за границы (Монако);

— территории, где облагается налогом доход, получаемый за границей, однако налоговые ставки весьма низкие — ниже 1 % (острова Гернси, Джерси или Шарп);

— которые облагают накопленные  богатства (материальные ценности), а  не текущий доход (Уругвай);

— в которых разрешается  применять различные комбинации из льготных налоговых правил, создающие  особо выгодные условия для физических лиц.

Их доходы здесь целиком  освобождены от налогов либо отдельные  виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе таковыми центрами являются Андорра, Ирландия, Монако, Кампьоне де Италия, за пределами Европы —  Багамские, Бермудские, Каймановы острова. Французская Полинезия или острова  Святого Варфоломея.

Кроме того, оффшорные центры группируются по географическому признаку. При характеристике отдельных центров  мы будем придерживаться деления  их на два основных типа, уже рассмотренных  выше — не безналоговые территории и не юрисдикции с «умеренными» условиями обложения.

 

1.3. Характеристика  типичных оффшорных центров

А. В  пределах Европы

Остров Мэн

Наиболее типичным примером европейской традиционной налоговой гавани является остров Мэн. Это самоуправляющаяся территория, принадлежащая Великобритании. Остров Мэн расположен в Ирландском море, между Ирландией и побережьем Англии. Столицей территории является город Дуглас. Население острова составляет 70 тысяч жителей, говорящих по-английски. Близость к крупнейшим промышленным центрам Европы, наличие самых современных средств связи, политическая и экономическая стабильность делают эту территорию исключительно привлекательной для размещения здесь оффшорных предприятий и филиалов. Бесспорным преимуществом является и то обстоятельство, что остров Мэн — член ЕС, хотя и с ограниченными правами.

К числу важнейших преимуществ  юрисдикции острова необходимо также  отнести:

— низкий уровень подоходного  налога (20%) на прибыль резидентных компаний;

— отсутствие налога на дарение  и наследование;

— строгое (даже в сравнении  с другими оффшорными центрами) соблюдение банковской тайны;

— возможность регистрации  оффшорных компаний нескольких типов.

Последнее из перечисленных  преимуществ имеет исключительно  важное значение для оффшорного бизнеса. Зарегистрированные на острове компании могут получить статус резидентных, нерезидентных и освобожденных компаний. Первые из названных принадлежат, как правило, местным владельцам, а нерезидентные и освобожденные от налогов создаются иностранцами для ведения оффшорного бизнеса. По договоренности с налоговыми властями им предоставляется льготный режим — налоговые ставки от 0 до 20%, а на оффшорные операции таких компаний налог минимален или не налагается совсем.

Закон 1986 года вообще освободил  нерезидентные компании от подоходного  налога. Этот же закон требует, чтобы  все акционеры нерезидентной  компании проживали за границей. Там  же должны проводиться заседания  совета директоров компании и общие  собрания акционеров.

Освобождение от налогов  компаниями острова Мэн предоставляется  при соблюдении ряда условий. Освобожденной  от налогов компании запрещено заниматься торговой или другой коммерческой деятельностью  на острове Мэн. Не допускается участие  в банковском и страховом деле. Закон обязывает, чтобы секретарь  компании или один из ее директоров были резидентами острова.

К числу других важных преимуществ следует отнести и то, что остров Мэн пользуется таможенными привилегиями Общего рынка и несет обязательства, которые связаны с регулированием торговли в рамках Европейского Экономического Сообщества.

Особо нужно отметить привлекательность  острова для клиентов с точки  зрения сохранения банковской тайны. Закон  о банках (1975 г.) с дополнениями 1986 г. не разрешает предоставлять информацию относительно банковских вкладчиков ни своему правительству, ни правительству  зарубежных стран. Приговором британского  Верховного суда от 1981 г. определено, что  даже британские налоговые власти не имеют права проверки банковских документов граждан острова, и хотя финансовый контроль над банками острова осуществляет банк Англии, однако и ему не позволено проводить проверку счетов и разглашать информацию, полученную в ходе его контрольной деятельности. В случае нарушения банковской тайны предусмотрено судебное наказание.

В то же самое время законом  не предусмотрена экстрадиция лиц, подозреваемых в совершении налоговых  преступлений.

Все эти обстоятельства сделали остров Мэн одним из самых известных и популярных для клиентов оффшорных центров. Зарегистрированные здесь зарубежные компании специализируются в сфере внешней торговли, операций с землей и недвижимостью — главным образом в Англии и других странах Европы. На острове Мэн действуют многочисленные международные холдинговые компании, инвестиционные компании, компании по управлению интеллектуальной собственностью, финансовые компании, занимающиеся внутрифирменным кредитованием, а также судовладельческие компании.

Нормандские острова (Гернси а Джерси)

Эти острова расположены  в проливе Ла-Манш между южным  побережьем Англии и северным побережьем Франции, к западу от полуострова  Шербур. Находясь во владении британской короны, оба острова имеют собственное  самоуправление и широкую автономию  в решении юридических и внутриполитических проблем. Территории отличаются высоким  уровнем экономической и политической стабильности. Сохранение банковской тайны на островах более надежно, чем в Англии. Подозреваемые в  налоговых преступлениях, как и  на острове Мэн, не подлежат экстрадиции. На островах отсутствует контроль за проведением валютных операций.

Острова располагают быстрой  и надежной почтовой и телекоммуникационной связью со странами Европы. Эти территории имеют особый статус в Европейском  Совете. Благоприятное налоговое  законодательство позволило Нормандским  островам стать крупными и популярными  оффшорными Зонами. Нормандские острова  славятся в мире бизнеса высокой  репутацией.

Для начала ведения коммерческой деятельности на этих островах требуется  получить разрешение. Специально созданные  на островах комитеты должны удостовериться, что деятельность зарубежных инвесторов будет соответствовать целям  экономической политики этих территорий. При регистрации предпочтение отдается крупным и финансово надежным корпорациям.

По своему статусу и  системе налогообложения здесь, как и на острове Мэн, корпорации разделены на резидентные и нерезидентные. Резидентные облагаются налогом в 20%. Компаниям-нерезидентам, получившим статус компаний-исключений (exempt-company), или освобожденным, предоставляются специальные налоговые льготы. Таким компаниям налоговой администрацией может быть установлен налог в размере от 0 до 30%, но в подавляющем большинстве случаев он назначается на уровне 1-2%.

Налоговыми льготами пользуются здесь и резидентные компании, получившие статус компаний международного, бизнеса (International Business Companies — IBC). С доходов от своей оффшорной деятельности они уплачивают налог на прибыль по ставке 2-5%. Они могут заниматься финансовыми операциями, торговлей и зарубежным инвестированием. Если доходы IBC превышают 10 млн. ф. ст., они облагаются по пониженной ставке 0,5%. Если IBC занимается деятельностью на территории острова Джерси и Гернси, то доходы от такой деятельности облагаются по повышенной ставке 30%.

Информация о работе Оффшорные центры и система международного налогообложения