Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 04:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка налоговой политики РФ на современном этапе и перспективы развития.
Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования является направления налоговой политики РФ. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы формирования налоговой политики;
- оценить современные направления налоговой политики;
- определить перспективы развития налоговой политики РФ
- проанализировать роль налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие и формы налоговой политики 5
1.2 Субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы и налоговый механизм 9
2 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 14
2.1 Современная налоговая система 14
2.2 Итоги реализации налоговой политики 18
2.3 Недостатки современной налоговой политики 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 24
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала 24
2.2 Совершенствование системы налогообложения 25
4 РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
В целях совершенствования налогообложения прибыли организаций уточнен порядок налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. С 2013 года в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.
Важная особенность российской налоговой политики - очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15%честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.
Налоговые службы РФ выделяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения:
- тяжелое налоговое бремя;
- сложное финансовое состояние предприятий;
- недостаточно знание налогового законодательства;
- преступный умысел
- нежелание выполнять
свои обязанности перед
Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:
- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
- огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
- отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
- неравномерное распределение
налогового бремени между
На микроуровне можно выделить следующие недостатки:
- расхождения между стандартами
бухгалтерского учета и
- ежемесячные авансовые
платежи многих налогов, что приводит
к вымыванию собственных
- исключительная
- противоречивость и
Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц
В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.
В Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов). Речь идет, прежде всего, о следующих доходах:
- компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
- гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации;
- материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам;
- оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа;
- денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.
Также предполагается исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
При этом необходима систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.13
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режим налогообложения, упрощенной системой налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системой налогообложения и упрощенной системой налогообложения.
В период 2013-2014 годов предусматривается осуществление следующих мер, в том числе направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:
- расширение использования института «уточнение платежа» в налоговых правоотношениях, создание правовой основы для пересчета пеней в случаях своевременной и полной уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, а также для своевременного возврата излишне уплаченных (перечисленных) сумм налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
- совершенствование
Предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В части налогообложения акцизами в плановом периоде будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах.
Важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах Российской Федерации. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.
Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. В этой связи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость.
В конце третьей главы можно сказать, что в на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики».
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
Результаты аналитической обработки исходных данных по анализу динамики (горизонтальный) и структуры (вертикальный) поступления федеральных налогов в консолидированный бюджет представлены в табл. 3.1 и 3.2.
Таблица 3.1
Горизонтальный анализ поступления налогов
в консолидированный
бюджет РФ, млрд. руб.
Показатель |
Период исследования, год |
Отклонения | ||
2011 |
2012 |
Абс., млрд. руб. |
Относ.,% | |
Налоговые и неналоговые доходы |
20651,52 |
23435,10 |
2783,58 |
113,48 |
Налог на прибыль |
4266,35 |
4617,20 |
350,85 |
108,22 |
НДС |
3250,75 |
3546,10 |
295,35 |
109,09 |
Налоги на имущество |
678,03 |
785,50 |
107,47 |
115,85 |
Акциз |
650,46 |
837,00 |
186,54 |
128,68 |
Налоги на совокупный доход |
234,34 |
271,30 |
36,96 |
115,77 |
Страховые взносы |
3528,30 |
4103,70 |
575,40 |
116,31 |
Прочие налоговые и неналоговые доходы |
8043,29 |
9274,30 |
1231,01 |
115,30 |
По данным таблицы 3.1 видно, что доходы бюджета консолидированного бюджета в 2012 г. увеличились на 13,48%, по сравнению с 2011 г.