Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 04:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка налоговой политики РФ на современном этапе и перспективы развития.
Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования является направления налоговой политики РФ. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы формирования налоговой политики;
- оценить современные направления налоговой политики;
- определить перспективы развития налоговой политики РФ
- проанализировать роль налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие и формы налоговой политики 5
1.2 Субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы и налоговый механизм 9
2 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 14
2.1 Современная налоговая система 14
2.2 Итоги реализации налоговой политики 18
2.3 Недостатки современной налоговой политики 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 24
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала 24
2.2 Совершенствование системы налогообложения 25
4 РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Сумма доходов от налога на прибыль имел положительную динамику роста в 2012 г. на 8,22 % по отношению к 2011 г.
Поступления доходов от НДС также имел тенденцию увеличения: в 2012 г. по сравнению с 2011 г. рост составил на 9,09%.
Объем поступлений имущественных налогов в 2011 г. составил 678,03 млрд. руб. В 2012 г. объем увеличился на 15,85 %, по сравнению с 2011 г.
Объем поступлений акциза в 2012 г. составил 837 млрд. руб., что на 28, 68 % больше чем в 2011 г.
Поступления
налогов на совокупный доход в 2011 г. составил
234,34 млрд. руб., в 2012 г. объем увеличился
на 15,77% по
сравнению с 2011 г.
Поступления страховых взносов в 2012 г. увеличились на 16,31% по отношению к 2011 г.
Объем поступлений прочих доходов в 2011 г. составил 8043,29 млрд. руб., в 2012 г. объем увеличился на 15,30%, больше чем в 2011 г.
При вертикальном анализе все показатели приводятся в процентах к итогу, результаты представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Вертикальный анализ поступления доходов в консолидированный бюджет РФ
Показатель |
2011 |
2012 |
Отклонение, в процентных пунктах | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
Налоговые и неналоговые доходы |
20651,52 |
100,00 |
23435,10 |
100,00 |
0,00 |
Налог на прибыль |
4266,35 |
20,66 |
4617,2 |
19,70 |
-0,96 |
НДС |
3250,75 |
15,74 |
3546,1 |
15,13 |
-0,61 |
Налоги на имущество |
678,03 |
3,28 |
785,5 |
3,35 |
0,07 |
Акциз |
650,46 |
3,15 |
837,00 |
3,57 |
0,42 |
Налоги на совокупный доход |
234,34 |
1,13 |
271,30 |
1,16 |
0,02 |
Страховые взносы |
3528,30 |
17,08 |
4103,70 |
17,51 |
0,43 |
Прочие налоговые и неналоговые доходы |
8043,29 |
38,95 |
9274,30 |
39,57 |
0,63 |
Как видно по результатам анализа, наибольший удельный вес в составе налоговых поступлений в 2012 г. занимает налог на прибыль 19,70%.
Удельный вес НДС в 2011 г. составил 15,74%, в 2012 г. снизился до 15,13%.
Доля налога на имущество в 2011 г. составил 3,28%, в 2012 г. увеличилась до 3,35%.
Удельный вес акциза в 2011 г. составил 3,15%, в 2012 г. поступления возросли до 3,57%.
Доля налога на совокупный доходов 2011 г. составил 1,13%, в 2012 г. доля возросла до 1,16%.
Доля страховых взносов в структуре доходов консолидированного бюджета в 2011 г. составила 17,08%, в 2012 г. доля увеличилась до 17,51%.
Доля прочих налоговых и неналоговых доходов в 2011 г. составила 38,95%, в 2012 г. доля увеличилась до 39,57%.
В ходе анализа динамики поступления страховых взносов в консолидированный бюджет РФ, объем страховых взносов в 2012 г. увеличились на 16,31% по отношению к 2011 г.
Доля налога в 2011 г. составила 17,08%, в 2012 г. доля увеличилась до 17,51%.
В целом можно сказать, что налоги играют значительную роль в формировании дохода бюджета, среди налогово основную роль играет налог на прибыль.
Налоговая политика выступает в единстве целей, мер и результатов. В действительности, это единство весьма относительно, поскольку имеет исключительно сложную причинно-следственную структуру, ибо то, что на одном этапе представляется целью, на следующем - может становиться средством. Например, снижение ставки налога и общего налогового бремени, являясь промежуточной целью реформы, может служить, в свою очередь, толчком (средством) для развития производства, что можно рассматривать как цель более высокого порядка.
Государство применяет прямые и косвенные методы государственного регулирования экономикой. Прямые методы - это властно-распорядительные отношения; косвенные методы - это создание степени экономической заинтересованности в экономических действиях. Косвенные методы подходят для рыночной экономики, ибо являются более эффективными, чем прямые методы.
Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.
На 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики».
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
1 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В. Г. Пансков. - М. : МЦФЭР. 2010. – С. 13.
2 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Т.Ф. Юткина.М. : ИНФРА, 2010. – С. 23.
3Мураховская Е. С. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.С. Мураховская. - М. : МЦФЭР, 2010. – С. 16.
4Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В. Г. Пансков. - М. : МЦФЭР. 2010. – С. 18.
5 Перов А. В. Налоги и налогообложение / А. В. Перов, А. В. Толкушин. - М. : Юрайт. 2011. – С. 5.
6 Пепеляев С. Г. Налоговое право: Учебное пособие / Г. Пепеляева. - М. : Юристъ. 2009. – С. 83.
7 Кузнецов С. О. Формы налоговой политики / С. О. Кузнецов // Налоговый вестник. 2013. № 10. С. 10.
8 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Т.Ф. Юткина.М. : ИНФРА, 2010. – С. 34.
9 Перов А. В. Налоги и налогообложение / А. В. Перов, А. В. Толкушин. - М. : Юрайт. 2011. – С. 74.
10Романовский М. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. М. В. Романовского. - М. : Правовед. 2011. – С. 34.
11 Стратова В. В. Налоговая политика РФ / В. В. Стратова // Российский налоговый курьер. 2013. № 3. С. 12.
12 1Симонова Ю. А. Влияние налогов на национальную экономику / Ю. А. Симонова // Финансы. 2012. №8. С.9.
13 Корнев А. А. Основные направления налоговой политики РФ / Корнев А. А. // Налоговый вестник. 2013. №2. С. 17.
14 Яковлева П. И. Направления налоговой политики / П. И. Яковлева // Финансы. 2013. №2. С. 14.