Перспективы налоговой политики на 2013 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:14, доклад

Краткое описание

В добрых традициях Минфина загодя доводить до сведения налогоплательщиков и инвесторов основные направления налоговой политики на следующий год. Не стал исключением и 2013-й, о налоговом курсе государства в котором можно судить уже сейчас из ряда опубликованных документов. Минфин прогнозирует, что в ближайшие несколько лет налоговая нагрузка будет снижена на труд и капитал и увеличена на конечное потребление. В мае 2012 г. Минфин разместил на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

"Актуальные вопросы бухгалтерского  учета и налогообложения", 2012, N 15

 

ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД

 

В добрых традициях Минфина  загодя доводить до сведения налогоплательщиков и инвесторов основные направления  налоговой политики на следующий год. Не стал исключением и 2013-й, о налоговом курсе государства в котором можно судить уже сейчас из ряда опубликованных документов. Минфин прогнозирует, что в ближайшие несколько лет налоговая нагрузка будет снижена на труд и капитал и увеличена на конечное потребление.

 

В мае 2012 г. Минфин разместил  на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. (далее - Основные направления налоговой политики). В июне 2012 г. Основные направления налоговой политики были одобрены Правительством РФ и в настоящее время рассматриваются Госдумой одновременно с законопроектами, которые следует принять для воплощения налоговой политики в жизнь. Заметно, что документ становится все более весомым, ведь предназначен он не только для налогоплательщиков, но и для законодателей, которых требуется убедить в необходимости предлагаемых изменений.

Структурно документ состоит  из итогов налоговой политики за 2012 г. и перспектив на 2013 г. В этот раз  глобальных перемен в отношении  налогоплательщиков - юридических лиц не ожидается. Налоговое бремя в целом не изменится, так как плановые меры в большей степени сосредоточены на создании более комфортных условий при взимании налогов и налоговом администрировании. Если налогоплательщики и получат экономию, то не столько за счет меньшей уплаты налогов, сколько за счет снижения затрат на налоговый учет и издержек в ходе налоговых проверок. Самое заметное и благоприятное изменение для юридических лиц - это освобождение с 2013 г. от налога на имущество движимого имущества, введенного в эксплуатацию после вступления в силу соответствующего закона. Что же касается физических лиц, интригует вопрос налогообложения так называемых предметов роскоши.

В июне 2012 г. было опубликовано Бюджетное послание <1>, в котором отдельный раздел посвящен налоговым вопросам. По мнению Президента РФ, следует создать конкурентоспособную налоговую систему, которая способствовала бы привлечению капиталов с международных рынков в российскую экономику. Благоприятный налоговый климат включает в себя в том числе снижение криминализации в налоговой сфере. Использование схем по уклонению от налогов, особенно фирм-"однодневок", отдельными налогоплательщиками косвенно бьет по карману тех организаций, которые лишены выгод незаконной налоговой оптимизации. Налоговая нагрузка добросовестными налогоплательщиками воспринимается болезненнее, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Президентом РФ поставлена задача устранения неравенства условий экономической деятельности путем усиления борьбы с незаконным налоговым обогащением.

--------------------------------

<1> Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах".

 

Задачи налоговой политики

 

В Бюджетном послании подчеркивается, что налоговая политика решает не только фискальные, но и экономические задачи. Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и ясность условий ведения экономической деятельности на территории РФ.

 

Итоги налоговой политики за 2012 год

 

Напомним очень кратко основные налоговые изменения 2012 г.: снижение тарифов страховых взносов для  подавляющего числа налогоплательщиков с 34 до 30%; введение корректировочного счета-фактуры; появление в НК РФ нового раздела, регулирующего вопросы налогообложения при использовании трансфертного ценообразования.

 

Налоговая политика в 2013 году

и на период 2014 - 2015 годов

 

То, что планируется к претворению  в жизнь, Минфин назвал налоговым маневром, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. В Бюджетном послании Президент РФ обозначает перспективы на более длительный срок, предлагая не увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые секторы экономики вплоть до 2018 г.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных  финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

В части мер, предусматривающих  повышение доходов бюджетной  системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о  налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Налогообложение природных ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на недвижимость.

4. Сокращение неэффективных налоговых  льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога на  прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового  администрирования.

7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы на обязательное  пенсионное, медицинское и социальное  страхование.

Рассматривая предложенные Минфином новации, несколько изменим логику, следуя не заявленным целям налоговой политики, а структуре НК РФ, то есть рассортируем изменения по видам налогов.

 

Налог на прибыль

 

Основные новации по налогу на прибыль связаны с корректировкой существующего законодательства. Некоторые нормы или недостаточно конкретизированы, или создают налоговые лазейки, или не полностью соответствуют реалиям наших дней.

В целях стимулирования инвестиционной активности организаций в НК РФ предусмотрена повышенная амортизация. Однако если имущество, к которому применена амортизационная премия, было реализовано в течение пяти лет с момента постановки на учет, то организация обязана восстановить на доходы ранее полученную премию. Поскольку данное ограничение, направленное против злоупотребления налогоплательщиками своими правами, является обременительным для добросовестных организаций, Минфин предлагает видоизменить эту норму следующим образом. Необходимо, чтобы суммы указанных капитальных расходов восстанавливались только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

 

Примечание. Минфин предлагает восстанавливать  суммы амортизационной премии только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

 

Эта мера позволит сохранить  механизм, предотвращающий злоупотребление  данной налоговой преференцией со стороны  недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами. Кстати, и в прошлом году Минфин ставил такую задачу, но воплощения в жизнь она не получила и была перенесена на 2013 г.

Практически ежегодно в НК РФ уточняется порядок налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях. Связано это с углублением интеграции российского и мирового финансового рынков, а также с возникновением на рынке новых финансовых инструментов. Законом N 97-ФЗ <2> решен ряд проблем по налогообложению операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Текст документа и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 15, 2012.

 

Как показала практика, введенная 01.01.2011 антикризисная мера, направленная на увеличение чистых активов акционерами или участниками организаций, оказалась избыточной. Фактически данная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество без налоговых последствий, что создает возможности избежания налогообложения. НК РФ формально легализует дарение между коммерческими организациями, что противоречит ст. 575 ГК РФ и сути предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах Минфин настаивает на исключении из НК РФ пп. 3.4 п. 1 ст. 251 в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации.

Минфин предлагает уточнить порядок налогового учета мобилизационных расходов. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана. Однако, как показала практика, налогоплательщики включают во внереализационные расходы в том числе и те затраты, которые с экономической точки зрения должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств, используемых в основной производственной деятельности.

Минфин предлагает сузить сферу  применения повышающего коэффициента амортизации.

Установлено, что налогоплательщики  злоупотребляют правом на применение повышающего коэффициента амортизации и включают в состав основных средств, амортизируемых с применением специального коэффициента, не только те средства, которые находятся в непосредственном контакте с агрессивной средой, но и любые основные средства, находящиеся на территории опасного производственного объекта. Иными словами, фактически любое здание, строение, сооружение и находящееся в них имущество, соответствующее критерию основного средства, находятся в агрессивной среде, что позволяет применять при амортизации таких основных средств специальный повышающий коэффициент 2.

В среднесрочной перспективе в  налоговое законодательство будут  внесены изменения, направленные на возможность учета расходов, понесенных одной российской организацией при  создании или приобретении нематериальных активов, приобретении услуг, результаты которых используются в деятельности группы организаций, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций другой взаимозависимой с ней организацией. Эту возможность предполагается реализовать через предоставление плательщикам налога на прибыль организаций при соблюдении определенных условий права заключать соглашения о распределении расходов, устанавливающие основные принципы такого распределения.

 

Налог на добавленную стоимость

 

Будет продолжена работа по определению конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от обложения НДС, и по совершенствованию процедуры зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения соотношения облагаемого и необлагаемого оборота.

 

Налог на имущество

 

В целях создания стимулов для обновления основных фондов из объектов обложения  налогом на имущество организаций  может быть исключено движимое имущество (машины, оборудование). Помимо прочего, подобная мера снизит нагрузку на налогоплательщиков и за счет упрощения порядка уплаты налога. В перспективе налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В более отдаленной перспективе  можно ожидать изменения структуры имущественных налогов. Налог на имущество уйдет в прошлое, его заменят налог на недвижимость и транспортный налог.

Пожалуй, одновременная отмена восстановления на доходы амортизационной премии и  налога на имущество создает интересные возможности. Действительно, у налогоплательщиков есть серьезный повод подумать об обновлении парка оборудования, ведь вновь введенное оборудование не будет облагаться налогом на имущество.

 

Взносы на обязательное страхование

 

Минфин предполагает, что в 2014 г. тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ останутся на уровне 2013 г., то есть в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированный тариф - 10% сверх установленной предельной величины; для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих УСНО, - 20%. В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут осуществляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.

 

Специальные налоговые режимы

 

Судьба специальных режимов  налогообложения в 2013 г. определена с принятием Закона N 94-ФЗ <3>.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Текст документа и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 14, 2012.

 

Информация о работе Перспективы налоговой политики на 2013 год