Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:08, реферат

Краткое описание

Ни одно государство не может обойтись без налогов, соответственно не может оно обойтись и без компетентных органов, отвечающих за их сбор. Поэтому в любом государстве создаются органы, отвечающие за учет налогоплательщиков и своевременность, полноту уплаты начисленных налогов и обязательных платежей. Данные органы в каждом государстве прошли свой долгий исторический путь развития, и имеют свою, только данному государству присущую структуру. Часто функции налоговых органов выполняют финансовые и иные органы, а на налоговые органы возложены функции, как связанные, так и не связанные с взиманием налогов: составление переписных книг, сбор сведений по вопросам земледелия, состояния и строительства дорог и т.д.

Содержание

Введение.
Правовая основа финансовых органов Российской Федерации.
Обязанности налоговых органов перед Министерством финансов РФ.
Полномочия налоговых и финансовых органов в области налогов и сборов.
Ответственность налоговых и финансовых органов.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ»

Факультет среднего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы Э121/2

Махотина Элина

Преподаватель:

Терешин Е.А. 
Содержание

  1. Введение.
  2. Правовая основа финансовых органов Российской Федерации.
  3. Обязанности налоговых органов перед Министерством финансов РФ.
  4. Полномочия налоговых и финансовых органов в области налогов и сборов.
  5. Ответственность налоговых и финансовых органов.
  6. Заключение. 

 

 

 

Введение

 

Ни одно государство не может обойтись без налогов, соответственно не может оно обойтись и без компетентных органов, отвечающих за их сбор. Поэтому в любом государстве создаются органы, отвечающие за учет налогоплательщиков и своевременность, полноту уплаты начисленных налогов и обязательных платежей. Данные органы в каждом государстве прошли свой долгий исторический путь развития, и имеют свою, только данному государству присущую структуру. Часто функции налоговых органов выполняют финансовые и иные органы, а на налоговые органы возложены функции, как связанные, так и не связанные с взиманием налогов: составление переписных книг, сбор сведений по вопросам земледелия, состояния и строительства дорог и т.д.

Налоговые органы России так же, прошли долгий путь становления, развиваясь на протяжении веков в соответствии с мировой тенденцией, но в своем развитии они имеют определенные особенности, присущие отдельно взятой исторической эпохе. С началом экономических реформ 90-х годов, для осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов в Российской Федерации в 1991г. была создана Государственная налоговая служба РФ, представлявшая собой централизованную систему территориальных налоговых органов РФ. Но эта служба созданная как система контроля за соблюдением налогового законодательства, не была приспособлена к ведению борьбы с противоправными посягательствами на налоговую систему. Поэтому в марте 1992г. при налоговых инспекциях на местах были образованы подразделения налоговых расследований, в 1993 г преобразованных в Департамент налоговой полиции РФ. Дальнейшая реорганизация последовала в декабре 1996г, когда Департаменту был определен статус Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП РФ). ФСНП выполняла две функции - правоохранительную и контрольную, что обусловливало двойственность задач, стоящих перед налоговой полицией, специфику обязанностей этой службы. Эта особенность и ряд других причин, в том числе и укрепление вертикали власти, проводимой Правительством В.В. Путина, послужили тому, что с июля 2003г. ФСНП РФ, прекратила свое независимое существование, была расформирована, а ее кадровый состав, влился в Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Государственная налоговая служба РФ и ее структурные подразделения в течение ряда лет также неоднократно подвергалась реорганизации, продолжалась работа и по совершенствованию правовой регламентации ее деятельности, в конечном итоге в декабре 1998г. путем преобразования указанной службы РФ, было создано Министерство РФ по налогам и сборам. Сейчас это ФНС и его территориальные органы - управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, инспекции межрайонного уровня образуют единую систему налоговых органов, от деятельности которых и зависит наполняемость государственной казны.

 

 

Правовая основа финансовых органов Российской Федерации

 

Пункт 1 статьи 30 НК РФ[1] закрепил, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России иных обязательных платежей. Данной норме корреспондирует статья 1 ФЗ от 21 марта 1991 года N 943-1 Закона РФ "О налоговых органах"[2], которая в части возложения на налоговые органы фискальных функций в области налогообложения практически дословно повторяет пункт первый статьи 30 НК РФ.

Однако необходимо отметить и наличие существенных отличий указанных норм. Закон N 943-1 возложил на налоговые органы также функции контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Таким образом, в действующем законодательстве мы наблюдаем коллизию двух норм: Налогового кодекса и Закона "О налоговых органах".

По правилам разрешения юридических коллизий в данном случае, при применении следует руководствоваться нормой специального нормативно-правового акта, т.е. Закона "О налоговых органах".

Итак, на сегодняшний день система налоговых органов России - это единая централизованная система федеральных исполнительных органов власти.Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Таковыми в нисходящем по вертикали порядке построения являются:

- Управление Федеральной  налоговой службы по субъекту  Российской Федерации;

- Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы  по федеральному округу;

- Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы  по централизованной обработке  данных, Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам;

- Федеральная налоговая  служба межрайонного уровня и  инспекция Федеральной налоговой  службы по району, району в  городе, городу без районного  деления.

Данная структура системы определена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"[7]. В документе досконально расписаны права и обязанности всех перечисленных инспекций, а также управлений по субъектам РФ.

Каждый орган системы налоговых органов находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтролен, за исключением Федеральной налоговой службы межрайонного уровня и инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, который находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна сразу двум вышестоящим органам: ФНС России и Управлению.

К компетенции рядовых инспекций Минфин относит непосредственный контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета полученных доходов, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Помимо этого инспекции на местах регистрируют договоры коммерческой концессии, ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводят налоговые проверки и занимаются взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций.

На Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации согласно Приказа возложены обязанности контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства.[8] К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве. В их задачи входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах. Помимо этого УФНС обязаны вести прием налогоплательщиков и отвечать на каждый поступивший запрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанности налоговых органов перед Министерством финансов РФ

 

При осуществлении своей деятельности - налогового контроля - налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

При постановке на учет в налоговых органах, последние обязаны сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства.  

Полномочия налоговых и финансовых органов в области налогов и сборов

 

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов регулируются нормами Налогового кодекса.

В данных нормах говорится:

1. Министерство финансов  Российской Федерации дает письменные  разъяснения налогоплательщикам, плательщикам  сборов и налоговым агентам  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах, утверждает формы расчетов  по налогам и формы налоговых  деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок  их заполнения. Из этого следует, что:

- она введена в НК  Федеральным законом N 58 от 29.06.04 и  вступила в силу с 1 августа 2000 г. Изменения, внесенные в ст.34.2 Законом N 137 вступили в силу с 01.01.07;

- функции Минфина, указанные  в п. 1 ст. 34.2 НК раньше были возложены  на МНС. В связи с этим, принятые  до упразднения МНС письма, разъяснения, приказы, инструкции и т.п. МНС  — продолжают действовать до  их отмены Минфином;

- ФНС (хотя она и входит  в состав Минфин РФ) — не  вправе выполнять функции, указанные  в п. 1 ст. 34.2 НК;

- Положение о Минфине  РФ утверждено постановлением  Правительства РФ N 329 от 30.06.04 (в ред. от 26.07.06).

2. Финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, дают письменные разъяснения  налогоплательщикам и налоговым  агентам по вопросам применения  соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах. Из этого следует, что:

- они посвящены лишь  полномочиям в области налогов  и сборов финансовых органов  субъектов РФ и финансовых  органов, создаваемых в муниципальных  образованиях;

- указанные финансовые  органы дают письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах соответственно  субъектов РФ и муниципальных  образований;

- полномочия, указанные в  п. 2 ст. 34.2 НК не следует передавать  налоговым органам субъектов  РФ и территориальным финансовым  либо налоговым органам.

3. Министерство финансов  Российской Федерации, финансовые  органы субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  дают письменные разъяснения  в пределах своей компетенции  в течение двух месяцев со  дня поступления соответствующего  запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Из этого следует, что финансовые органы обязаны давать письменные разъяснения не позднее 60 календарных дней отсчитываемых со дня, следующего за днем поступления запроса.

 

Ответственность налоговых и финансовых органов

 

Пункт первый статьи 35 НК РФ закрепил: налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Сходное положение закреплено в статье 13 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации": "Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, предусмотренном законом".

Таким образом, убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных решений или действий (бездействия) налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ). Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. Для налоговых органов главным распорядителем средств федерального бюджета является ФНС России, для таможенных органов - ФТС России. 

Информация о работе Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов