Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:08, реферат
Ни одно государство не может обойтись без налогов, соответственно не может оно обойтись и без компетентных органов, отвечающих за их сбор. Поэтому в любом государстве создаются органы, отвечающие за учет налогоплательщиков и своевременность, полноту уплаты начисленных налогов и обязательных платежей. Данные органы в каждом государстве прошли свой долгий исторический путь развития, и имеют свою, только данному государству присущую структуру. Часто функции налоговых органов выполняют финансовые и иные органы, а на налоговые органы возложены функции, как связанные, так и не связанные с взиманием налогов: составление переписных книг, сбор сведений по вопросам земледелия, состояния и строительства дорог и т.д.
Введение.
Правовая основа финансовых органов Российской Федерации.
Обязанности налоговых органов перед Министерством финансов РФ.
Полномочия налоговых и финансовых органов в области налогов и сборов.
Ответственность налоговых и финансовых органов.
Заключение.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ»
Факультет среднего профессионального образования
Реферат
На тему: «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов»
Работу выполнила:
Студентка группы Э121/2
Махотина Элина
Преподаватель:
Терешин Е.А.
Содержание
Введение
Ни одно государство не может обойтись без налогов, соответственно не может оно обойтись и без компетентных органов, отвечающих за их сбор. Поэтому в любом государстве создаются органы, отвечающие за учет налогоплательщиков и своевременность, полноту уплаты начисленных налогов и обязательных платежей. Данные органы в каждом государстве прошли свой долгий исторический путь развития, и имеют свою, только данному государству присущую структуру. Часто функции налоговых органов выполняют финансовые и иные органы, а на налоговые органы возложены функции, как связанные, так и не связанные с взиманием налогов: составление переписных книг, сбор сведений по вопросам земледелия, состояния и строительства дорог и т.д.
Налоговые органы России так же, прошли долгий путь становления, развиваясь на протяжении веков в соответствии с мировой тенденцией, но в своем развитии они имеют определенные особенности, присущие отдельно взятой исторической эпохе. С началом экономических реформ 90-х годов, для осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов в Российской Федерации в 1991г. была создана Государственная налоговая служба РФ, представлявшая собой централизованную систему территориальных налоговых органов РФ. Но эта служба созданная как система контроля за соблюдением налогового законодательства, не была приспособлена к ведению борьбы с противоправными посягательствами на налоговую систему. Поэтому в марте 1992г. при налоговых инспекциях на местах были образованы подразделения налоговых расследований, в 1993 г преобразованных в Департамент налоговой полиции РФ. Дальнейшая реорганизация последовала в декабре 1996г, когда Департаменту был определен статус Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП РФ). ФСНП выполняла две функции - правоохранительную и контрольную, что обусловливало двойственность задач, стоящих перед налоговой полицией, специфику обязанностей этой службы. Эта особенность и ряд других причин, в том числе и укрепление вертикали власти, проводимой Правительством В.В. Путина, послужили тому, что с июля 2003г. ФСНП РФ, прекратила свое независимое существование, была расформирована, а ее кадровый состав, влился в Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Государственная налоговая служба РФ и ее структурные подразделения в течение ряда лет также неоднократно подвергалась реорганизации, продолжалась работа и по совершенствованию правовой регламентации ее деятельности, в конечном итоге в декабре 1998г. путем преобразования указанной службы РФ, было создано Министерство РФ по налогам и сборам. Сейчас это ФНС и его территориальные органы - управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, инспекции межрайонного уровня образуют единую систему налоговых органов, от деятельности которых и зависит наполняемость государственной казны.
Правовая основа финансовых органов Российской Федерации
Пункт 1 статьи 30 НК РФ[1] закрепил, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России иных обязательных платежей. Данной норме корреспондирует статья 1 ФЗ от 21 марта 1991 года N 943-1 Закона РФ "О налоговых органах"[2], которая в части возложения на налоговые органы фискальных функций в области налогообложения практически дословно повторяет пункт первый статьи 30 НК РФ.
Однако необходимо отметить и наличие существенных отличий указанных норм. Закон N 943-1 возложил на налоговые органы также функции контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Таким образом, в действующем законодательстве мы наблюдаем коллизию двух норм: Налогового кодекса и Закона "О налоговых органах".
По правилам разрешения юридических коллизий в данном случае, при применении следует руководствоваться нормой специального нормативно-правового акта, т.е. Закона "О налоговых органах".
Итак, на сегодняшний день система налоговых органов России - это единая централизованная система федеральных исполнительных органов власти.Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Таковыми в нисходящем по вертикали порядке построения являются:
- Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;
- Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу;
- Межрегиональная инспекция
Федеральной налоговой службы
по централизованной обработке
данных, Межрегиональная инспекция
Федеральной налоговой службы
по крупнейшим
- Федеральная налоговая
служба межрайонного уровня и
инспекция Федеральной
Данная структура системы определена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"[7]. В документе досконально расписаны права и обязанности всех перечисленных инспекций, а также управлений по субъектам РФ.
Каждый орган системы налоговых органов находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтролен, за исключением Федеральной налоговой службы межрайонного уровня и инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, который находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна сразу двум вышестоящим органам: ФНС России и Управлению.
К компетенции рядовых инспекций Минфин относит непосредственный контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета полученных доходов, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Помимо этого инспекции на местах регистрируют договоры коммерческой концессии, ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводят налоговые проверки и занимаются взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций.
На Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации согласно Приказа возложены обязанности контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства.[8] К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве. В их задачи входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах. Помимо этого УФНС обязаны вести прием налогоплательщиков и отвечать на каждый поступивший запрос.
Обязанности налоговых органов перед Министерством финансов РФ
При осуществлении своей деятельности - налогового контроля - налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
При постановке на учет в налоговых
органах, последние обязаны сообщать налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам
сведения о реквизитах соответствующих
счетов Федерального казначейства.
Полномочия налоговых и финансовых органов в области налогов и сборов
Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов регулируются нормами Налогового кодекса.
В данных нормах говорится:
1. Министерство финансов
Российской Федерации дает
- она введена в НК Федеральным законом N 58 от 29.06.04 и вступила в силу с 1 августа 2000 г. Изменения, внесенные в ст.34.2 Законом N 137 вступили в силу с 01.01.07;
- функции Минфина, указанные в п. 1 ст. 34.2 НК раньше были возложены на МНС. В связи с этим, принятые до упразднения МНС письма, разъяснения, приказы, инструкции и т.п. МНС — продолжают действовать до их отмены Минфином;
- ФНС (хотя она и входит в состав Минфин РФ) — не вправе выполнять функции, указанные в п. 1 ст. 34.2 НК;
- Положение о Минфине РФ утверждено постановлением Правительства РФ N 329 от 30.06.04 (в ред. от 26.07.06).
2. Финансовые органы субъектов
Российской Федерации и
- они посвящены лишь полномочиям в области налогов и сборов финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов, создаваемых в муниципальных образованиях;
- указанные финансовые
органы дают письменные
- полномочия, указанные в
п. 2 ст. 34.2 НК не следует передавать
налоговым органам субъектов
РФ и территориальным
3. Министерство финансов
Российской Федерации, финансовые
органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Ответственность налоговых и финансовых органов
Пункт первый статьи 35 НК РФ закрепил: налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Сходное положение закреплено в статье 13 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации": "Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, предусмотренном законом".
Таким образом, убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных решений или действий (бездействия) налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ). Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности в суде от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. Для налоговых органов главным распорядителем средств федерального бюджета является ФНС России, для таможенных органов - ФТС России.
Информация о работе Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов