Понятие и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· Определение понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
· Проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
· Определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;

Вложенные файлы: 1 файл

налог. система.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

·  контроль финансовых органов;

·  контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

·   контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

6) По периодичности проведения  налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

Первоначальными контрольные мероприятия  признаются проводимые в отношении  какого-либо налогоплательщика впервые  за год. Повторность же возникает  в том случае, когда в течение  календарного года осуществляется две  и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

 

1.2. Принципы налогового контроля

 

Принципы налогового контроля –  «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения».

1. Принцип законности

Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных  актов и основанных на них предписаний  иных правовых актов всеми участниками  отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности», а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости».

В рамках налогового контроля принцип  законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. 

Кроме того, согласно ст. 32 на налоговые  органы возлагается обязанность  осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

2. Принцип юридического равенства.

Данный принцип закрепляется в  Конституции РФ в ст. 19 и заключается  в том, что все равны перед  законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

«Данный принцип закрепляется и  в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает  какую-либо дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и и говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов»[22], что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация  не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).

Данный принцип хорошо проявляется через «призму» права  на судебную защиту, так как «право на правосудие – есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.)»[23],в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными лицами, государственными служащими.

Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

4. Принцип гласности.

Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций  и граждан деятельность государственных  органов, а также возможность  получения информации.

В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

Противоположным принципу гласности  можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.

5. Принцип соблюдения  налоговой тайны

Данный принцип соответствует требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

Устанавливается запрет разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и  тайну страхования»[24].

5. Принцип ответственности.

Заключается в том, что  «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей  за нарушение правил поведения в  сфере налоговых отношений»[25]. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Все виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса РФ, также в КоАП РФ.

Наряду с данным принципом  необходимо отметить и принцип презумпции невиновности налогоплательщика

6. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика

«Принцип презумпции невиновности налогоплательщика – новелла российского налогового законодательства.

Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его  виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Во-вторых, обязанность  по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы.

В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу».

7. Принцип независимости.

В настоящее время  налоговые органы РФ представляют собой  организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, приведены в  ст. 38

Налогового Кодекса Российской Федерации, это:

·  налоговые органы: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

·  таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;

·  органы государственных внебюджетных фондов;

·  финансовые органы;

·  федеральных органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;

·  иные контролирующие и правоохранительные органы.

Все вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них  задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

8. Принцип планомерности.

Под принципом планомерности  подразумевает, что любая контрольная  деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

Данный принцип призван  обеспечивать более эффективное  выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

9. Принцип объективности и достоверности.

Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

Теперь подведем итог к первому разделу «Понятие и  содержание Налогового контроля» курсовой работы:

Я дала определение понятию  налоговый контроль – как специализированный финансовый контроль со стороны государственных  органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Определила объект, субъект, цели, задачи и содержание налогового контроля,

Во втором подразделе я попыталась раскрыть основные принципы, положения, на основе которых осуществляется налоговый контроль, к ним относится: принцип законности, юридического равенства, соблюдения прав человека и гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика, ответственности, соблюдения налоговой тайны, гласности, защиты прав налогоплательщика, планомерности, объективности и достоверности и другие.

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ 

 

2.1 Формы налогового  контроля

«Форма контроля –  это способ конкретного выражения  и организации контрольных действий», относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля».

·  В ст. 82 Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:

·  налоговые проверки;

·  получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

·  проверки данных учета и отчетности;

·  осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

·  другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Также многие ученые к методам налогового контроля как в форме государственного финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам, так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией».

Однако все авторы сходятся в одном – «налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах»

Налоговая проверка –  это процессуальное действие налогового органа по контролю «за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей». Налоговая проверка «осуществляются  посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности»

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Выделяются различные виды налоговых  проверок. В данной работе будет  рассмотрена классификация на основании  объема проверяемой документации и  места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:

·  камеральная налоговая проверка;

·  выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая  проверка – «это проверка представленных

налогоплательщиком налоговых  деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа».

Информация о работе Понятие и виды налогового контроля