Понятие и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· Определение понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
· Проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
· Определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;

Вложенные файлы: 1 файл

налог. система.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Сущность камеральной налоговой  проверки заключается в следующем:

·  контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

·  выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

·  взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

·  привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;

·  подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка делится  на 3 вида:

·  Формальная проверка – «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок», проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Пример ошибок, которые могут быть найдены при проведении формальной проверки: «отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.»

·  Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

Пример ошибок – завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках

 Нормативная проверка – «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. »[

Пример ошибки, который  может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.

Таким образом, посредством  «исследования каждого отдельного документа при выявлении нарушения  налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога».

Срок проведения камеральной  налоговой проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может  подаваться как в письменном, так  и в электронном виде. «Налоговый орган не вправе проводить камеральную  проверку без декларации на основе иных документов». 

Одной из особенностей камеральной  проверки является её проведение по месту  нахождения налогового органа.

В соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления  ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не обязанность налогоплательщика».

В Налоговом кодексе  исчерпывающе указаны случаи, когда  проверяющие имеют право запрашивать  у налогоплательщика документы.

·  при использовании налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);

·  при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);

·  при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

·  если НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой декларацией документы.

Поэтому «когда налоговый  орган при проведении камеральной  налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований  для истребования у налогоплательщика  объяснений, а также первичных  учетных документов нет».

В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым  органам повторно проводить камеральные  проверки одной и той же декларации, за исключением подачи налогоплательщиком уточненной декларации.

В результате камеральной  налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. Решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2. решение об отказе  в привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

3. решение о проведении  дополнительных мероприятий налогового  контроля, то есть проведения  выездных проверок. «Выездная проверка  как наиболее трудоемкая форма  налогового контроля должна назначаться  только в тех случаях, когда  возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте».

Выездная налоговая  проверка – «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика».

Характерной чертой выездной налоговой проверки является место  ее проведения – на территории (в  помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в  котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов

В соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса объектом выездной налоговой  проверки являются отчетная документация налогоплательщика по одному или нескольким видам налога за период не более трех календарных лет и текущий календарный год.

«Срок проведения – не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый  орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

Сроки проверки также  могут быть продлены до четырех месяцев  в случае проверка организации, которая  имеет четыре обособленных подразделения  и более; и до шести месяцев  в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.

Помимо механизма продления  выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления  проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий  срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки».

Перечень оснований  для приостановления проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):

·  истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

·  получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

·  проведение экспертиз;

·  перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Во время приостановления  инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать документы и т.п. Таким образом, приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в  указанный срок не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В случае если установленный срок представления документов оказывается слишком коротким и не позволяет исполнить обязанность вовремя (к примеру, представить порядка 11 тыс. листов документов в виде копий, заверенных надлежащим образом)», то необходимо письменно уведомить проверяющих о невозможности исполнения требования в установленный срок, обязательно указав причину, желательно указав сроки ее подачи. Для подтверждения запроса необходимо решение руководитель налогового органа.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более  по одним и тем же налогам за один и тот же период.», за исключением  случая представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению инспекция может назначить повторную выездную проверку.

Помимо проверки документов «контролеры на территории налогоплательщика, – осмотр помещений. Но только внешний  осмотр. Любые просьбы открыть  сейф, включить компьютер и показать программу и подобные незаконны». Осмотр нужен налоговикам для того, чтобы решить – проводить ли инвентаризацию.

Также в ходе выездной проверки должностные лица, осуществляющие проверку могут осуществить выемку, изъятие документов. Как и при  изъятии имущества оформляется протокол, который подписывается инспектором, представителем налогоплательщика и двумя понятыми.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий  составляет справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения. После чего составляется акт о выездной налоговой проверки, где производится описание найденных нарушений со ссылками на законы, которые нарушены, а также документы, доказывающие эти нарушения, и предложения проверяющего по устранению недочетов.

«В случае несогласия налогоплательщика с нарушениями, указанными в Акте выездной налоговой  проверки, он может в двухнедельный  срок представить в налоговый  орган письменное объяснение мотивов  отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям».

В результате выездной налоговой  проверки могут быть вынесены следующие  решения:

1) решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности; 

2) решение об отказе  в привлечении налогоплательщика  к ответственности.

Таким образом наглядна видна эффективность налоговых проверок, которые позволяют осуществить непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов налогоплательщиком: рассмотреть всю отчётность налогоплательщиков, представляемую в налоговые органы в установленном порядке, сравнить суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом.

Однако, как отмечают многие авторы, максимальной эффективности  налоговых проверок как формы  налогового контроля можно достигнуть только через очень близкое взаимодействие с другими его формами: получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности и др.

Большое значение имеет  такая форма налогового контроля как учет налогоплательщиков.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ постановке на учет в налоговых  органах подлежат как организации, так и физические лица по месту  нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений организации, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Все указанные сведения включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

«В случае изменения  место нахождения или место жительства налогоплательщика, его снятие с  учета осуществляется налоговым  органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту учета.

Информация о работе Понятие и виды налогового контроля