Понятие налога и элементы налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:26, лекция

Краткое описание

Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическом применению всего налогового законодательства.

Содержание

1. Понятие и существенные признаки налога 3
2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей 5
3. Функции налогов 7
4. Элементы налога и их характеристика 8

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекции по налоговому праву (2).docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени  В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

_________________________________________________________________

Кафедра правового обеспечения  ВЭД

 

Лекция по дисциплине «Налоговое право»

на тему «Понятие налога и элементы налога»

 

 

Выполнили: студенты 4-го курса

очной формы обучения

юридического факультета

группа 422

Борунова Я.

Васильев Д.

Васильева В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Понятие и существенные признаки налога 3

2. Соотношение налогов  и иных обязательных платежей 5

3. Функции налогов 7

4. Элементы налога и их характеристика 8

 

1. Понятие и  существенные признаки налога

Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическом применению всего налогового законодательства.

На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой являлся тот или иной автор; разработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д. Русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как «принудительные денежные взносы частных хозяйств1», «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных2», «принудительные сборы постоянного характера3».

Важную роль в выработке  понятия категории «налог» сыграл Конституционный Суд РФ.  Впервые налог стал объектом рассмотрения со стороны Конституционного Суда РФ в связи с запросом о конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. «О введении платы за выдачу лицензий на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции». В решении по данному делу Конституционный Суд РФ, исследовав порядок установления налогов, отметил: «...федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством».

Большое значение для выявления  юридической сущности налогов имеет  решение Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности  ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной  границе Российской Федерации». В  названном решении Конституционный Суд РФ выявил целевое назначение налоговых платежей и их имущественный характер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее Суд указал, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

С. Г. Пепеляев, исследовав и  суммировав необходимые признаки налогов, вывел следующее определение: «Налог — единственно законная (устанавливаемая  законом) форма отчуждения собственности, физических и юридических лиц  на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти»4.

В настоящее время налог  имеет законодательно установленное  содержание, основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаками налога являются:

1) императивность, которая  означает, что субъект налога  не вправе отказаться от возложенной  на него обязанности безвозмездно  внести часть своего дохода (согласно  закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

2) смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

3) безвозвратность и безвозмездность  передаваемой части дохода, которые  означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

4) легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций;

5) денежный характер, который означает, что налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме;

6) публичное предназначение - налоговые платежи предназначены  для обеспечения расходов публичной  власти.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.

 

2. Соотношение  налогов и иных обязательных  платежей

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов.

Юридические содержания налогов  и сборов не являются тождественными. Одно из существенных различий между ними — признак возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 72 Конституции РФ указывается на «установление общих принципов налогообложения и сборов».

Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного Закона РФ, законодатель также не ввел в НК РФ понятие пошлины.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

  Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как  правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Следовательно, уплата сбора  или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы  и пошлины как индивидуальные платежи. Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги.

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового  установления. Налоги могут быть установлены  только законодательством о налогах  и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.

Следовательно, налог и  сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

— обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

— адресное поступление  в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

— изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

— возможность принудительного  способа изъятия;

— осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.

1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие  от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

 

3. Функции налогов

Функция налога — это  способ выражения сущностных свойств  налога. Важнейшими функциями налогов являются: фискальная (распределительная), регулирующая и социальная.

Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых  для осуществления им возложенных  на него обществом функций. 
В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающими движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Регулирующая функция  налогов. Эта функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т.п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.

Социальная функция. Данная функция затрагивает проблемы справедливого  налогообложения и реализуется посредством: 
- использования прогрессивной шкалы налогообложения; 
- применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); 
- введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия); 
- введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды; и т.п. 
            Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути, социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица. 
Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.

  Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность»

финансовых потоков. Контрольная функция налогов является частной разновидностью охранительной функции финансового права и налогового — как его подотрасли. Одна из важных задач налогового контроля — проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов.

 

4. Элементы налога и их характеристика

Согласно пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Налог считается установленным  лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Согласно статьи 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся следующие:1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговый период; 4) налоговая ставка; 5)порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога.

Информация о работе Понятие налога и элементы налога