Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:22, реферат
Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.
Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.
Законодательные основы ныне действующей налоговой системы России были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены Законом РФ от 27 декабря 1991 г "Об основах налоговой системы, в Российской Федерации" Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 " Об основах налоговой системы, в Российской Федерации " (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2004) // "Ведомости СНД и ВС РФ". - 1992. - № 11.- ст. 527..
Данный Закон РФ определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц в области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов в Российской Федерации. Так, в ч. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вообще не упоминается понятие «налоговая система», а все статьи Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которые давали определение налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основы системного подхода к формированию сложной государственной структуры как системы, в последующем были отменены.
В данной работе предлагается налоговая система, разработанная исходя из федеральных законов и из правоохранительной практики. Прежде всего, дадим определение - налоговой системе. Если исходить из значения налоговой системы для рыночной экономики, корректно утверждать, что налоговая система - это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).
В более узком значении, подразумевающем
ее внутреннее содержание, налоговая
система представляет собой совокупность
предусмотренных налогов, принципов,
форм и методов их установления,
изменения или отмены, уплаты и
применения мер по обеспечению их
уплаты, осуществления налогового контроля,
а также привлечения к
По нашему мнению налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов: 1) Налоговые органы; 2) Налоговое законодательство; 3) Налоги; 4) Пошлины; 5) Сборы; 6) Другие платежи.
Под налоговыми органами понимаются
органы, участвующие в налоговых
правоотношениях и
Второй элемент налоговой
Конституция РФ не допускает взимания
налога или сбора на основе указа,
постановления, распоряжения или другого
акта органа исполнительной власти. На
этих конституционных положениях базируется
и НК РФ. Cогласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части
первой НК РФ понятие «законодательство
о налогах и сборах»
В действительности налоговые отношения
регулируются не только законами, но и
подзаконными актами. Однако необходимо
учитывать, что только закон налагает
на налогоплательщика
Таким образом, налоговое законодательство
- совокупность норм, содержащихся в
законах РФ и принятых на их основе
законах субъектов РФ, актов представительных
органов местного самоуправления, устанавливающих
систему налогов и сборов, общие
принципы налогообложения и сборов,
основания возникновения, изменения
и прекращения отношений
Следующий элемент - налоги. Формирование
доходов федерального бюджета Российской
Федерации, бюджетов субъектов РФ, а
также местных бюджетов осуществляется
за счет трех основных видов источников
- налогов, неналоговых доходов и
прочих доходов. При этом определяющим
и главным доходным источником, являются
налоговые поступления, удельный вес
которых в консолидированном
бюджете России за все годы проводимых
экономических реформ, не был ниже
82-83% всех государственных доходов
См: Пансков В.Г. О налоговой системе
России// «Федеральный справочник» http://www.
Итак, в ряду государственных доходов
налогам принадлежит важнейшее
место. Законодательное определение
налога дано в ст. 8 части первой НК
РФ. Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Налоги выражают обязанности юридических
и физических лиц, получающих доходы,
участвовать в формировании финансовых
ресурсов государства. Являясь инструментом
перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать)
людей в развитии той или иной
формы деятельности. Поэтому налоги
выступают важнейшим звеном финансовой
политики государства в современных
условиях. Главные принципы налогообложения
- это равномерность и
Денежные средства, вносимые в виде
налогов, не имеют целевого назначения.
Они поступают в бюджет и используются
на нужды государства. Государство
не предоставляет
Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1) Обеспечение финансирования
2) Государственное регулирование
экономики (регулирующая
3) Поддержание социального
4) Стимулирующая функция. См: Налоги
и налогообложение.
Во всех государствах, налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до-ходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недо-статочны для обеспечения должного уровня развития -фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Важную роль играет функция, без
которой в экономике, базирующейся
на товарно-денежных отношениях, нельзя
обойтись - регулирующая. Рыночная экономика
в развитых странах - это регулируемая
экономика. Развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования ссудным капитал
Социальная или
Последняя функция налогов - стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и
санкций государство