Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:22, реферат
Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.
Пошлины и сборы. В отличие от
налогов, при уплате пошлины или
сбора всегда присутствуют специальная
цель (за что конкретно уплачивается
пошлина) и специальные интересы
(плательщик в той или иной мере
непосредственно ощущает
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины,
взимаемые в связи с
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений» (п. 2 ст. 8). К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13--15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
К понятию "другие платежи" относят обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
I. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
Налоги - обязательные платежи в бюджет, осyществляемые юридическими и физическими лицами.
Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:
1) объект налога - это имyщество или доход, подлежащие обложению;
2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - это величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - это полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могyт взиматься следyющими способами:
1) кодастровый налог - (от слова кодастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - докyмент, в котором
плательщик налога приводит
3) y источника Этот налог
вносится лицом выплачивающим
доход. Поэтомy оплата налога производится
до полyчения дохода, причем полyчатель
дохода полyчает его
Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy.
Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, полyчаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могyт быть yстановлены различные ставки, льготы и дрyгие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и yпрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных госyдарствах.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов. В первую очередь налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на - государственные и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). В связи с этим систему налогов РФ необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов Указанные налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает непосредственно сам налог..
Федеральные налоги в России установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен НК РФ. Устанавливая региональные налоги, представительные органы субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения в действие местных налогов.
При этом важно отметить, что разделение
налогов на федеральные, региональные
и местные не означает, что они
жестко закреплены и должны полностью
перечисляться исключительно в
соответствующий бюджет. Распределение
большинства налогов между
Первой частью НК РФ в России установлено
в целом 26 налогов и сборов, в
том числе 14 федеральных, 7 региональных
и 5 местных налогов. При этом для
конкретного налогоплательщика
количество уплачиваемых налогов несравненно
меньше, чем это предусмотрено
в Кодексе, поскольку в их числе
достаточно много специфических
налогов, уплата которых возложена
на ограниченное число предприятий.
К таким налогам относятся, в
частности, акцизы, налог на добычу
полезных ископаемых, лесной налог
и ряд других. Кроме того, значительное
число включенных в налоговую
систему России налогов уплачивается
физическими лицами. Одновременно с
этим установленный в Кодексе
перечень налогов содержит для организаций-
Важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов, с принятием НК РФ, стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы. Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень, хотя и установлен в Кодексе, может существенно изменяться решением федеральной законодательной власти. Так, с момента вступления в действие части первой НК РФ были введены и через непродолжительное время отменены такие экзотические налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств. Это является возможным исключительно потому, что Кодекс не запрещает этого делать, а также в связи с тем, что в нем отсутствует положение о том, что введение нового налога должно сопровождаться отменой одного из действующих.
В зависимости от назначения налоги делятся на общие и целевые.
Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета.
Во-первых, с психологической точки
зрения налогоплательщик с большей
готовностью уплачивает налог, в
пользе которого он уверен. Так, налог
с владельцев автотранспортных средств
в Москве имел целевую направленность
на реконструкцию кольцевой
Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу КозыринА.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.-- М.: Манускрипт, 1999.--С. 32. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»//Собрание законодательства Российской Федерации,-- 1995.-- № 10.-- Ст. 823..
Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это -одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114).
Установление целевых налогов
должно быть обусловлено конституционно
значимыми целями. Для введения целевого
налога следует обосновать с конституционных
позиций необходимость
Целевые налоги предназначаются
Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога: нет конкретного дохода -нет и конкретного расхода.