Понятие налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:22, реферат

Краткое описание

Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.

Вложенные файлы: 1 файл

11.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

Пошлины и сборы. В отличие от налогов, при уплате пошлины или  сбора всегда присутствуют специальная  цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь  специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания  пошлины или сбора состоит  лишь в покрытии без убытка, но и  без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины  или сбора определяют исходя из характера  и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в  конкретной сумме.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением  административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении  или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые  как компенсация за определенные расходы общества в интересах  конкретных лиц (например, пошлины с  владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее  действие на автодороги). Выделяют также  пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, и др. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная  и таможенная. Государственная пошлина  взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений  и других документов судом, регистрация  актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту) Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине»//Собрание законодательства Российской Федерации.-- 1996.-- № 1.-- Ст. 19 (с изменениями и  дополнениями)..Регистрационные пошлины  взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1//Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР.-- 1992.-- Nв42--Ст.2319. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений» (п. 2 ст. 8). К категории «сборы» можно  отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13--15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования  объектами животного мира и водными  биологическими ресурсами, а также  федеральные, региональные и местные  лицензионные сборы.

К понятию "другие платежи" относят  обязательные отчисления в государственные  внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные  фонды. По своей социально-экономической  сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый  характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный  валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда  и включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг).

 

I. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ.

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осyществляемые юридическими и физическими лицами.

Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:

1) объект налога - это имyщество или доход, подлежащие обложению;

2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - это величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - это полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могyт взиматься  следyющими способами:

1) кодастровый налог - (от слова кодастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 

Примером такого налога может  слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это  транспортное средство или простаивает.  

2) на основе декларации  Декларация - докyмент, в котором  плательщик налога приводит расчет  дохода и налога с него. Характерной  чертой такого метода является  то, что выплата налога производится  после полyчения дохода и лицом  полyчающим доход. Примером может  слyжить налог на прибыль.

3) y источника Этот налог  вносится лицом выплачивающим  доход. Поэтомy оплата налога производится  до полyчения дохода, причем полyчатель  дохода полyчает его yменьшенным  на сyммy налога.

Например подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы  из нее вычитается сyмма налога и  перечисляется в бюджет. Остальная  сyмма выплачивается работникy.

Сyществyют два вида налоговой  системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, полyчаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могyт быть yстановлены различные ставки, льготы и дрyгие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и yпрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей.

Глобальная налоговая  система широко применяется в  Западных госyдарствах.

 

 

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ  НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

Группировка налогов по методам  их установления и взимания, характеру  применяемых ставок и объектов обложения  и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов. В  первую очередь налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень  власти устанавливает важнейшие  элементы налога и вводит его в  действие. По этому признаку налоги подразделяются на - государственные  и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные  налоги подразделяются на федеральные  и региональные (налоги субъектов  Федерации). В связи с этим систему  налогов РФ необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов Указанные  налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает  непосредственно сам налог..

Федеральные налоги в России установлены  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов  также установлен НК РФ. Устанавливая региональные налоги, представительные органы субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим  видам налогов, но в пределах, установленных  НК РФ, налоговые льготы, порядок  и сроки уплаты налогов. Все остальные  элементы региональных налогов установлены  соответствующей главой НК РФ. Таков  же порядок введения в действие местных  налогов.

При этом важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они  жестко закреплены и должны полностью  перечисляться исключительно в  соответствующий бюджет. Распределение  большинства налогов между бюджетами  разных уровней в Российской Федерации  осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих  бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации  устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в  соответствующих бюджетах с целью  осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Первой частью НК РФ в России установлено  в целом 26 налогов и сборов, в  том числе 14 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. При этом для  конкретного налогоплательщика  количество уплачиваемых налогов несравненно  меньше, чем это предусмотрено  в Кодексе, поскольку в их числе  достаточно много специфических  налогов, уплата которых возложена  на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в  частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог  и ряд других. Кроме того, значительное число включенных в налоговую  систему России налогов уплачивается физическими лицами. Одновременно с  этим установленный в Кодексе  перечень налогов содержит для организаций-налогоплательщиков и альтернативные виды налогов. В  частности, добывающие предприятия  получают возможность вместо акцизов  на природный газ уплачивать по новым  скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который  возникает при достижении определенного  уровня окупаемости затрат в добычу газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи. Одновременно с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе  России, фактически пять налогов (налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины  и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма  рыночных отношений в России, решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Вместе с тем  первые четыре налога являются определяющими  с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков - юридических  лиц.

Важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов, с принятием  НК РФ, стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган  местного самоуправления не имеет права  ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы. Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень, хотя и установлен в Кодексе, может существенно изменяться решением федеральной законодательной власти. Так, с момента вступления в действие части первой НК РФ были введены и через непродолжительное время отменены такие экзотические налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств. Это является возможным исключительно потому, что Кодекс не запрещает этого делать, а также в связи с тем, что в нем отсутствует положение о том, что введение нового налога должно сопровождаться отменой одного из действующих.

В зависимости от назначения налоги делятся на общие и целевые.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов  доходов. Налоги, не предназначенные  для финансирования конкретного  расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета.

Во-первых, с психологической точки  зрения налогоплательщик с большей  готовностью уплачивает налог, в  пользе которого он уверен. Так, налог  с владельцев автотранспортных средств  в Москве имел целевую направленность на реконструкцию кольцевой автодороги.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться  для придания большей независимости  конкретному государственному органу КозыринА.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.-- М.: Манускрипт, 1999.--С. 32. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»//Собрание законодательства Российской Федерации,-- 1995.-- № 10.-- Ст. 823..

Однако необходимо учитывать, что  одним из конституционных принципов  установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это -одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного  принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности  и единства бюджета (ст. 114).

Установление целевых налогов  должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных  позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.

Целевые налоги предназначаются непосредственно  для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления  поступающих средств. Для этого  учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета  сумм налога.

Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой  налог, то проведение мероприятия всецело  зависит от этого налога: нет конкретного  дохода -нет и конкретного расхода.

Информация о работе Понятие налоговой системы